Оглашен 03 апреля 2024 года
Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан
Дуйсеновой Т.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемая Тамара Босымбековна!
В рамках социальной политики Казахстана активно продвигаются равные возможности для участия лиц с инвалидностью в общественной жизни. Тем не менее, проблема трудоустройства граждан с ограниченными возможностями остается одной из важнейших и долгосрочных задач, несмотря на предпринимаемые меры. В пределах своих возможностей я оказываю поддержку в трудоустройстве тем, кто обращается. Однако для эффективного решения этой проблемы необходима активная поддержка со стороны Правительства, проведение анализа и принятие соответствующих мер для улучшения ситуации.
По официальным данным на сегодняшний день в Казахстане проживают порядка 725 тыс. лиц с инвалидностью, из них 385 тыс. – трудоспособного возраста (53%). При этом треть из них или 138,7 тыс. вовлечены в активную трудовую деятельность (36%).
Проблема трудоустройства лиц с инвалидностью в значительной степени обусловлена недостаточным доступом к соответствующему образованию. Большинство из них обладает средним образованием, однако лишь небольшая часть имеет высшее образование. Низкий уровень образования среди лиц с инвалидностью, а также неэффективная подготовка на базе среднего и технического образования, создают серьезные препятствия для успешной интеграции на рынок труда.
Здесь наблюдается отсутствие эффективного взаимодействия между компетентными государственными органами. В то время как одно ведомство принимает меры, обязывающие организации трудоустроить лиц с инвалидностью, другие ведомства недостаточно уделяют должное внимание вопросам образования данной категории населения.
Работодатели часто сомневаются в эффективности работы на рынке труда данной категории лиц и не желают принимать их на работу, что уменьшает мотивацию у лиц с инвалидностью и укрепляет их неуверенность в способности к успешной занятости.
Недостаточная поддержка в процессе трудоустройства и наличие специфических барьеров на рабочих местах дополнительно усугубляют ситуацию, приводя к тому, что многие люди с инвалидностью предпочитают оставаться на периферии рынка труда.
Более того, выбор профессии для школьников представляет собой сложную задачу. Дети с особыми потребностями, а также их родители, сталкиваются с вопросами о будущем, о том, смогут ли они стать полноценными членами общества, обеспечиваться не только государственной поддержкой, но и быть финансово независимыми, принося пользу обществу.
Вопросы профориентации были подняты мной в мае прошлого года, однако несмотря на положительный ответ Правительства на мой депутатский запрос, эффективных результатов со стороны министерств мы не наблюдаем. Для решения данной проблемы требуется более системное и согласованное воздействие.
Таким образом, решение данной проблемы требует комплексного подхода. Учитывая текущее состояние и потребности в обеспечении трудоустройстве граждан с инвалидностью, предлагается рассмотреть следующие предложения:
Необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании адаптированных образовательных программ и повышении уровня профессиональной подготовки, а также адаптации инфраструктуры и методик обучения для облегчения интеграции лиц с ограниченными возможностями на рынок труда.
Установление эффективного взаимодействия между государственными органами, важно согласовать действия различных ведомств для обеспечения целенаправленной поддержки лицам с инвалидностью.
Расширение предоставления государственных грантов и льгот для студентов с инвалидностью с целью обеспечения равных возможностей в доступе к высококачественному образованию.
Разработка и внедрение эффективных механизмов контроля за соблюдением законодательства о гарантиях прав лиц с инвалидностью.
В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ в установленные законодательством сроки.
С уважением,
Депутаты фракции партии «Respublica»: Д. Наумова, А. Қожаназаров, Р. Берденов, О. Құспеков, А. Қошмамбетов, Н. Тау