ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Утилизация шин в РК

 


Оглашен 20.09.2017 г                                                    Премьер-министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС


Уважаемый Бакытжан Абдирович!

                                        

С 28 января 2017 года вступил в силу принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) - РОП, оператором которого является  частное ТОО  «Оператор РОП».

    Целая глава регулирующая деятельность РОП внесена в Экологический кодекс РК, которая направлена на сокращение объемов загрязнения окружающей среды техническими отходами.

В партию ДПК «Акжол» поступило обращение от представителей компаний по утилизации автомобильных шин с жалобой на нарушение их прав в части реализации норм законов, регулирующих расширенные обязательства производителей (импортёров) товаров.

В феврале 2017 года на заседании Отраслевого комитета Минэнергетики было принято решение о финансировании сбора, транспортировки, обезвреживания, переработки, утилизации использованных шин на основании заключаемых с переработчикамипрямых договоров.

Однако, согласно обращения, Оператор РОП в настоящий момент не заключает прямые договора с переработчиками, а проводит тендеры; при том, что совокупная мощность предприятий по утилизации (40 тыс.тн.) в 7,5 раз меньше ежегодного объёма выбрасываемых автошин (300 тыс.тн.).  Для чего проводить тендеры среди 20 предприятий, когда объёма работы хватит ещё на 150 таких же заводов?

И при этом, на момент обращения переработчиков шин к депутатам фракции, ещё не было заключено ни одного договора и не уплачено ни одного тенге. Хотя в сам РОП обязательные платежи уплачиваются импортёрами наряду с налогами, с той разницей, что налоги идут государству, а эти платежи - не совсем понятно кому именно.


Даже сама оплата искусственно разделена на две части: за переработку (утилизацию) шин,  и услуги по их транспортировке, хотя предприятия-переработчики могли бы услуги транспортировки обеспечить самостоятельно.

За утилизацию отходов оплата предусмотрена в размере менее 10% от всей суммы, а стоимость транспортировки, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг составляет более  90%.

Получается, что заводы-переработчики которые являются главным субъектом данной отрасли, - получают мизерную часть оплаты, тогда как львиная доля достаётся каким-то другим лицам.

Но и при этом, компенсация за переработку автошин производится только при условии убыточности предприятия-переработчика. Таким образом заранее создаются условия для целенаправленной ликвидации предприятий.

В связи с отсутствием прозрачности во взаимоотношениях РОП с предприятиями-переработчиками отходов, возникают  и обоснованные опасения по поводу эффективности данной программы в целом и её практического влияния на защиту окружающей среды от технических отходов.


В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит  дать обоснованное разъяснение по следующим вопросам:




Мы также предлагаем:



С уважением,

Депутат фракции ДПК «Ак жол»                                             Д. Еспаева