ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос по фактам нарушения их законных прав со стороны органов государственных доходов.

 

Оглашен 7 декабря 2022 года         Заместителю Премьер–Министра

Республики Казахстан

 Жамаубаеву Е

Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

 Асылову Б. Н

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Ерулан Кенжебекович!

Уважаемый Берик Ногаевич!

 

В партию «Акжол» поступают обращения предпринимателей из разных регионов (Шымкент, Кызылорда и др.) по фактам нарушения их законных прав со стороны органов государственных доходов.

В этих регионах субъектов МСБ начали активно привлекать к административной ответственности по статье 266 «КоАП РК». Данная статья предусматривает ответственность за оплату наличными сделки свыше 1000 МРП между юридическими лицами.

Только в г. Шымкент дела возбуждены в отношении 242 субъектов бизнеса. По приблизительным оценкам, общее количество предпринимателей, подвергшихся такому давлению со стороны органов госдоходов составляет около полутора тысяч или каждый четвёртый субъект предпринимательства.

Представители бизнеса не согласны с действием налоговиков. Согласно Закону «О платежах и платёжных системах», платежи по сделке, суммы которой превышает 1000 МРП осуществляется ИП, состоящими на учёте в качестве плательщика НДС, или юрлицами в пользу другого ИП или юрлица только в безналичном порядке.

Согласно тому же Закону, сделки менее 1000 МРП (сегодня это порядка 3 млн.тг) могут совершаться через оплату наличными.

Предприниматели, на которых возбуждены административные дела, действительно осуществляли некоторые расчёты между юрлицами наличными, но суммы таких сделок не превышали 1000 МРП и при этом на каждую сделку заключались отдельные договора. Таким образом, Закон не нарушался.

Однако теперь налоговики изобрели внеправовой подход, при котором сделки, заключённые между одними и теми же лицами за последние 3 года, несмотря на разнородность товаров, работ, услуг и независимо от периода их заключения, стали считать «одной» сделкой, якобы «искусственно раздробленной» предпринимателями во времени и пространстве с целью уклонения от налогов.

Для малого и среднего бизнеса, который сегодня просто выживает по принципу «нам бы день продержаться, да ночь простоять» - такое «дальновидное коварство» - растянуть одну сделку на три года – просто невообразимо.

Поверьте, в МСБ никто не будет ждать поставки товара, и тем более – оплаты за него целых 3 года.

Доводы органов госдоходов основаны только на их предположениях - без аудита, без заключения органов следствия.

Теперь предприятиям, совершившим покупки наличными в законных пределах до 1000 МРП, доначисляются ранее уже уплаченные налоги плюс штрафы, причём речь идёт о серьёзных суммах, в некоторых случаях – до 37% от годового оборота предприятия. Фактически речь идёт о двойном налогообложении добросовестного бизнеса.

Для многих малых и средних предприятий это - смертный приговор бизнесу.

Фракция «Ак жол» считает, что налоговые органы в очередной раз слишком вольно трактуют законы. В Законе «О платежах и платежных системах» речь идет о платежах по сделке. Слово «сделка» используется в единственном числе, а значит - порог 1000 МРП распространяется на платеж по одной сделке. При этом, в законодательстве нет ограничений по количеству сделок за определенный налоговый период.

Доводы органов госдоходов о дробных платежах в рамках одной сделки, являются безосновательными, так как платежи совершены по ряду сделок, при этом в законодательстве понятия «дробные платежи» не существует. Налицо превышение полномочий должностными лицами органов госдоходов и ненадлежащий подход при вынесении решения по делу.

Более того, при рассмотрении дел, органами госдоходов допускаются грубые процессуальные нарушения.

Некоторые постановления выносились без участия самих налогоплательщиков и непонятно, как налоговый орган установил факт совершения правонарушения и вину предпринимателей, если при рассмотрении дела не истребованы и не изучены договора и не получены объяснения. При этом налоговики утверждают, что сделки были заключены по одному и тому же предмету.

Органы госдоходов возбуждают адмдела на основании камерального контроля по анализу данных ЭСФ, без изучения материалов и договоров. При этом субъективное мнение сотрудника органов госдоходов по определению сделки между одними лицами по приобретению разнородных товаров, работ и услуг одной сделкой – ставится выше нормативно-правовых актов.

         В связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» требует:

С уважением,

Депутаты

фракции «Ак жол»

 

Д. Еспаева