АВЕРШИН
Константин
Викторович

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Даны поправки в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О н

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА                                                                 

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

№ п/п

Струк-турный

элемент

Редакция законодательного акта

Редакция проекта

Редакция предлагаемого изменения или дополнения

Автор изменения

или дополнения

и его обоснование

1

2

3

4

5

6

Подпункт 3) пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 241. Корректировка совокупного годового дохода

1. Из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению:

1) дивиденды;

2. Из совокупного годового дохода не подлежат исключению дивиденды:

3) в статье 241:

в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи, из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению:»;

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) дивиденды по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»;

...

в пункте 2:

...

дополнить подпунктом 4) следующего содержания:

«4) полученные по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан, а также фондовой биржи, зарегистрированной в соответствии с действующим правом Международного финансового центра «Астана».»;

в пункте 2:

подпункт 2) исключить;

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) полученные постоянным учреждением юридического лица-нерезидента в Республике Казахстан. При этом положения данного подпункта не применяются к дивидендам при выполнении условий, определенных подпунктом 3) пункта 9 статьи 645 настоящего Кодекса.»;

абзацы пятый и шестой исключить.

абзацы четырнадцатый – девятнадцатый исключить.

Поправка ухудшает положение предпринимателей, так как ТОО (АО) с чистого дохода платит КПН 20%, и потом, после налогообложения, распределяет доход по своим участникам – то есть выплачивает дивиденды. После принятия правок полученные дивиденды будут облагаться снова 10%, то есть фактически налог составит 30%.

В соответствии со статьей 16 ПК РК в целях стимулирования развития субъектов предпринимательства государством проводится комплекс мер, направленных на создание благоприятных правовых, экономических, социальных условий и гарантий для реализации предпринимательской инициативы.

Стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется, в том числе, посредством обеспечения защиты и поддержки предпринимательства.

Согласно пункту 3 статьи 7 НК никто не может быть подвергнут повторному обложению одним и тем же видом налога, одним и тем же видом платежа в бюджет по одному и тому же объекту обложения за один и тот же период.

Фактически КПН будут подлежать и дивиденды дочернего предприятия и доходы материнской компании.

Предлагаемые поправки могут  повлечь за собой оптимизацию «налоговой нагрузки», что негативно отразится на экономике страны.

3.

Подпункт 9)

пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 320. Ставки налога

1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан, облагаются по ставке 5 процентов.

  • 9) пункт 2 статьи 320 исключить;

Исключить.

Поправка ухудшает положение предпринимателей, так как ТОО (АО) с чистого дохода платит КПН 20%, и потом, после налогообложения, распределяет доход по своим участникам – то есть выплачивает дивиденды. После принятия правок полученные дивиденды будут облагаться снова 10%, то есть фактически налог составит 30%.

Во многих странах мира нет налога на дивиденды.

Это -  Гонконг, так как подоходный налог взимается только с прибыли, полученной от торговли или профессиональной деятельности, которую вели на территории Гонконга.

Аналогично и в Сингапуре налог с дивидендов не платят ни физические, ни юридические лица. А платят лишь налог на доход, полученный на территории страны.

На встрече с бизнесом 19 Токаев сказал: "Поручаю Правительству совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных ее параметрах должна быть стабильна."

Также на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС Касым-Жомарт Токаев сказал, что особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями.

Увеличение налоговых поступлений, учитывая емкость нашего внутреннего рынка, возможно за счет развития действующих предприятий, роста экспорта несырьевых товаров и услуг, а также создания новых субъектов предпринимательства. Это приведет к увеличению ВВП, соответственно, и к увеличению налоговых поступлений.

Если бизнес начнет уходить в страны с более стабильным и благоприятным налоговым режимом, то это реальная угроза экономике страны и рост социальной напряженности.

Предприниматели, а именно они – главные налогоплательщики Казахстана категорически против исключения пункта 2 статьи 320 Налогового кодекса и увеличение ставки дивидендов в 2 раза.

Увеличение ставки налогов приведет к стагнации предпринимательства, ухудшит положение предпринимателей и снизит рентабельность инвестиций, и, соответственно, привлекательность для инвестирования в экономику Казахстана. Все категории бизнеса Казахстана (малый, средний, крупный) и физические лица (инвесторы) получат дополнительную налоговую нагрузку.

Также считаю целесообразным до разработки налоговой политики не вносить изменение в действующую статью.

