ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О восстановлении факультетов педиатрии

 Оглашен 9 марта 2022 года Заместителю Премьер- МинистраРеспублики КазахстанТугжанову Е.Л ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Ералы Лукпанович!

В своем новогоднем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаевобъявил 2022 год - годом детей. Глава Государства отметил, что гармоничноеразвитие и счастливое детство подрастающего поколения – это нашаобщенациональная задача. При этом он подчеркнул, что речь идет не олозунгах и праздничных мероприятиях, но прежде всего - о конкретных мерахсо стороны властных органов в области здравоохранения, образования,социального обеспечения с целью защиты детства. Во исполнение поручений Главы Государства и для решения проблемдетей, считаем необходимым поднять проблему подготовки детских врачей поузконаправленным специальностям. Ни для кого не секрет, что сейчас мыиспытываем большой дефицит профессиональных детских врачей на всехэтапах оказания медицинской помощи. Особенно эта проблема выражена вотдалённых регионах. Еще в 2016 году наша фракция в своем депутатском запросе подверглакритике ликвидацию в медицинских вузах специальности «педиатрия», итогда после 10-тилетнего перерыва, в 2017 году были восстановленыпедиатрические факультеты. Однако, как выясняется, на сегодня в вопросахподготовки кадров по специальности «педиатрия» имеются значительныепробелы.Так, в ходе выездов в регионы к депутатам фракции «Ак жол» приспециалисты медицинских организаций с просьбой рассмотретьсложившуюся ситуацию по подготовке врачей-педиатров. По мнениюобратившихся, проблема заключается в том, что на уровне бакалавриата нетпрофильных образовательных программ по педиатрии с направленнойпослевузовской целевой программой по подготовке врачей-педиатров по всемспециальностям.Так, проблемой в подготовке детских специалистов является то, что натекущий момент подготовка в резидентуре выполняется на 50% по общему210.03.2022 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0)профилю и на 50% - по педиатрии. То есть врачи-резиденты могуттрудоустроиться как взрослым, так и детским специалистом. Однако, детскаяспециальность маловыбираема. Основная масса выпускается итрудоустраивается как врач взрослого населения. И это связано с тем, чтопосле вуза выпускник-резидент, т.е. молодой врач, должен пойти на обучениеуже по детской специальности и получать профессиональные навыки еще 3-5лет. В итоге, врач заканчивает образование и получает специальность подетской педиатрии только к 30-33 годам своей жизни. Это однозначноувеличивает дефицит кадров и такой принцип отбивает желание в полученииузких специальностей в педиатрии.К примеру, в Западно-Казахстанском медицинском университете им. М.Оспанова на текущий период обучаются в резидентурах по педиатрическомупрофилю 46 человек по специальностям детская хирургия, неонатология,педиатрия. Это количество не способно покрыть даже половину заявок отместных исполнительных органов по востребованным специалистампедиатрам Западного региона.Кроме того, действующая программа подготовки резидентов-педиатровпредполагает выпуск педиатров общего профиля, у которых возникаюттрудности при трудоустройстве, т.к. они не узкоспециализированы. Тогда какв поликлиниках и стационарах нужны только узкие специалисты: детскиепульмонологи, детские кардиологи и т.д.В связи с вышеизложенным, депутатская фракция «Ак жол»просит:1) Разработать стратегический план развития педиатрической службы вцелом по Казахстану, который в первую очередь будет направлен наподготовку специалистов по педиатрии.2) Внедрить типовые учебные планы отдельно для подготовки детскихспециалистов на этапе бакалавра и послевузовской подготовки.3) Предусмотреть гранты отдельно для детских специальностей поузким направлениям, в том числе - рассмотреть возрождениепедиатрических факультетов во всех государственных медицинскихвузах в полном объеме, начиная с бакалавра доузкоспециализированной интернатуры и резидентуры.4) При подготовке врачей общей практики в интернатуре в программахувеличить количество кредитов по «педиатрии».5) Увеличить долю научных проектов по детским заболеваниям спривлечением научно-исследовательских институтов, а такжегосударственных медицинских вузов для разрешения задач впедиатрии.С уважением Д. Еспаева