ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
о возврате в государственный бюджет дополнительных расходов при проведении строительно-монтажных работ (далее СМР) в зимнее время (зимнее удорожание).

 

Оглашен 15 июня 2021 года                                          Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

Нурдаулетову Г.Д

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Гиззат Дауренбекович!

Поводом для депутатского запроса фракции «Ак жол» послужило обращение группы предпринимателей Актюбинской области, в отношении которых инициированы судебные иски о возврате в государственный бюджет дополнительных расходов при проведении строительно-монтажных работ (далее СМР) в зимнее время (зимнее удорожание).

         Как следует из обращения, с подобной проблемой столкнулись субъекты строительного бизнеса Актюбинской, Акмолинской, Кзылординской, Северо-Казахстанской областей.

По словам обратившихся, местные органы прокуратуры внесли представления государственным органам, с требованием вернуть в государственный бюджет с подрядчиков, предусмотренные в смете средства в размере 2% от общей стоимости выполненных работ, как дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время.

В этой связи государственные органы стали задерживать окончательную оплату выполненных работ, а по оплаченным договорам инициировали обращения в суд.  Обосновывалось это тем, что работы подрядчиком выполнялись в весеннее и летнее время и соответственно не должен был учитываться зимний коэффициент. На основании этих доводов, некоторые суды удовлетворяют судебные иски. Но парадокс заключается в том, что в стране сложилась разноречивая судебная практика.

Так, например, в той же Актюбинской области почти все решения выносятся в пользу заказчика, но есть решение суда и в пользу подрядчика, в Мангыстауской области решения также принимаются в пользу подрядных организаций. Суды, принявшие стороны подрядных организаций, обосновывают свое решение, и мы полностью согласны с этим, что работы выполнялись на основании проектно-сметной документации, которая разработана в соответствии с Государственными нормативами и приказом соответствующего министерства.

Необходимо отметить что в соответствии с пунктом 1 Норм дополнительных затрат, сметные нормы применяются для определения дополнительных затрат при производстве СМР в зимнее время. При этом, пунктом 4 данного нормативного документа определено, что сметные нормы по видам строительства являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные СМР применяются круглогодично, независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.

Правомерность применения зимних удорожаний, подтверждается ответом Министра индустрии и инфраструктурного развития на портале «Электронное Правительство».

Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона «О государственных закупках», при осуществлении государственных закупок СМР, разрабатывается конкурсная документация, которая должна содержать утвержденную в установленном порядке ПСД, предусматривающую общую стоимость заказываемых работ. Окончательной ценой договора, согласно этого же закона, является цена, указанная потенциальным поставщиком в заявке на участие в конкурсе.

При этом, участвуя в тендере на подрядные работы, подрядчики как правило, указывая цену меньше, не менее чем на 10 %, выставленные на тендерах заказчиками, которые зачастую, кроме зимней надбавки, поглощают и другие затраты, предусмотренные в смете. В связи с этим, выводы, изложенные в представлениях органах прокуратуры, и доводы заказчиков об отказе в полной оплате выполненных работ и возврате ранее выплаченных сумм, не основаны на законе и не соответствуют объективному положению дел по исполнению договоров на СМР.

В данной ситуации, из-за неправомерных действий заказчиков, многие субъекты предпринимательства несут значительный финансовый урон своей деятельности, начиная от несвоевременной выплаты работникам заработной платы, вплоть до осуществления налоговых и иных обязательств. Это также подрывает доверие бизнеса к государству, как к добросовестному субъекту гражданско-правовых отношений. В итоге, это является необоснованным ограничением предпринимательской деятельности.

Уважаемый Гиззат Дауренбекович! В сентябре прошлого года Главой государства поставлена задача – переориентировать надзор прокуратуры с акцентом на эффективное решение проблем бизнеса.

Что же получается на деле, органы прокуратуры на местах, вынося представление в адрес заказчиков о возврате сумм за дополнительные затраты, сами нарушают закон. Вместо того, чтобы защищать интересы предпринимателей, они сами решили приложить руку к уничтожению бизнеса. Разве об этом говорил Глава Государства 15.02.2021 года на встрече с руководящим составом Генеральной прокуратуры.

В связи с вышеизложенным, фракция ДПК «Ак жол» просит:

Прилагаем обращения группы предпринимателей.