ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Обеспечить поступление средств от маркировки товаров в бюджет государства - Еспаева Дания

 

ПРОЕКТ

Премьер- Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

В выступлении Главы Государства К.Ж. Токаева на заседании Мажилиса Парламента от 11 января 2022 года была подвержена критике деятельность компании оператора «РОП». Дано прямое поручение о прекращении деятельности этой частной компании и, самое главное, указано, что функции по утилизации и утилизационного сбора должно выполнять государство.

Фракция ДПК «Ак жол» однозначно поддерживает это решение. Именно наша фракция 20 сентября 2017 года в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра Сагинтаева Б.А. подняла вопрос о правовом статусе оператора РОП и статусе собираемых им денежных средств. Мы указывали, что, по сути, это налог, но почему-то этим налогом распоряжаются в частном порядке и в обход бюджетных средств. Мы ставили вопрос, что акционером при создании оператора РОП должно быть Правительство. К сожалению, нас тогда не услышали.

Сегодня мы вынуждены поднять вопрос по введению Единой маркировки товаров. Депутаты фракции «Ак жол» были против при голосовании о принятии закона «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Европейском Союзе». Мы также дважды направляли письма в адрес Правительства с требованием пересмотреть на площадке Комиссии Евразийского экономического союза необоснованное расширение перечня товаров, подлежащих маркировке.

Мы указывали, что маркировку товаров, как механизм борьбы с теневым, нелегальным товаром нужно применять только для подакцизной группы товаров, что, собственно, и применяется в международной практике.

При обсуждении этого законопроекта в стенах Мажилиса, мы пытались донести до разработчиков, что перечень маркируемых товаров по предложению наших соседей России и Беларусь ежегодно будет увеличиваться и наши производители, а это, в основном, представители малого и среднего бизнеса просто не смогут конкурировать, т.к затраты на маркировку для них окажутся просто не подъемными. В результате они не смогут выйти на рынок ЕврАзЭС и не смогут торговать на внутреннем рынке. Наши опасения на сегодня оправдались.

 Во-первых, маркировка оказалась более дороже чем декларировалась разработчиками. Так, по данным ОЮЛ «Ассоциация масложировой союз Казахстана», стоимость одного кода составляет 3 тенге. И это ведь только стоимость кода, а затраты производителей на оборудование составляют порядка 6,5 млрд тенге. Кроме того, затраты по идентификации кода на каждом этапе приведут к увеличению стоимости конечного продукта на 30-40 %. При выходе продукции с предприятия, стоимость увеличивается на 29 %. Благодаря активному сопротивлению бизнеса, маркировка молочной продукции отменена.  Видимо, наконец до наших чиновников дошло к чему могут привести их необдуманные решения. Это яркий пример, когда затраты бизнеса на маркировку могут быть несопоставимы с финансовой выгодой государства от его введения.

Несмотря на нашу критику в части маркировки обуви, которая уже на уровне «пилота» показала, как техническую невозможность его исполнения, так и удорожание продукции до 25%, Правительством введена маркировка обувной продукции с 1 ноября 2021 года. По представленным расчетам затраты бизнеса в год на маркировку по этой отрасли составит более 19 млрд.тенге. Если говорить о технической части нанесения маркировки, как уже раннее отметил руководить нашей партии, для маркировки 50 тысяч пар обуви в одном магазине необходимо по расчетам 3 года работы. Не случайно, как и в истории с оператором ТОО «РОП», бизнес организовал движение «Белый Шар» с 30 июля 2021 года с требованием отменить маркировку товаров.

Фракция «Ак жол» также считает необходимым пересмотреть введение маркировки обувной продукции. Согласно ПП РК «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» от 10.09.2020 года №568 установлены сроки ввода маркировки товаров на территории РК. В дальнейшем планируется внедрение обязательной маркировки следующих товаров: текстильная продукция, вода и сахаросодержащие продукты, лекарственные средства.    

Уважаемый Алихан Асханович! Может Вам не надо дожидаться очередного указания Президента и уже на уровне Правительства взвешенно подойти к вопросу увеличения товарных категорий, попадающих под требование системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Кроме того, считаем необходимым пересмотреть Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров. Постановлением Правительства РК от 03.03.2020 года № 95 Единым оператором определен АО «Казактелеком».      Учитывая, что введение обязательной маркировки фактически является дополнительным налогом, и этот скрытый налог направляется не в бюджет государства, а в пользу частной коммерческой компании, считаем, что эти средства должны идти в казну государства. И это требование вызвано также и вопросами конфиденциальности информации, т.к через систему маркировки прослеживается движение товаров, его объемы, а это в руках частной компании может использоваться как информация для конкурирующих фирм производителей.

На основании вышеизложенного фракция ДПК «Ак жол» просит:

С уважением депутаты фракции «Ак жол»