СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
"Паводки в Казахстане: проблемы и решения"

Паводки в Казахстане: проблемы и решения

Какие системные и эффективные меры спасут от подтоплений регионы страны и семьи тысяч казахстанцев? Этот вопрос стал ключевым на экспертном обсуждении аналитической группы «Кипр» и Фонда Сорос-Казахстан «Паводки в Казахстане: проблемы и решения». Как выработать и добиться реализации противопаводковых мер, о которых неоднократно говорили представители научных институтов и специалисты водного профиля? Какие механизмы позволят участвовать представителям науки и общественности в выработке и принятии решений? Возможен ли результативный общественный контроль и реальный учет мнений населения в системе госуправления в части предотвращения ЧС?

В этом году, несмотря на подготовку госорганов к сезону весеннего половодья, от паводков пострадали пять областей страны, оказались подтоплены сотни домов, ущерб нанесен тысячам казахстанцев. Пострадали также объекты инфраструктуры – размыты дороги, прорваны дамбы и т.д. Казахстанцы убеждены: подготовка к половодью со стороны госорганов неэффективна и недостаточноста. Аргументы о недочетах прогнозных расчетов, изменениях климата, аномально больших объемах осадков оказались уязвимы для критики как несостоятельные. При этом в центре критики оказались представители структур по предотвращению чрезвычайных ситуаций, тогда как проблема шире зоны ответственности только одного министерства и его подразделений.

Нынешние паводки актуализировали ряд проблем, на которые эксперты обращают внимание не первый год. Специалисты водного профиля отмечают нехватку системного подхода со стороны исполнительной власти, основанного на научных знаниях и практическом опыте ученых. Эксперты считают, что необходимо учитывать цикличность многоводных и маловодных лет и вырабатывать комплексные решения, определить правовой статус гидротехнических сооружений, обратить внимание на подготовку кадров по водопользованию в достаточном количестве. Отмечено также, что многочисленные реорганизации, отсутствие сегодня отдельных министерств по ЧС и водному хозяйству не способствуют повышению качества работы в профильных направлениях. Гражданские активисты обращают внимание на пассивную роль, отведенную населению, тогда как граждане могут выступить как партнеры для госорганов, используя инструменты социального аудита и т.д.

Депутат Мажилиса Парламента РК Ирина СМИРНОВА отмечает: актуальность вопросов водообеспеченности Республики Казахстан выводит их на уровень национальной безопасности. Государственные органы предпринимают конкретные активные шаги к решению водных проблем, тем не менее системные и частные аспекты в данной сфере требует упорядочения, верной расстановки приоритетов, глубокого изучения.

Ирина Смирнова отмечает разрозненность управления и изучения в водной сфере. Водные вопросы курируют разные ведомства, в т.ч. Министерство сельского хозяйства, в деятельности которого изначально заложен конфликт интересов, в связи с чем затруднено формирование единой цельной стратегии по решению водных проблем. Также из-за отсутствия единого координирующего центра неэффективно управляются научные исследования и бюджетные средства, которые на них расходуются: научные исследования ведутся параллельно друг другу, иногда совпадают в тематике, поскольку идут по линии различных министерств и ведомств. Очевиден недостаток информационного обмена между ними.

Таким образом необходимо ставить вопрос о формировании единого управляющего центра в водной сфере, который сформировал бы единую стратегию развития, включая изучение водных ресурсов, оперативное управление ими и стратегическое планирование.

Требуется большая технологичность подходов к решению водных проблем. В промышленности – модернизация гидротехнического сооружения и очистных сооружений, обеспечение их безопасности. В сельском хозяйстве – ремонт лотковых систем, пересмотр культур в орошаемом земледелии. В коммунально-бытовом хозяйстве – модернизация водопроводов и канализации, в системе ЖКХ с дальнейшим сокращением потерь при транспортировке воды, разделение воды на категории питьевого и технического назначения. В целом по всем отраслям – ориентация на рост оборотного, циклического водопользования.

Юрий ИЛЬИН, заместитель министра внутренних дел РК отмечает, что в 2016 году в целях недопущения подтоплений построено 122 км и произведен ремонт 146 км существующих защитных дамб, очищено 13,2 тыс. водопропускных труб под автомобильными дорогами и мостами и 1,6 тыс. под железнодорожными путями. В текущем году построено 1,6 км и отремонтировано 42 км защитных дамб, возведено 114 км временных дамб, очищено 22,4 тыс. водопропускных труб под автомобильными дорогами и мостами и 4,2 тыс. под железнодорожными путями.

