В МАЖИЛИСЕ ПРЕЗЕНТОВАНЫ ПОПРАВКИ ПО ВОПРОСАМ КОНКУРЕНЦИИ
Астана, 12 мая, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством руководителя Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию Романа Скляра состоялась презентация законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции».
О законодательных нововведениях депутатам доложил вице-министр национальной экономики Айдар Арифханов.
Как уточнил представитель разработчика законопроекта, базой для предлагаемых изменений послужил Обзор конкурентного законодательства и политики в Казахстане, проведенный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития.
На I этапе (2015 г.) внесены масштабные изменения в антимонопольное законодательство Казахстана по изменению концепции работы антимонопольного органа на базе Обзора ОЭСР;
на II этапе (2016 г.) предусмотрены поправки в законодательство, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы, а также доработку отдельных норм законодательства в соответствии с рекомендациями, отраженными в Обзоре ОЭСР.
Так, законопроектом предусматриваются изменения по таким основным направлениям, как:
1) повышение эффективности проведения расследований по фактам нарушений антимонопольного законодательства.
В рамках данного направления предлагается увеличение сроков проведения расследования в связи с введением понятия «картель», что позволит проводить более качественные расследования, и будет способствовать достижению значимых результатов по сложным делам в отношении картелей-монополистов. Также предусматриваются нормы, обязывающие антимонопольный орган направлять объекту расследования проект заключения по итогам расследования за 30 дней до окончания расследования, что дает возможность досудебного обжалования результатов расследования в антимонопольном органе и принятия антимонопольным органом объективного решения - с учетом доводов самого объекта расследования и мнений независимых экспертов;
2) в целях повышения качества проводимых расследований и предоставления должных гарантий субъектам рынка, кроме единовременности, выгодности и отсутствия объективных предпосылок включен дополнительный признак - «ограничение конкуренции»;
3) внедрение института антимонопольного комплекса, позволяющего антимонопольному органу предложить субъектам рынка придерживаться общих принципов и правил поведения на товарном рынке (кодекс деловой этики, бизнес практики);
4) изменение подходов к признанию доминирующего положения субъекта рынка по принципам rule of reasons. В частности, доминирующим положением признается субъект рынка с долей доминирования на рынке более 35%, но не более 50% и при наличии market power (оценка наличия рыночной власти проводится в рамках проведения анализа рынка, а также при проведении расследований). При обладании субъектом рынка долей 50% и более, он признается доминантом Per se.
В результате принятия данных поправок упор будет сделан на анализе не столько количественных показателей, а поведенческих действий (качественных показателей) или положения субъекта на рынке. Доминирующее положение будет определяться антимонопольным органом, главным образом, исходя из наличия рыночной власти и барьеров входа на рынок.
5) предлагается переход к 2-хэтапному рассмотрению ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию в зависимости от влияния на уровень конкуренции и установления рыночной власти субъекта рынка при совершении сделки:
на 1-м этапе (рассмотрение в течение 1 месяца) для большинства случаев предусмотрено проведение анализа в упрощенном порядке;
на 2-м этапе (не более 1 года), в определенных случаях (угроза монополизации), проводится полноценный анализ.
Как пояснил Айдар Арифханов, в настоящий момент прорабатывается вопрос выведения до 1 июля 2016 года из-под государственного ценового регулирования всех услуг аэропортов, оказываемых при обслуживании рейсов в международных направлениях, а также услуг оперирования грузовых вагонов и аренды грузовых вагонов.
- Главным итогом двухгодичного цикла работы станет переход с 1 января 2017 года на рыночное ценообразование в регулируемых секторах экономики (т.е. выведение регулируемых рынков из-под государственного ценового регулирования) с внедрением инструментов антимонопольного регулирования: пресечение нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, в том числе в виде установления монопольно высоких и монопольно низких цен, ужесточение борьбы с картелями, пресечение вертикальных соглашений, - резюмировал вице-министр национальной экономики.
Работа над законопроектом продолжится в рабочей группе, руководителем которой является депутат Мажилиса Сакен Утебаев.
(О. Абрамова – 74-68-44, фото С.Майлыбаева. Распространено пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)
Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.