ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
По вопросу оплаты недоимки по налогу на транспорт.

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС!

В депутатскую фракцию ДПК «Акжол» обратились предприниматели Карагандинской области по вопросу законности требований налоговых органов.

Как следует из обращения предпринимателей, владельцы грузовых фургонов с грузоподъемность 1,5 тонны начали получать уведомления с требованием оплаты недоимки по налогу на транспорт. Обратившиеся своевременно оплачивали, как и в предыдущие периоды налог на транспорт по ставкам, предусмотренным для грузовых машин. Однако, с 2020 года Управление государственных доходов, начинает производить начисление налога на транспорт, по ставкам, предусмотренным для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3.000 см.куб, и в связи с этим автоматически увеличивается сумма налога с 18,5 тыс.т до 306 тыс.т.

Необходимо отметить, что ранее по вышеуказанным категориям автомобилей, несмотря на то, что согласно регистрационных данных они относились к категории «В», налоговые органы производили корректировку начисления, согласно ставке, для грузовых авто.

В настоящий момент налоговые органы отказываются от корректировки и требуют произвести замену свидетельства о регистрации транспортного средства с категории «В» на категорию «С».

Сложившаяся ситуация указывает на коллизии Закона «Об автомобильном транспорте» и Налогового Кодекса. Согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте», легковым автомобилем признается автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа и имеющее не более 8-ми мест для сидения, а грузовой автотранспорт- это автотранспортное средство с механическим приводом, предназначенное для перевозки грузов.     

Учитывая, что в соответствии со ст. 492 Налогового Кодекса при исчислении налога на транспорт по категории «В» применяется объем двигателя, а по грузовым автомобилям начисление налога производится согласно градации по грузоподъемности до 1 тонны включительно, свыше 1 тонны до 1,5, и свыше 1,5 до 5-ти.  Налоговые органы с 2020 года применяют ставку по категории «В» к владельцам малогабаритных грузовых машин, и налог соответственно автоматически увеличивается более чем в 20 раз, а по некоторым категориям и в 30 раз.

Налоговые органы предлагают владельцам автомашин обратиться в административную полицию и изменить категорию грузовиков с «В» на «С», но тогда в соответствии с Постановлением Правительства РК «Об утверждении правил дорожного движения», владельцам грузовых транспортных средств запрещается передвижение по основным улицам населенных пунктов. Тогда возникает ситуация, что автовладельцы фургонов, газелей, не смогут доставлять продукты питания в магазины, лекарственные средства в аптеки и многое другое.

Если же оставить их в категории «В» и взимать налог как с легковых автомобилей по объему двигателя, что приведет к увеличению налога как на дорогой внедорожник с объемом двигателя больше 3,0 литров, что в конечном итоге повлияет на увеличение стоимости доставки, и как следствие приведет к повышению стоимости товаров и услуг.  А по оценке некоторых владельцев бизнеса, имеющих на балансе несколько автотранспортных средств  приведет к банкротству.

Согласно статьи 10 Закона РК «Об автомобильном транспорте», основной задачей государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта является создание условий для обеспечения потребности экономики

В связи с вышеизложенным фракция ДПК «Акжол» считает в целях исключения коллизии в нормах действующего законодательства РК внести соответствующее изменение в Налоговый Кодекс и в Закон «Об автомобильном транспорте».