АВЕРШИН
Константин
Викторович

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Даны поправки проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республик

№ п/п

Струк-турный

элемент

Редакция законодательного акта

Редакция проекта

Редакция предлагаемого изменения или дополнения

Автор изменения

или дополнения

и его обоснование

Решение

головного

комитета.

Обоснование

(в случае

непринятия)

1

2

3

4

5

6

7

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»

от 25 декабря 2017 года

Новый подпункт пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 82. Обязательная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость

...

4. Минимум оборота составляет 20 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

В минимум оборота, установленный частью первой настоящего пункта, не включаются обороты индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, в пределах 124 184-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.

Отсутствует.

пункт 1 статьи 1 проекта дополнить подпунктом ___) следующего содержания:

«пункт 4 статьи 82 дополнить частью третьей следующего содержания:

«В минимум оборота, установленный частью первой настоящего пункта, не включаются обороты предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, в пределах 80 000 -кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, совершенные в безналичной форме расчетов и осуществлении реализации товаров и услуг физическим лицам, при условии что оборот по реализации товаров и услуг физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, составляет не менее 80 процентов совокупного годового дохода такого налогоплательщика.»

Вводится в действие с 1 января 2023 г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

В 2022 г. порог по НДС снижен до 20 000 МРП, при этом постоянная инфляция/подорожания товаров/услуг вынуждает предпринимателей дробиться.

Безналичные платежи полностью прозрачные и легко отслеживаемые. В связи с чем, необходимо стимулировать переход на безналичные платежи. 

Предлагается по безналичным платежам увеличить порог по НДС на 80 000 МРП для всех предпринимателей по Упрощенной декларации.

Итого порог по НДС по Упрощенной декларации за 1 год может доходить до 100 000 МРП (нал + безнал).

При этом исключение безналичных платежей из порога по НДС будет распространяться на предпринимателей, реализующих товары и услуги в основном физическим лицам.

Новый подпункт пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

...

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

на основе патента или с использованием специального мобильного приложения - 3 528-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

на основе упрощенной декларации - 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

с использованием фиксированного вычета - 144 184-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

При этом в доход, указанный в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, полученные индивидуальным предпринимателем путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы;

Отсутствует.

пункт 1 статьи 1 проекта дополнить подпунктом ___) следующего содержания:

«подпункт 2 пункта 2 статьи 683 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«При этом в доход, указанный в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, не включаются доходы в пределах 26 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, полученные предпринимателем путем безналичных расчетов и осуществлении реализации товаров и услуг физическим лицам, при условии что оборот по реализации товаров и услуг физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, составляет не менее 80 процентов совокупного годового дохода такого налогоплательщика

Вводится в действие с 01.01.2023 г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

Постоянная инфляция/подорожания товаров/услуг вынуждает предпринимателей дробиться.

Безналичные платежи полностью прозрачные и легко отслеживаемые. В связи с чем, необходимо стимулировать переход на безналичные платежи. 

Предлагается по безналичным платежам увеличить предельный доход на 26 000 МРП для всех предпринимателей по Упрощенной декларации.

Итого порог по НДС и предельный доход по Упрощенному режиму за 1 год может доходить до 100 000 МРП (нал + безнал). При этом исключение безналичных платежей из предельного дохода по Упрощенной декларации будет распространяться на предпринимателей, реализующих товары и услуги в основном физическим лицам.

Новый подпункт пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 696-1. Порядок применения специального налогового режима розничного налога и исчисления налогов при его применении

3. Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Отсутствует.

пункт 1 статьи 1 проекта дополнить подпунктом ___) следующего содержания:

«пункт 3 статьи 696-1 изложить в следующей редакции:

«3. Если иное не установлено настоящей статьей, исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком, осуществляющим реализацию товаров и услуг физическим лицам, при условии что оборот по реализации товаров и услуг физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, составляет не менее 80 процентов совокупного годового дохода такого налогоплательщика, самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов от объекта налогообложения.»

Вводится в действие с 01.01.2023 г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

Розничный налог с оборота действует с 2021 г., позволяет не становиться плательщиком НДС малому и среднему бизнесу. Но из-за того, что список видов деятельности был ограничен (114 ОКЭД), срок действия налогового режима ограничен, Розничный налог с оборота не пользовался популярностью.