Из населенных пунктов в этом году вывезено 16,5 млн. м3 снега. В период паводка заблаговременно эвакуировано более 10 тысяч и спасено 90 человек.

В последние годы, по словам Юрия Ильина, для предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод, МВД реализовало крупные водохозяйственные проекты: строительство Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья, Астанинского контррегулятора («Защита г. Астана от затопления водами реки Есил»).

Чрезвычайные ситуации, связанные с вредным воздействием вод, могут возникать в результате ухудшения технического состояния водоподпорных и водорегулирующих гидротехнических сооружений.

Заместитель генерального директора Казахстанского агентства прикладной экологии по науке, академик Академии водохозяйственных наук РФ (РАВН), доктор технических наук, профессор Малик БУРЛИБАЕВ отмечает, что все реки Казахстана по типу питания относятся к центрально-азиатскому, т.е. 70-80% годового стока составляют снегозапасы (запасы воды в снежном покрове, т.е. высота слоя воды (в мм), образующейся при полном таянии снежного покрова). При выявлении запасов воды в снегозапасах исключительную роль играет снегомерные съемки. Речь об измерении высоты снежного покрова и плотности снега для выяснения запасов воды в снежном покрове на площадях водосбора. Все снегомерные съемки привязаны к метеорологическим станциям РГП «Казгидромет» Министерства энергетики.

Малик Бурлибаев констатирует современные проблемы гидрологических прогнозов. С 1991 до 1999 гг. Казгидромет был вынужден закрыть около 33% наземных метеорологических станций, 65% гидрологических постов, 55% пунктов с агрометеорологическими наблюдениями и 47% аэрологических станций. На действующих метеорологических станциях регистрация данных производилась в меньшем объеме. Качество гидрометеорологических наблюдений также не обеспечивалось на должном уровне, так как используемые в работе приборы имели просроченный срок поверки, из-за закрытия в Казгидромете Службы средств измерений.

В свою очередь Марат КОШУМБАЕВ, д.т.н., завлабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики им. академика Ш.Ч. Чокина, дополняет картину проблемами гидротехнических сооружений Казахстана. В республике отсутствует законодательная база, нет Закона «О безопасности ГТС», отсутствует Дорожная карта развития водообеспечения регионов со строительством ГТС. По словам специалиста, в сфере ГТС новые разработки не внедрялись последние 30 лет. Не финансируются НИОКР по ГТС. Нет уполномоченного органа по контролю и мониторингу за состоянием гидротехнических сооружений.

Поэтому первостепенными задачами, по словам Марата Кошумбаева, должны стать следующие:

  1. Мониторинг состояния и натурное обследование ГТС, анализ данных и оценка риска возможных аварий, разработка рекомендации по повышению безопасности ГТС и снижению рисков ЧС.
  2. Научные исследования по разработке современных конструкций ГТС с повышенной безопасностью.
  3. Разработка мероприятий по устранению затоплений паводковыми водами и снижению селевой опасности.
  4. Внедрение альтернативных независимых источников энергии на ГТС для обеспечения безопасности жизнедеятельности и бесперебойной работы измерительных и контрольных приборов.
  5. Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих на научной основе создание системы мониторинга, научно-технического проектирования безопасности ГТС, его строительства, безопасной эксплуатации и консервации.
Марат ШИБУТОВ, географ, политолог, член Общественного совета г.Алматы убежден: чтобы быть эффективными, действия государства должны быть направлены на предотвращение негативных последствий паводков, а не на ликвидацию их последствий. Эксперт считает, что борьба с паводками должна быть отражена в стратегических документах ведомств. При этом в этих же документах должно быть отражено межведомственное взаимодействие, потому что в одиночку ни одно ведомство это не решит. Кроме того, необходимо разработать финансовый механизм, чтобы было выгодно предотвращать паводки, а не заниматься ликвидацией их последствий.

С точки зрения общественности в лице директора Общественного объединения «Ангел» Людмилы ПЕТРОВОЙ (г. Атбасар), возможные причины масштабных паводков в Казахстане в этом году стали: глобальные изменения в природе / отсутствие координации с международными организациями в этих вопросах, отсутствие квалифицированных экспертов (водников, проектировщиков, экологов, среди представителей ответственных лиц) и комплексного подхода. Недостаточно финансирования для качественных долгосрочных мер, возможная коррупция. Также, по мнению Людмилы Петровой, игнорируется общественное мнение, отсутствует общественное участие, правовая грамотность населения на низком уровне, нет гражданского контроля / социального аудита.

