Депутатский запрос
Уважаемый Алихан Асханович!
Торговля детьми является проблемой многих стран, и Казахстан, к сожалению, не исключение. Шесть лет назад прогремели несколько судебных дел о торговле детьми, самыми громкими из которых были судебные процессы в Алматы и Шымкенте. И хотя в 2019 году в Казахстане ужесточили наказание за торговлю людьми, увеличив нижние пределы наказания, а также исключив возможность примирения сторон по таким делам, ситуация если и улучшилось, то ненамного. Даже угроза сурового наказания не останавливает торговцев «живым товаром».
Генеральной прокуратурой 15 сентября 2021 г. внесено Представление за номером №2-01-21-62615 Премьер-Министру Республики Казахстан, в котором указано на установление противоправных схем, повлекших массовые случаи незаконного усыновления/передачи детей третьим лицам, в т.ч. гражданами иностранных государств, чему способствуют действия и бездействия должностных лиц, пробелы в законодательстве и несовершенство Республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять их на воспитание в свои семьи. Для устранения нарушений законности, причин и условий, им способствующих, Генеральной Прокуратурой предложено рассмотреть настоящее Представление с принятием комплекса мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений законности (в том числе указанных в прилагаемых справках), а также причин и условий, способствовавших им.
В ходе обсуждений проблемы торговли детьми депутатами партии «AMANAT», профильными специалистами, представителями общественных кругов для предотвращения противоправных действий в данной сфере выработаны следующие рекомендации:
- Принять решение о присваивании ИИН ребенку в роддоме, сразу после рождения.
- Создать интеграцию - перекрестную систему учета родившихся детей и их последующей жизни через системы здравоохранения, образования, юстиции.
- Провести сверку количества родившихся детей за каждый год в роддомах/перинатальных центрах с 2015 года, и количество полученных свидетельств о рождении и присвоенных ИИН.
- Обязать ведомство здравоохранения запустить работу Универсального Прогрессивного механизма патронажных посещений на дому беременных и родившихся детей при службах первичной медико-санитарной помощи, для контроля не только здоровья, выявления групп риска, но и вообще наличия и существования детей.
- Повысить информированность о законодательно утвержденных механизмах суррогатного материнства, которые, вероятно намеренно не озвучиваются гражданам в органах опеки.
- Проконтролировать исполнение поручения Главы Государства о квотах на искусственное оплодотворение (ЭКО), и увеличение количества квот, что решит проблему для многих бездетных супружеских пар.
- Супружеским парам, у которых есть медицинские показания к проведению программы ЭКО суррогатного материнства, проводить за счет бюджетных средств (квотные программы).
На основании изложенного, прошу Вас дать письменный ответ в срок, установленный законодательством Республики Казахстан.
Депутаты Мажилиса Парламента РК,
члены Фракции партии «AMANAT» К. Авершин
А. Абсеметова