Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Азат Перуашев предложил защитить казахстанских участников рынка госзакупок в условиях девальвации тенге

             Оглашен 18 ноября 2015 г.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

г-ну Масимову К.К.

Депутатский запрос

Уважаемый Карим Кажимканович!

Совершённый в августе т.г. переход к политике инфляционного таргетирования и свободному курсу национальной валюты Казахстана был обоснован целями стабилизации экономики и поддержки предпринимателей.

Между тем, его реализация поставила под вопрос исполнение договоров по государственным закупкам и закупкам квазигосударственного сектора,  заключенных до указанного перехода.

Как известно, казахстанские производители в настоящее время обеспечивают лишь определённую часть рынка и не способны полностью покрыть потребности государственного и квазигосударственного сектора как по потребительским, так и по промышленным товарам. Даже в их продукции доля импортных материалов и комплектующих нередко составляет более 50% стоимости.

 В этой связи, исполнение договоров, заключённых в рамках Закона РК «О государственных закупках», для поставщиков в большинстве случаев сопряжено с расчетами в иностранной валюте. Данный факт влечет автоматическое удорожание себестоимости поставляемых товаров, работ, услуг в связи с возникшей разницей курса валют около 40%.

Между тем, норма прибыли для бизнеса по таким контрактам в большинстве случаев закладывалась в пределах 10-15%. В результате можно констатировать, что исполнение договоров по госзакупкам на условиях, принятых до августа т.г., для поставщиков будет означать прямые убытки, а в ряде случаев – и угрозу полного банкротства.

В тоже время, увеличение суммы заключенных договоров не представляется возможным, поскольку Закон РК «О государственных закупках» содержат исчерпывающий перечень оснований по внесению изменений и/или дополнений в заключенный договор о закупках. Норма по увеличению размера оплаты без аналогичного увеличения объема поставки товаров работ и услуг ими не предусмотрена.

По сведениям НПП «Атамекен», судебные инстанции, рассмотрев сложившуюся ситуацию отказались признать её обстоятельства форс-мажорными и отнесли к «предпринимательским рискам».

Кроме того, вышеуказанным Законом и подзаконными актами, при неисполнении Поставщиком договорных обязательств, предусмотрено обязательное обращение заказчика в лице госоргана в суд с последующим включением предприятия в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Аналогичные нормы действуют в правилах закупок Фонда «Самрук-Казына», утверждаемых правительством.

Тем самым, предприниматель, без какой-либо личной вины или умысла, сам оказавшийся в крайне тяжёлой ситуации, вдобавок лишается права доступа на рынок государственных или квазигосударственных закупок.

Однако в условиях резкого сокращения кредитования, падения инвестиционной активности и покупательской способности населения, это зачастую будет означать лишение бизнеса единственного источника доходов и последней надежды на выживание в этот непростой период.

Фактически, тем самым произойдёт «зачистка» рынка госзакупок и закупок госпредприятий от казахстанских производителей и поставщиков и его передел в пользу иностранных компаний.

В этой связи вчера к депутатам фракции «Ак жол» обратились ряд членов Национальной палаты «Атамекен» и её руководства с просьбой о поддержке отечественного бизнеса.

На основании вышеизложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Вас рассмотреть возможность срочного законодательного урегулирования вышеназванных вопросов, направленных на защиту казахстанских производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.

В частности, мы предлагаем заменить обязанность госорганов и госпредприятий обращаться в суд по фактам неисполнения условий договора поставщиком – правом на такое обращение, в случае установления преднамеренного уклонения от исполнения договора; а также предоставить право заказчику на корректировку условий договора по объективным обстоятельствам, имеющим общенациональные масштабы, хотя бы для долгосрочных договоров.

С уважением,

Депутаты парламентской

 фракции «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Никитинская

А. Абильдаев

Т. Ергалиев

Н. Жазылбеков

С. Кадралиева

М. Казбекова

А. Туртаев