Предлагается сохранить данный СНР и установить ставку налога в размере 3%, тем самым повысить востребованность данного СНР среди субъектов бизнеса (действующим законодательством установлено, что с 2023 г. ставка налога равна 6%. Срок действия СНР до 2026 г.).

Кроме того, повышение доступности СНР розничного налога повлияет на снижение практики дробления бизнеса.

Подпункт 144) пункта 1 статьи 1 проекта

Отсутствует.

144) дополнить статьей 776-2 следующего содержания:

«Статья 776-2. Объект обложения единым платежом с заработной платы

Объектом обложения для лиц, являющихся субъектами микро- и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 настоящего Кодекса, является:

для индивидуального подоходного налога, обязательного пенсионного взноса, взноса на обязательное медицинское страхование – доход работника, предусмотренный статьей 322 настоящего Кодекса, выплачиваемый (подлежащий выплате);

для социальных отчислений, обязательных пенсионных взносов работодателя, отчислений на обязательное медицинское страхование – расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда.»

144) дополнить статьей 776-2 следующего содержания:

 «Статья 776-2. Объект обложения единым платежом с заработной платы

Если иное не установлено пунктом 3-3 статьи 696-1 настоящего Кодекса, объектом обложения является доход работника, предусмотренный статьей 322 настоящего Кодекса, выплачиваемый (подлежащий выплате) лицами, являющимися субъектами микро, малого и среднего предпринимательства, применяющими специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главами 77-1, 78 настоящего Кодекса.»

Вводится в действие с 01.01.2023 г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

На текущий момент по фонду заработной платы 6 различных налогов и социальных платежей.

Предлагается ввести одинаковые условия для всех СНР в части платежей с фонда оплаты труда работников.

Так, проектом предусмотрен единый платеж по заработной плате только для микро и малого бизнеса для налогового режима на основе Упрощенной декларации.

Розничный налог также является специальным налоговым режимом.

В этой связи требуется распространить единый платеж с заработной платы на Розничный налог.

Подпункт 145) пункта 1 статьи 1 проекта

Отсутствует.

145) дополнить статьей 776-3 следующего содержания:

«Статья 776-3. Порядок исчисления и уплаты единого платежа с заработной платы

..

6. Ставка единого платежа с заработной платы применяется к объекту обложения и составляет:

с 1 января 2023 года – 21,5 процента;

с 1 января 2024 года – 22,5 процента;

с 1 января 2025 года – 24,8 процента;

с 1 января 2026 года – 25,8 процента;

с 1 января 2027 года – 26,3 процента.

8. Индивидуальный подоходный налог плательщика единого платежа от суммы единого платежа с заработной платы составляет:

с 1 января 2023 года – 8,4 процента;

с 1 января 2024 года – 8 процента;

с 1 января 2025 года – 7,3 процента;

с 1 января 2026 года – 7 процента;

с 1 января 2027 года – 6,8 процента.»

145) дополнить статьей 776-3 следующего содержания:

«Статья 776-3. Порядок исчисления и уплаты единого платежа с заработной платы

  • Ставка единого платежа с заработной платы составляет 20 процентов и применяется к объекту обложения.

Для налогового режима Розничный налога с оборота в сфере общественного питания ставка фиксированного единого платежа с заработной платы составляет 20 процентов от минимального размера заработной платы (МЗП).

8. Индивидуальный подоходный налог  плательщика единого платежа с заработной платы составляет 9 процентов от суммы единого платежа с заработной платы.»

Вводится в действие с 01.01.2023г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

В целях стимулирования предпринимателей по официальному трудоустройству граждан предлагается установить ставку единого платежа в размере 20% с заработной платы.

На текущий момент для микро и малого бизнеса по Упрощенной декларации при минимальной зарплате (МЗП) нагрузка на фонд заработной платы составляет 18,5% (6 различных платежей), при увеличении зарплаты нагрузка увеличивается за счет индивидуального подоходного налога с учетом возможных вычетов и максимум нагрузка может доходить до 28,5%.

Также предлагается установить ставку в размере 20% от МЗП для всех работников сферы общественного питания в налоговом режиме Розничный налог с оборота не зависимо от размера заработной платы, что эквивалентно 1% проценту от оборота.

Данная мера необходима в целях решения проблемы неформального трудоустройства работников сферы общественного питания в налоговом режиме Розничный налог.

