Оглашен 20.09.2017 г Премьер-министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
С 28 января 2017 года вступил в силу принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) - РОП, оператором которого является частное ТОО «Оператор РОП».
Целая глава регулирующая деятельность РОП внесена в Экологический кодекс РК, которая направлена на сокращение объемов загрязнения окружающей среды техническими отходами.
В партию ДПК «Акжол» поступило обращение от представителей компаний по утилизации автомобильных шин с жалобой на нарушение их прав в части реализации норм законов, регулирующих расширенные обязательства производителей (импортёров) товаров.
В феврале 2017 года на заседании Отраслевого комитета Минэнергетики было принято решение о финансировании сбора, транспортировки, обезвреживания, переработки, утилизации использованных шин на основании заключаемых с переработчикамипрямых договоров.
Однако, согласно обращения, Оператор РОП в настоящий момент не заключает прямые договора с переработчиками, а проводит тендеры; при том, что совокупная мощность предприятий по утилизации (40 тыс.тн.) в 7,5 раз меньше ежегодного объёма выбрасываемых автошин (300 тыс.тн.). Для чего проводить тендеры среди 20 предприятий, когда объёма работы хватит ещё на 150 таких же заводов?
И при этом, на момент обращения переработчиков шин к депутатам фракции, ещё не было заключено ни одного договора и не уплачено ни одного тенге. Хотя в сам РОП обязательные платежи уплачиваются импортёрами наряду с налогами, с той разницей, что налоги идут государству, а эти платежи - не совсем понятно кому именно.
Даже сама оплата искусственно разделена на две части: за переработку (утилизацию) шин, и услуги по их транспортировке, хотя предприятия-переработчики могли бы услуги транспортировки обеспечить самостоятельно.
За утилизацию отходов оплата предусмотрена в размере менее 10% от всей суммы, а стоимость транспортировки, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг составляет более 90%.
Получается, что заводы-переработчики которые являются главным субъектом данной отрасли, - получают мизерную часть оплаты, тогда как львиная доля достаётся каким-то другим лицам.
Но и при этом, компенсация за переработку автошин производится только при условии убыточности предприятия-переработчика. Таким образом заранее создаются условия для целенаправленной ликвидации предприятий.
В связи с отсутствием прозрачности во взаимоотношениях РОП с предприятиями-переработчиками отходов, возникают и обоснованные опасения по поводу эффективности данной программы в целом и её практического влияния на защиту окружающей среды от технических отходов.
В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит дать обоснованное разъяснение по следующим вопросам:
- С чем связана позиция Правительства РК, отказавшегося от права участия в качестве акционера при создании Оператора РОП, в нарушение пункта 4-1) ст.16 Экологического кодекса РК?
- Как Правительство РК намерено обеспечить прозрачность и эффективное использование поступаемых на счета оператора РОП обязательных платежей от импортёров товаров, учитывая что по данным открытых источников запланированы поступления в размере 140 млрд. тенге.
- Предусматривается ли принятие нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение оператора РОП и статус собираемых им денежных средств? Что это, если не налог? И если это налог, то почему им распоряжаются в частном порядке и в обход бюджетных процедур?
Мы также предлагаем:
- Создать открытую и прозрачную систему взаимодействия между всеми участниками системы РОП.
- Решить вопрос о заключении с заводами-переработчиками отходов шин прямых, долгосрочных договоров, без проведения тендеров.
- Объединить стоимость услуг по переработке (утилизации), транспортировке, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг.
- Провести анализ деятельности ТОО «Оператор РОП» в части обоснованности расходования средств, собранных им от импортеров (производителей) товаров.
С уважением,
Депутат фракции ДПК «Ак жол» Д. Еспаева