ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Поводом депутатского запроса фракции ДПК «Акжол» послужило обращение предпринимателей Карагандинской области, относительно категорирования налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к трем категориям риска высокой, низкой или средней степени.

 

ПРОЕКТ

Первому Заместителю

Премьер –Министра

Республики Казахстан

Смаилову А.А

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович

Поводом депутатского запроса фракции ДПК «Акжол» послужило обращение предпринимателей Карагандинской области, относительно категорирования налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к трем категориям риска высокой, низкой или средней степени.

Система категорирования налогоплательщиков введена с 1 января 2019 года. Согласно утвержденных правил Министерства финансов РК от 20 февраля 2018 года степень риска определяется по специальным критериям. При этом степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки риска не являющимися конфиденциальной информации и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной. 

 По мнению налоговых органов, данная система создана для улучшения налогового администрирования, тогда как предприниматели другого мнения.

Как следует из обращения Абайской швейной фабрики, в июле 2021 года, предприятию присвоена категория высокой степени риска. В результате, предприятие лишено возможности не только участвовать в закупках недропользователей, которые являлись их основными покупателями, но и находится под угрозой банкротства предприятия.  

         На сегодня Абайская швейная фабрика - это консорциум, из трех компаний, на которых создано более 80 рабочих мест с перспективой открытия дополнительно 200 рабочих мест. В моногороде Абай – это единственное крупное предприятие. Обоснованием отнесения фабрики к бизнесу с высокой степени риска, согласно расчетам налоговых органов, является «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов» -3 балла, «Налоговая нагрузка» -2 балла, «Среднемесячная заработная плата на одного работника» -1 балл. При этом, эти баллы рассчитаны по открытым информациям, одновременно начислены баллы по закрытым критериям, доступа к которым у предприятия нет.  

         Компания не согласна с отнесением ее к категории высокого риска, на следующих основаниях. Во-первых, критерии «Налоговая нагрузка», и «Отражение налоговой отчетности убытков, на протяжении нескольких налоговых периодов», не рассматривает случаи стартапов в обрабатывающей промышленности. Как правило, такие предприятия в течении первых 3-5 лет, все доходы направляют как на приобретение основных средств и оборудования, так и на обучение персонала. Соответственно на этом этапе невозможно получить прибыль, но при этом предприятие стабильно работает и обеспечивает рабочими местами.  Мы также не согласны с таким подходом оценки риска к вновь создаваемым предприятиям, получается, что любое предприятие, деятельность которого направлена на производство товаров, заранее обречена на банкротство из-за бюрократического подхода применения налоговыми органами собственных Правил, которые не учитывают специфику деятельности тех или иных отраслей производства.

Кроме того, большое сомнение вызывает применение при присвоении степени риска информации из закрытых источников, так как это не только ущемляет интересы граждан, которые согласно Конституции должны иметь возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и источниками информации, но также приводит к коррупционным схемам.

         Складывается впечатление, что созданная система правила оценки рисков, которая направленна по мнению самих налоговых органов, на стимулирование предпринимателей к соблюдению налоговой дисциплины, по факту из-за автоматического применения без возможности разбираться в каждом случае отдельно, приведет к закрытию вновь создаваемых предприятий.

         На основании вышеизложенного, депутатская фракция ДПК «Акжол» просит:

1)  Пересмотреть «Правила применения системы управления рисками…», с учетом развития стартап проектов.

2) Прекратить практику применения критерия оценки степени риска, являющимся конфиденциальной информацией.

3) Рассмотреть обращение Абайской швейной фабрики в индивидуальном порядке и не допустить закрытия предприятия.