The website color
Distance between letter distance
Images
25.05.2016

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ В КАЗАХСТАНЕ АГРАРНОГО БАНКА


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ В КАЗАХСТАНЕ АГРАРНОГО БАНКА

 

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Мурат Темиржанов:

«В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» обращаюсь к Вам с настоящим депутатским запросом.

Учитывая большой потенциал аграрного сектора, государство всегда оказывало и оказывает системную поддержку данной отрасли, которая привела к относительной стабилизации сельскохозяйственного производства, повышению его эффективности и обеспечению продовольственной безопасности страны. Так, в настоящее время поддержка отрасли проводится путем реализации Отраслевой программы «Агробизнес 2020» и в основной своей массе осуществляется посредством деятельности 7-ми финансовых организаций, входящих в АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». При этом хочется отметить, например, что сельхозтоваропроизводитель, получая ежегодно от государства кредитные целевые средства на весенне-осенние полевые работы, получает их минимум под 7%. При этом самому АО НУХ «КазАгро» эти средства достаются под 0,1%. И это еще без так называемых попутных расходов или «скрытых комиссий», например, в виде оплаты за оценку залогов.

Поэтому, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в сельскохозяйственной отрасли, сохраняется ряд проблем системного характера. Это, прежде всего, дефицит оборотных средств, финансовая неустойчивость отрасли, недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли, зависимость функционирования отрасли в первую очередь от природно-климатических условий, что очень сильно  снижает ее инвестиционную привлекательность. В этой связи, стоит большая и ответственная задача - поднять аграрный сектор экономики на качественно новый уровень развития и, тем самым, обеспечить его высокую конкурентоспособность, что особенно актуально в условиях экономической интеграции страны с Россией и Белоруссией в рамках ЕАЭС и, безусловно, вступлением Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию.

Что касается банков второго уровня – мы все с Вами знаем, что происходит сегодня фактически в регионах. Банки крайне неохотно финансируют АПК, их базовые требования к заемщику практически невозможно выполнить и преодолеть. К тому же сельхозактивы под залог (а это земля и недвижимость в сельской местности), к сожалению, низколиквидны, а банки требуют так называемые твердые залоги (а еще лучше золотые слитки)! А откуда их возьмет житель села или крестьянин?!

Банкам важна скорая возвратность средств, тогда как крестьянам и фермерам нужны «длинные деньги». Далеко уже не секрет, что у банков второго уровня сегодня очень низкая теньговая ликвидность, особенно остро это начало ощущаться сельхозтоваропроизводителями после августовской девальвации 2015 года.

Как известно, в Казахстане агропромышленный комплекс является системообразующим, в котором задействована большая часть населения республики. Так, по данным Статагентства, в сельских населенных пунктах проживает порядка 7,6 млн. человек, что составляет около 43 % от общей численности населения страны.

Логика дальнейших экономических преобразований в аграрном секторе требует перехода на качественно новый уровень роста при рационализации мер государственной поддержки. В связи с чем требуется концептуальное определение стратегии финансовой поддержки аграрного сектора.

Экспертами-финансистами все чаще высказываются мнения о необходимости создания единого агента, через которого будет осуществляться государственная поддержка агропромышленного комплекса. И таким агентом мог бы стать специализированный Аграрный (сельскохозяйственный) банк, обладающий всеми функциями универсального банка второго уровня с разветвленной филиальной сетью, представленной преимущественно на местном уровне. Вопрос создания такого универсального кредитного института мог бы решить проблему комплексного развития села, без которого невозможен и полноценный подъем уровня жизни сельского населения.

В России, Японии, ряде европейских стран Аграрный банк давно работает и доказывает свое преимущество. К примеру, в России за последние годы благодаря созданию специализированного финансового института объемы кредитования агропромышленного комплекса увеличились в 5 раз. Причем используются не только бюджетные средства, но и привлеченные извне. При этом Россельхозбанк - это банк, 100% акций которого принадлежат государству. Кредитный портфель банка на 1 января 2016 года составляет 1,7 трлн. рублей и, по оценкам экспертов, Россельхозбанк входит сегодня в тройку самых крупных банков РФ.

Дефицит же финансовых ресурсов влечет за собой социальные риски, выражающиеся в усилении социальной непривлекательности сельской местности и увеличении разрыва в уровне жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, а также ставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора. Хочется отметить, что вопрос о создании специализированного Аграрного банка неоднократно обсуждался, но не решился до сих пор!

В связи с вышесказанным, учитывая огромную экономическую, финансовую и социальную значимость данного вопроса, просим Вас рассмотреть на правительственном уровне вопрос об открытии специализированного сельскохозяйственного Аграрного банка в Республике Казахстан.

Ответ прошу дать в установленном законом порядке в письменной форме».

 

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса С. Звольский, С. Кусаинов, А. Дауренбаев, М. Тиникеев, У. Кайназаров и А. Ералиев.

 

 

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 

 

 

 

 


Using of any information is acceptable in case of indicating the link to the official website of the Mazhilis of Parliament of the Republic of Kazakhstan