Например, в Атбасаре жители считают более эффективным почистить русло реки и углубить дно, чем осваивать немалые деньги на земляные дамбы и шлак, которые загрязняют реку и губительны для здоровья. «Тысячи мешков золой наполнили, вручную, без средств защиты, бесплатно, работники бюджетных организаций. Потом всей этой грязью дышать будем, и речку губят всё больше. Разве зола сможет защитить от большого потока воды?», «Это дамба? Землю же с наших огородов сгребли» – приводит цитаты жителей Атбасара Людмила Петрова.

По ее словам, для улучшения паводковой ситуации необходимо разработать стратегический документ с учетом системного подхода не только внутри страны, но и в контексте глобальных изменений, повышать кадровый потенциал нужных экспертов и специалистов (увеличение количества образовательных грантов на соответствующие специальности; популяризация профессий и т.п.), повышать экспертный уровень НПО, обучать представителей населения, проживающих в зонах риска, максимально вовлекать общественность  на всех этапах.

Участие гражданского общества, в свою очередь, может выражаться в следующем:

— участие представителей общественности в специальных комиссиях;

— проведение социального аудита. Максимально вовлечь граждан через неправительственный сектор. Подготовка экспертов из числа местных НПО или граждан;

— отработать механизмы взаимодействия НПО, граждан, органов власти и общественных советов;

— осуществление общественного контроля на всех этапах планируемых и реализуемых мероприятий и работ. Широкое обсуждение;

— заключение / отчет / оценка общественности по качеству выполненных работ, эффективности принимаемых мер. Подготовка рекомендаций для заинтересованных.

Людмила Петрова предлагает также возможные методы общественного мониторинга и социального аудита: обращение НПО или граждан в местный общественный совет для совместного проведения социального аудита или общественного мониторинга; сбор информации – из открытых источников, а также посредством официальных запросов; анализ документации; личные встречи с ответственными за исполнение и контроль, а также участие в диалоговых площадках, обсуждение и т.п.; проведение семинаров  для населения,  обучение методам общественного мониторинга и социального аудита; опрос, личное интервью, групповое интервью; уличный опрос, метод телефонного опроса, опрос через соцсети; работа «Горячей линии»; анкетирование; визуальная оценка; фото, видео (метод «Коллективное видео»).

Член Президиума, Председатель Комитета социальной политики бизнеса НПП «Атамекен» Талгат ДОСКЕНОВ (не смог присутствовать на обсуждении, но прислал рекомендации от имени НПП) в целях решения назревших проблем предлагает:

Первое – в республиканском и местных бюджетах предусмотреть средства как госзаказ на проведение научных и полевых исследований с использованием космических аэрокосмических исследований для определения многолетних адресных рисков. Карту рисков регионов разместить на сайте МЧС с обозначением ответственных лиц.

Во-вторых, на основе исследований определить зоны рисков и зоны ответственности согласно уровню властных полномочий (республика – уполномоченные ведомства, областные и районные акиматы и сельские округа, население).

Также, по мнению Талгата Доскенова, важно создать систему мониторинга, учитывающих рельеф местности (реки, склоны, водохранилища, дороги, преграждающие путь паводковых вод), выпадение осадков (снега, дождя). Мониторинг должен учитывать все факторы риска, информация о которых поступает в единую базу МЧС – метеосводки, аэрофотосъемка, рельеф местности, принятые меры по предотвращению. И виртуальная система учитывает все риски на основе математического моделирования и «выдает» сигналы по принятию мер заблаговременно.

Проведенная работа впоследствии позволит создать карту земель, на которых должно быть запрещено какое-либо строительство в целях предотвращения и создания условий для экстремальных ситуаций. Это позволит принять соответствующий правовой акт о запрете строительства новых объектов и «переселения» населения из зон, подверженных риском затопления, с выделением финансовых средств для «передислокации» определенных групп населения.

Кроме того, необходима ревизия всех дамб и водных сооружений страны для последующего капитального ремонта. При этом необходимо учитывать обстоятельство переданных в частную собственность водоемов для разведения рыб и рыбалки, у которых ресурсов на дорогостоящее мероприятия нет. Следует предусмотреть целевые средства для решения угрожающих для безопасности объектов для населения.


Информация с сайта: http://agkipr.kz/archives/1216