Шаталов
Никита
Сергеевич

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление в Telegram

Президент сегодня сам провел заседание штаба по координации противопаводковых мероприятий и ликвидации последствий паводкового периода. Паводки не кончились, и, по словам президента, еще даже не пройден их пик. Это значит, что, если акиматы снова займутся перекладыванием ответственности и не предпримут все необходимые меры, то пострадавших будет больше.

В этом году паводки пришли не только в сельские районы, но и в города: в ЗКО затопило здание акимата, ЧС было объявлено в Кокшетау и Темиртау, топило юго-восточный район Караганды. Не видно даже попыток устроить искусственные водохранилища для талых вод, которые потом очень пригодились бы летом: я видел лишь то, что вдоль дорог топит сами сельхозугодья.

Президент в своей речи четко зафиксировал факт не только финансовых, но и политических потерь. Эти паводки не свалить на старый Казахстан, как это было, допустим с авариями на ТЭЦ. Здесь уже не досмотрели те, кто отвечает за территории. Не провели в достаточной степени профилактические мероприятия, не посмотрели прогнозы, которые между прочим были, не послушали экспертов. Поэтому и возникла эта "100% готовность к паводкам", которая обернулась эвакуацией людей и имущественными потерями. Вода, как и огонь, не щадит ничего – ни дома, ни технику, ни скот. Людям часто некуда вернуться после наводнений. И сейчас главная задача – сделать так, чтобы в скором времени все потери были компенсированы.

Но самое плохое то, что ни в случае с отопительным сезоном, ни в случае с паводками у нас нет достаточного количества специалистов, которые могли бы спрогнозировать чрезвычайные ситуации и заняться подготовительной работой, чтобы превратить потенциальный паводок если не в собственную выгоду, то хотя бы в то, что происходит вдали от людей и дорог. Эта проблема заслуживает отдельного внимания, потому что без экспертов в таких сферах мы не сможем дать тот самый экономический рост, потому что не сможем обеспечить наличие базовой инфраструктуры и безопасности.

Отдельный вопрос, как мне кажется, еще и в том, что противопаводковые мероприятия у нас тоже превратились в кормушку для бизнеса, так как отданы в "конкурентную среду". Каждый год мы слышим, что подрядчики нас подводят на ТЭЦ, дорогах, школах. Почему мы решили, что должны отдавать безопасность на аутсорс каким-то компаниям – интересный вопрос, который мы в свое время поднимали еще в отношении ПВАСС. Скорее всего, есть необходимость закрыть и эту лавочку и иметь специалистов в конкретных государственных органах. Тем более что мы создали отдельное министерство водных ресурсов.

Впереди много работы, в том числе и на уровне парламента. Сейчас коллеги начинают вносить поправки в Водный кодекс, в работе закон о государственных закупках, Бюджетный кодекс. И я уверен, что много нового мы узнаем после того, как последствия паводков будут ликвидированы, и пройдет полноценный разбор полетов не только по конкретным виновным, но и институциональным условиям, из-за которых это стало все возможно.