Таким образом, государство получит:

1. Объективные данные и 100% статистику количества работников общественного питания;

2. Твердые сведения о фактическом размере заработной платы в сфере общественного питания;

3. Увеличение налоговых поступлений, поскольку в настоящее время отражается лишь 1/3 от фактического количества работников;

4. вследствие реализации пунктов 1-3, произойдет увеличение безналичного расчета, что также благоприятно отразится на прозрачности отрасли

5. указанные меры будут стимулировать работников в исполнении обязательств перед государством и 3-ми лицами.

При этом перетока работников не будет, т.к. данный расчет единого платежа предлагается только для сферы общепита и только Розничного налога с оборота (малый и средний бизнес), а крупного бизнеса в сфере общепита практически не существует.

Бизнес получит:

1. Простой порядок бухгалтерского учета

2. Лишатся смысла серые схемы по обналичиванию денежных средств в последствии выдаваемые работникам в «конвертах»

3. Предприниматели благодаря белой зарплате смогут наладить учет, в результате увеличится эффективность, устойчивость, снизится воровство внутри компаний, появится возможность привлекать инвестиции в бизнес.

Новый подпункт пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 687. Исчисление налогов по упрощенной декларации

1. Исчисление налогов по упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Отсутствует.

пункт 1 статьи 1 проекта дополнить подпунктом ___) следующего содержания:

«пункт 1 статьи 687 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Для «магазинов у дома», при условии, что оборот по реализации товаров физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, составляет не менее 80 процентов совокупного годового дохода такого налогоплательщика, ставка налога к объекту налогообложения в размере 1 процент.»

Вводится в действие с 01.01.2023 г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

Продуктовые магазины - «Магазины у дома» реализуют преимущественно продукты питания физическим лицам. Наценка составляет до 10%, при этом государством устанавливаются предельные цены на социальные товары. В результате действующая ставка в 3 процентов с 2023 г после окончания освобождения от налогов станет неподъёмной для магазинов у дома, т.к. 3% считаются от всего оборота и по факту составляют заработок предпринимателя.

Для магазинов у дома конечно лучше применять общеустановленный режим, т.е. рассчитывать налог от прибыли (доход – расход), но для применения данного режима требуется полностью вести бухгалтерский учет, а значит нанимать бухгалтера на полную ставку.

При этом необходимо внедрить ОКЭД вид деятельности для «магазинов у дома» , у которых не менее 80% товаров будет составлять продукты питания.

Закон Республики Казахстан от 24.06.2021г. № 53-VII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Новый подпункт пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):

37) в статье 696-1:

подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«2) осуществляют исключительно один или несколько из видов деятельности в сфере общественного питания, определенных Правительством Республики Казахстан для целей применения данного режима.»;

в пункте 3 слова «3 процентов» заменить словами «6 процентов»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, определяемый совокупно за налоговый период в общеустановленном порядке:

юридическим лицом - в соответствии со статьями 225 - 240 настоящего Кодекса;

индивидуальным предпринимателем - аналогично порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 225 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 226 - 240 настоящего Кодекса.»

Отсутствует

пункт 1 статьи 1 проекта дополнить подпунктом ___) следующего содержания:

«В статье 1:

Подпункт 37) пункта 1 исключить»

Вводится в действие с 01.01.2023г.

Депутат Смирнова И.В.

Депутат Авершин К.В.

Розничный налог с оборота действует с 2021 г., позволяет не становиться плательщиком НДС малому и среднему бизнесу. Но из-за того, что список видов деятельности был ограничен (114 ОКЭД), срок действия налогового режима ограничен, Розничный налог с оборота не пользовался популярностью.

Предлагается сохранить данный СНР и установить ставку налога в размере 3%, тем самым повысить востребованность данного СНР среди субъектов бизнеса (действующим законодательством установлено, что с 2023 г. ставка налога равна 6%. Срок действия СНР до 2026 г.).

Кроме того, следует учесть факт отсутствия обязательств у предпринимателей, осуществляющих деятельность по СНР розничного налога, по постановке на учет в качестве плательщика НДС, что также повышает привлекательность со стороны предпринимателей к данному виду СНР.

     Повышение доступности СНР розничного налога повлияет на снижение практики дробления бизнеса.