Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
25.05.2016

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ В КАЗАХСТАНЕ АГРАРНОГО БАНКА


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ В КАЗАХСТАНЕ АГРАРНОГО БАНКА

 

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Мурат Темиржанов:

«В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» обращаюсь к Вам с настоящим депутатским запросом.

Учитывая большой потенциал аграрного сектора, государство всегда оказывало и оказывает системную поддержку данной отрасли, которая привела к относительной стабилизации сельскохозяйственного производства, повышению его эффективности и обеспечению продовольственной безопасности страны. Так, в настоящее время поддержка отрасли проводится путем реализации Отраслевой программы «Агробизнес 2020» и в основной своей массе осуществляется посредством деятельности 7-ми финансовых организаций, входящих в АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». При этом хочется отметить, например, что сельхозтоваропроизводитель, получая ежегодно от государства кредитные целевые средства на весенне-осенние полевые работы, получает их минимум под 7%. При этом самому АО НУХ «КазАгро» эти средства достаются под 0,1%. И это еще без так называемых попутных расходов или «скрытых комиссий», например, в виде оплаты за оценку залогов.

Поэтому, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в сельскохозяйственной отрасли, сохраняется ряд проблем системного характера. Это, прежде всего, дефицит оборотных средств, финансовая неустойчивость отрасли, недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли, зависимость функционирования отрасли в первую очередь от природно-климатических условий, что очень сильно  снижает ее инвестиционную привлекательность. В этой связи, стоит большая и ответственная задача - поднять аграрный сектор экономики на качественно новый уровень развития и, тем самым, обеспечить его высокую конкурентоспособность, что особенно актуально в условиях экономической интеграции страны с Россией и Белоруссией в рамках ЕАЭС и, безусловно, вступлением Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию.

Что касается банков второго уровня – мы все с Вами знаем, что происходит сегодня фактически в регионах. Банки крайне неохотно финансируют АПК, их базовые требования к заемщику практически невозможно выполнить и преодолеть. К тому же сельхозактивы под залог (а это земля и недвижимость в сельской местности), к сожалению, низколиквидны, а банки требуют так называемые твердые залоги (а еще лучше золотые слитки)! А откуда их возьмет житель села или крестьянин?!

Банкам важна скорая возвратность средств, тогда как крестьянам и фермерам нужны «длинные деньги». Далеко уже не секрет, что у банков второго уровня сегодня очень низкая теньговая ликвидность, особенно остро это начало ощущаться сельхозтоваропроизводителями после августовской девальвации 2015 года.

Как известно, в Казахстане агропромышленный комплекс является системообразующим, в котором задействована большая часть населения республики. Так, по данным Статагентства, в сельских населенных пунктах проживает порядка 7,6 млн. человек, что составляет около 43 % от общей численности населения страны.

Логика дальнейших экономических преобразований в аграрном секторе требует перехода на качественно новый уровень роста при рационализации мер государственной поддержки. В связи с чем требуется концептуальное определение стратегии финансовой поддержки аграрного сектора.

Экспертами-финансистами все чаще высказываются мнения о необходимости создания единого агента, через которого будет осуществляться государственная поддержка агропромышленного комплекса. И таким агентом мог бы стать специализированный Аграрный (сельскохозяйственный) банк, обладающий всеми функциями универсального банка второго уровня с разветвленной филиальной сетью, представленной преимущественно на местном уровне. Вопрос создания такого универсального кредитного института мог бы решить проблему комплексного развития села, без которого невозможен и полноценный подъем уровня жизни сельского населения.

В России, Японии, ряде европейских стран Аграрный банк давно работает и доказывает свое преимущество. К примеру, в России за последние годы благодаря созданию специализированного финансового института объемы кредитования агропромышленного комплекса увеличились в 5 раз. Причем используются не только бюджетные средства, но и привлеченные извне. При этом Россельхозбанк - это банк, 100% акций которого принадлежат государству. Кредитный портфель банка на 1 января 2016 года составляет 1,7 трлн. рублей и, по оценкам экспертов, Россельхозбанк входит сегодня в тройку самых крупных банков РФ.

Дефицит же финансовых ресурсов влечет за собой социальные риски, выражающиеся в усилении социальной непривлекательности сельской местности и увеличении разрыва в уровне жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, а также ставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора. Хочется отметить, что вопрос о создании специализированного Аграрного банка неоднократно обсуждался, но не решился до сих пор!

В связи с вышесказанным, учитывая огромную экономическую, финансовую и социальную значимость данного вопроса, просим Вас рассмотреть на правительственном уровне вопрос об открытии специализированного сельскохозяйственного Аграрного банка в Республике Казахстан.

Ответ прошу дать в установленном законом порядке в письменной форме».

 

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса С. Звольский, С. Кусаинов, А. Дауренбаев, М. Тиникеев, У. Кайназаров и А. Ералиев.

 

 

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 

 

 

 

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.