ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Меры поддержки инвестиций на субъекты МСБ

 

Оглашен 19.04.2017 г.                                                          Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.


Депутатский запрос


Уважаемый Бакытжан Абдирович!


В то же время, законодательством РК не предусмотрены механизмы стимулирования инвестиционных проектов МСБ.

Согласно ст. 286 и ст.290  Предпринимательского кодекса РК,  предоставление таких преференций, как освобождение от выплат КПН, имущественного налога, НДС на импорт товаров, таможенных пошлин, - предусмотрено исключительно для крупных инвесторов в обрабатывающей промышленности с объемом инвестиций не менее 2 млн. МРП (или 4,5 млрд. тенге).

Тем самым, действующая инвестиционная политика не соответствует задачам, поставленным Главой государства в нынешнем Послании.

Однако совершенно очевидно, что без соответствующих инвестиций в сектор МСБ, его роль в экономике не сможет возрасти так кардинально, как требует Президент.

Более того,  без привлечения капитальных вложений, структура МСБ останется по-прежнему сервисной и торговой, но никак не производительной.

Между тем, именно средний бизнес в производстве товаров массового потребления (ТНП)  способен снизить импортозависимость экономики, гибче реагировать на изменения конъюктуры  и гасить такие вызовы, как например, колебания курса валюты и инфляция.

Большинство производственных линий в пищевой, легкой, мебельной промышленности, производстве медицинских изделий и средств гигиены, бытовой химии и т.д. - имеют стоимость не более 2 – 3 млн. долларов США.

Однако, из-за действующих требований, все они оказываются за рамками предусмотренных преференций, что не позволяет быстро и эффективно нарастить долю МСБ в экономике страны.

По нынешним правилам, инвестиционными преференциями смогут воспользоваться  лишь отдельные крупные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения - например, в сфере металлургии и металлообработки, нефтехимии и машиностроении.

В то же время, выпуск готовых потребительских товаров, насыщение внутреннего рынка товарами казахстанского производства не может рассчитывать на подобную поддержку.

Поэтому не приходится удивляться столь высокой импортозависимости нашего рынка и столь резким колебаниям цен при девальвации. Всё это негативно сказывается не только на экономических показателях, но и на социально самочувствии общества, его отношении к проводимым реформам.

Мы абсолютно уверены, что даже самые успешные, но отдельные предприятия, производящие продукцию производственного назначения, не смогут изменить структуру отечественной экономики и защитить её от внешних колебаний. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития несырьевого сектора, нужна масса современных перерабатывающих компаний как среди крупного, так и среди среднего бизнеса, производящих не только промышленные, но и готовые потребительские товары.

Фракция «Ак жол» направляла аналогичный запрос Правительству  5 ноября 2014 года, на который был получен ответ о том, что преференции предназначены исключительно на поддержание крупных проектов.

Однако, в связи с новыми задачами, поставленными в нынешнем Послании Главы государства, по возрастанию роли малого и среднего бизнеса, считаем  необходимым  вернуться к рассмотрению данного вопроса.

На основании изложенного депутатская фракция ДПК «Ак жол», предлагает:

Снизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются  преференции - с 2 млн. до 1.млн. МРП, а также распространить иные государственные меры поддержки инвестиций на субъекты МСБ, производящие товары массового потребления.


С уважением,

депутат фракции ДПК «Ак жол»                                                   Д. Еспаева