Оглашен 22 сентября 2021 года Заместителю Премьер-Министра
Министру иностранных дел
Республики Казахстан
Тлеуберди М.Б
Министру торговли
Республики Казахстан
Султанову Б.Т.
Министру индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Атамкулову Б.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Мухтар Бескенович!
Уважаемый Бахыт Турлыханович!
Уважаемый Бейбут Бакирович!
В депутатскую фракцию «Ак жол» поступают обращения предпринимателей о проблемах с перемещением грузов через границу с Китаем.
Ссылаясь на сложную эпидемиологическую ситуацию, китайская сторона приостановила железнодорожные рейсы в Казахстан через переходы Хоргос-Алтынколь и Алашанькоу-Достык. В результате чего на границе с Китаем простаивает почти 5 тысяч товарных контейнеров. Если раньше срок поставки составлял около 25 дней, то сейчас эти сроки срываются до неопределенности. Стоимость жд перевозки одного контейнера из КНР до РК в течение года увеличилась в 4-5 раза, а автоперевозки в 5-6 раз. По предварительным данным, на текущий момент казахстанский бизнес уже понёс убытки на 170 млрд. тенге.
По информации Масложирового союза Казахстана из-за карантинных ограничений полностью остановлен транзит китайской стороной с порта Циндао. На сегодняшний день в порту находятся контейнеры с пищевым сырьем, прибывшие туда для транзита в Казахстан еще в апреле 2021 года. Аналогичная ситуация и у других экспедиторских компаний. Сложившаяся ситуация остро влияет как на дефицит сырья для отечественных производителей, так и на вывод из оборота значительных денежных средств, т.к. товар оплачен, но не доставлен. Производители вынуждены дополнительно брать кредиты для закупа сырья взамен застрявшего в Китае. А это отражается на себестоимости продукции и конечной стоимости для потребителя.
Все эти издержки можно было бы отнести на ситуацию с пандемией и связанного с этим ограничением транзита, но парадокс в том, что транзит с Китая ограничен именно для Казахстана.
Несмотря на то, что приостановлены железнодорожные рейсы в Казахстан, в то же время, из того же Китая в Европу через Казахстан – транзит открыт. Более того, грузопоток по железной дороге из Китая в Европу значительно растет. Для идущих в Европу контейнеров ж/д платформы на вышеуказанных погранпереходах предоставляются в первую очередь, а контейнеры для казахстанских грузовладельцев вынуждены простаивать месяцами.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда импортеры вынуждены заказывать доставку грузов в объезд территории РК, т.е. перевозку морем до портов Европы из КНР, далее - доставка авто или жд по территории России и Европы. Или же мультимадальные маршруты через территорию Ирана, через Каспий или Среднюю Азию. И уже оттуда - доставлять в Казахстан.
Казахстан, занимающий важную роль в транспортном коридоре «Китай-Европа», является непосредственным участником транзита из КНР в Европу и при этом обрекает своих предпринимателей на такие мытарства в доставке товаров из приграничного Китая.
Как это можно объяснить? Недоработкой ответственных министерств в лице МИИР, МИД и Министерства торговли, которые бросили на произвол отечественный бизнес?
Почему до сих пор не достигнута договоренность с китайской стороной, учитывая нашу роль в транзитном коридоре?
И это - несмотря на то, что в вышеперечисленных министерствах существуют целый штат сотрудников и выделяются бюджетные средства на развитие внешней торговли. Мы должны четко понимать, что те транспортные издержки, которые несут импортеры ложатся двойной ценой на стоимости товаров и услуг для потребителя.
Мы сегодня пытаемся объяснить инфляцию ростом цен на мировых рынках, но не видим, что сами из-за своего бездействия порождаем её.
В связи вышеизложенным, фракция «Ак жол» просит в срочном порядке на правительственном уровне провести переговоры с китайской стороной по решению проблем, связанных с перевозкой груза казахстанским импортерам.
С уважением, Депутаты фракции «Ак жол»
|
|
Д. Еспаева |