4.

Подпункт 10) пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 341. Корректировка дохода

  • Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

8) дивиденды, при одновременном выполнении следующих условий:

на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов.

Положения настоящего подпункта применяются к дивидендам, полученным от юридического лица-резидента в виде:

чистого дохода или его части, подлежащих выплате по акциям, в том числе по акциям, являющимся базовыми активами депозитарных расписок;

чистого дохода или его части, распределяемых юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками;

дохода от распределения имущества при ликвидации юридического лица-резидента или при уменьшении уставного капитала, а также при выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице-резиденте и при выкупе таким юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом.

При этом доля имущества лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, определяется в соответствии со статьей 650 настоящего Кодекса.

В целях настоящего подпункта недропользователем не признается недропользователь, являющийся таковым исключительно из-за обладания правом на добычу подземных вод и (или) общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

В случае если юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, то положения настоящего подпункта применяются в следующем порядке:

если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет 50 и более процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется;

если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет менее 50 процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, применяется ко всей сумме дивидендов;

  • в пункте 1 статьи 341:

подпункт 8) исключить;

  • Абзац четвертый исключить.

Так, налогооблагаемый доход юридического лица облагается по ставке 20% при применении общеустановленного режима и 3% при применении СНР на основе упрощенной декларации. Дивиденды в соответствии с пп.16 п.1 ст.1 НК РК являются распределением чистого дохода юридическим лицом между его учредителями, участниками. В свою очередь, чистый доход является разницей между налогооблагаемым доходом и исчисленным КПН. Следовательно, повышение ставки ИПН по дивидендам до 10% и исключение корректировки приведет к повышению налогообложения чистого дохода участников юридического лица до 30% и 13% соответственно. Такое повышение налогообложения чистого дохода распределяемого юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками приведет к увеличению налоговой нагрузки на чистый доход в 1,5 раза при применении общеустановленного режима и в 4,3 раза при применении СНР на основе упрощенной декларации.

Также представляется манипуляторным применение термина «сверхдоходы» к дивидендам, в то время, когда понятие дивидендов установлено пп.16 п.1 ст.1 НК РК.

Токаев на встрече с бизнес-сообществом 19 мая поручил Правительству: "Совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных ее параметрах должна быть стабильна."

Считаю целесообразным до разработки налоговой политики не вносить изменение в действующую статью

5.

Подпункт 24)

пункта 1

статьи 1 проекта

Статья 645. Порядок исчисления и удержания корпоративного подоходного налога у источника выплаты

9. Налогообложению не подлежат:

3) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;

24) в пункте 9 статьи 645:

в подпункте 3) изложить в следующей редакции:

«3) вознаграждение по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»;

Исключить

Что противоречит поручению Президента Казахстана  Касым-Жомарта Токаева сказанного на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС -  особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями.

6.

Абзац второй подпункта 25)

пункта 1

статьи 1 проекта

Статья 646. Ставки подоходного налога у источника выплаты

1. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи:

1) доходы, определенные статьей 644 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) – 5) настоящего пункта, – 20 процентов;

2) страховые премии по договорам страхования рисков – 15 процентов;

3) страховые премии по договорам перестрахования рисков – 5 процентов;

4) доходы от оказания услуг по международной перевозке – 5 процентов;

5) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти – 15 процентов.

25) в статье 646:

в подпункте 1) пункта 1 цифры «2) - 5)» заменить цифрами «2) - 6)»;

Исключить.

В пункте 1 статьи 646 отсутствует подпункт 6) и законопроектом не предлагается никаких дополнений. 

7.

подпункт 26)

пункта 1

статьи 1 проекта

Статья 654. Доходы физического лица-нерезидента, освобождаемые от налогообложения

Налогообложению не подлежат следующие доходы физического лица-нерезидента:

3) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;

4) дивиденды, за исключением выплачиваемых лицу, являющемуся резидентом государства с льготным налогообложением, включенного в перечень, утвержденный уполномоченным органом, если иное не установлено подпунктом 3) настоящей статьи, при одновременном выполнении следующих условий:

на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

 имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов.

26) в статье 654:

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»;

подпункт 4) исключить;

Исключить

Поправка ухудшает положение инвесторов в экономику Казахстана.

Что противоречит поручению Президента Казахстана  Касым-Жомарта Токаева сказанного на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС -  особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями.