Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Демпартия «Ак жол» обвинила Мининдустрии в бездействии в развитии нефтегазового машиностроения

 

Демпартия «Ак жол» обвинила Мининдустрии в бездействии в развитии нефтегазового машиностроения

Депутатский запрос фракции «Ак жол» Первому вице-премьеру РК Р.Скляру

В политической программе Демпартии «Ак жол» особое место отводится изменению уклада национальной экономики, развитию технологических отраслей и уходу нашей страны от сырьевой зависимости.
Считаем, что важную роль в этом процессе должны были сыграть ведущие иностранные инвесторы, эксплуатирующие крупнейшие месторождения Казахстана.
Однако, к сожалению, за три десятилетия ни один иностранный инвестор, вывозящий казахстанские нефть и газ, до сегодняшнего дня не построил в Республике ни одного нефтеперерабатывающего завода, не привлёк ни одного мирового производителя для создания СП с казахстанским бизнесом по производству техники, которое сами инвесторы завозят для добычи наших природных богатств.
По данным Союза машиностроителей, недропользователи ежегодно тратят на импорт нефтегазового оборудования до 2 млрд долл США, или почти 1 трлн тг., а в целом ими импортируется продукции порядка 8 трлн. тг в год.
Хотя многое из этого могло бы производиться отечественными заводами. Это и рабочие места, и налоги, и технологическое развитие экономики.

Демпартия «Ак жол» уверена, что вклад сырьевых гигантов должен не ограничиваться налогами, а выражаться в изменении структуры экономики, содействии обрабатывающим производствам, передаче казахстанским партнёрам технологий на используемое оборудование и т.д.
Правда, Минэнергетики при обсуждении наших поправок в Кодекс о недрах, напротив, считает, что вклад инвесторов, распродающих природные богатства Казахстана, должен ограничиться налогами; а норма Конституции о принадлежности недр народу - по их мнению, ничего не меняет.
Но налоги платит каждый предприниматель, от магазинчика или СТО, даже если они принадлежат ему самому. А тут речь об эксплуатации крупнейших месторождений, принадлежащих народу.

Ещё три года назад, под давлением бизнес-сообщества и правительства, ведущие нефтегазовые консорциумы (ТШО, Карачаганак ВР и NCOC (Кашаган) создали Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Ожидалось, что благодаря этому Центру, в Казахстане будут созданы как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования - такие планы были заявлены на сайте правительства.
Однако вся работа Центра свелась к сбору данных, фиксации ситуации и составлению планов.
Например, выявлено, что по закупкам клапанов доля местного содержания составляет 8%,
По КИПам и автоматике – 0,1%.
По насосам и уплотнителям – 0%.
По технологическим фильтрам – 0,3% и т.д.

Вопреки ожиданиям, отечественным предприятиям не передаются полноценные данные о потребностях операторов и технических характеристиках закупаемого ими оборудования.
Не оказывается содействия в подборе мировых производителей, в трансферте их технологий и создании совместных производств.
Самое главное - работа Центра за три года никак не повлекла увеличения контрактов иностранных инвесторов с казахстанскими компаниями.
Ни о каких 10 новых крупных предприятиях, ни о каком совместном производстве или передаче лицензий вообще ничего не известно.
Т.е. казахстанский бизнес снова «поманили морковкой», а по факту гора родила мышь.
Хотя в развитие того начинания фракция «Ак жол» в 2021 г. добилась внесения в закон «О промышленной политике» таких инструментов, как как офсетные сделки и оффтейк-контракты недропользователей с производителями, которые так и не заработали из-за бездействия и пустых обещаний Мининдустрии.
И дело даже не в Центре, а в 30-летней практике игнорирования инвесторами национальных интересов нашей страны.

Учитывая предыдущие запросы фракции «Ак жол», а также опираясь на норму о принадлежности земли и недр Казахстана народу Республики, предлагаем:
1) Сообщить о причинах неэффективной деятельности Международного центра нефтегазового машиностроения и невыполнения заявлявшихся при его создании задач;

--2) Обязать руководство центра и его учредителей в лице крупнейших нефтегазовых компаний строго следовать поставленным задачам; 3)Рассмотреть вопрос о нецелесообразности продления Соглашений о разделе продукции с указанными нефтегазовыми консорциумами, как не соответствующих Конституции Казахстана и не отвечающих нашим национальным интересам.

С уважением, депутаты фракции «Ак жол»