ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос о приватизации медицинских учреждений

 

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Досаеву Е.А.


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС


Уважаемый Ерболат Аскарбекович!


Партия "Ак жол" активно выступает за рыночные реформы, сокращение государственного участия в экономике и приватизацию государственных объектов.

Однако, как показывает работа Республиканской комиссии по приватизации и публикации в СМИ о процессах в регионах, по тем или иным причинам комиссии подменяют рыночную приватизацию - различными иными механизмами. Самым популярным становится передача объекта в доверительное управление с последующей приватизацией, когда новые хозяева расплачиваются с государством практически на условиях подарка, из средств самого государства.

Этот формат получил наибольшее применение по отношению к объектам здравоохранения: в частности, его рекомендовано использовать по отношению к алматинским НИИ глазных болезней и НИИ урологии, ряду других клиник. Всего же в 2017–2020 годах планируется передать в доверительное управление в стране 124 клиники.


Ранее фракция «Ак жол»  в запросе от 28 сентября текущего года уже озвучивала свою позицию по таким подходам.

Мы считаем, что приватизация без поступления реальных денег в бюджет, через передачу в доверительное управление с последующим выкупом за счет средств этой же организации не решает своих основных целей, а именно:

- государство не получает реальных средств за приватизированные объекты;

- сам объект не получает дополнительных инвестиций, достаточных для модернизации и технического перевооружения;

- не происходит внедрение современного менеджмента, способного обеспечить эффективную работу в условиях жёсткой конкуренции;

 - не повышается качество сервиса и оказываемых услуг;

- вместо вовлечения в бизнес новых граждан, происходит концентрация государственной собственности в руках узкого круга лиц, что создаёт значительные коррупциогенные риски.

Приватизацию таких объектов необходимо проводить при наличии финансовой возможности инвестора выкупить за справедливую, реальную балансовую стоимость объекта, а так же возможности инвестирования в развитие медицинского учреждения.

Официальное письмо об этих недостатках было направлено нами также в комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК. Однако практика приватизации клиник по различным льготным схемам, граничащим с благотворительностью, продолжается.

Это особенно нелогично, учитывая их сохраняющееся государственное финансирование по линии ГОБМП. Ещё большие ожидания новые хозяева связывают с началом работы Фонда ОСМС.

Но разве задача приватизации только в том, чтобы отдать объекты в чьи-то руки? Сфера здравоохранения – один из гарантов безопасности страны. За годы независимости нашего государства удалось достичь определенных успехов в области здравоохранения. Ежегодно миллиардные средства выделялись республиканским бюджетом на приобретение новейшего оборудования, введение новых технологий.  Большинство больниц и поликлиник на сегодняшний день переоборудованы.

Ежегодные расходы госбюджета на здравоохранение составляют порядка 1 трлн. тенге.

Кроме того, стране постоянно нужны медицинские кадры, качественная подготовка которых, как показывает международный опыт, может быть эффективной только на базе крупных многопрофильных медицинских холдингов. И когда мы к этому придём - неужели, как и с детсадами, государству опять придётся выкупать втридорога те самые клиники, которые мы сегодня так бездарно раздаём?


В этой связи, депутатская фракция «Ак жол» считает необходимым приостановить подобную "прихватизацию" объектов здравоохранения до разработки соответствующей программы с четкими условиями и понятной выгодой для государства и общества.


С уважением, депутат фракции "Ак жол»         Д.Еспаева