ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
о необходимости ликвидации СПК и передаче всех видов их деятельности в конкурентную среду.

 

Премьер Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А

Председателю Агентства

Республики Казахстан

по противодействию коррупции

Бектенову О.А

Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

Асылову Б.Н

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Уважаемый Олжас Абаевич!

Уважаемый Берик Ногаевич!

12 октября т.г нами был направлен депутатский запрос в адрес Правительства, о необходимости ликвидации СПК и передаче всех видов их деятельности в конкурентную среду.

В своем запросе мы указывали, что несмотря на то, что основной целью СПК предполагалось содействие экономическому развитию регионов, по факту СПК превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающиеся средствами стабилизационного фонда.

В полученном ответе на наш запрос, Правительство заявило, что предлагается пересмотреть понятие СПК, переформатировав его в региональные институты развития, задачами которого будут являться содействие местным исполнительным органам в создании условий для повышения конкурентоспособности региона.   Фракция «Ак жол» считает, что ответ Правительства не решает поставленные в нашем запросе проблемы. 

Поводом дополнительного запроса по деятельности СПК послужил ряд материалов в средствах массовой информации о выявлении признаков антиконкурентных действий СПК при предоставлении земельных участков. Нами был направлен запрос в адрес Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) о предоставлении материалов и действий Агентства в отношении фактов, указанных в СМИ.

Согласно представленного ответа Агентства следует, что по результатам антимонопольных проверок, в большинстве СПК, вместо создания новых производств и инновационного продукта, распространилась массовая выдача участков под строительство ресторанов, торговых домов, автозаправочных станций, автомоек, коттеджных городков, многоквартирных домов.

Все это происходило без каких-либо конкурсных отборов, публикации объявлений и условий отбора, кулуарно, в кабинетах акиматов.

Между тем, статья 48 Земельного кодекса предусматривает возможность выделения участков через СПК исключительно для реализации инвестиционных или инновационных проектов, к которым Предпринимательский кодекс относит только производство или создание нового продукта.

Так, акимат города Астаны посредством торгов за последние 3 года выдал всего 6 земельных участков, тогда как без конкурса 889. Последнее проведение им аукциона датируется 2020 годом. Отдельное внимание заслуживает практика выдачи СПК участков для строительства домов. При этом надо отметить, что каждое СПК сам произвольно определяет размер и вид возмещения в связи с предоставлением участков. Так, в городах Астана, Алмата, СПК взымает 2,5%, тогда как СПК Ертыс (г. Усть- Каменогорск) 90% от общего объема строительства жилья.

Между тем, полученные от застройщика жилые помещения, в обход государственного жилищного фонда, напрямую распределяются среди служащих акиматов и СПК.

К примеру, за 14 участков в районе дипломатического городка столицы СПК «Астана» уже получил 13 квартир в жилищном комплексе бизнес класса «Atlant», из которых 8 продали, а 5 переданы сотрудникам СПК и акимата.

Выявлены факты, когда застройщикам земли в центре столицы доставались по цене 2,4 млн. за сотку.  И таких жилищных проектов реализовано в столице 216.

В целом, как видно на примере СПК Астана, за последние 5 лет, 70% участков, выделены под строительство жилья и помещений (т.е 216 из 440 объектов).

         Другим распространенным способом внеконкурсного распределения земельных участков является реализация проектов по строительству жилья на территории специальных экономических зон (СЭЗ). Несмотря на то, что действующий закон «о СЭЗ» исключает возможность реализации проектов по строительству жилья, в перечень приоритетных видов СЭЗ, находящихся в городах Астана, Туркестан и Актау включено строительство жилья.   Здесь также отбор участников СЭЗ проходит без конкурса.

Так из 118 проектов строительства жилья 65 или 55% реализуется одной компанией. (BI GROUP).

На территории СЭЗ «Астана» из 215 проектов, только 80 предусматривает создание производств на сумму 38 млрд. тенге, тогда как остальные 135 проектов на 3,4 трлн. тенге или 99 % - это строительство жилья и административных зданий. Все это говорит о том, что действующее СПК и СЭЗ в основном занимаются коммерческими привлекательными проектами по строительству жилья, используя в этих целях бюджетные и земельные ресурсы государства.

Безвозмездное получение земельных участков, освобождение от налоговых и таможенных сборов на территории СЭЗ никак не отражается на конечной стоимости жилья для населения.

Аналогичная ситуация по выдачам земельных участков для строительства многоквартирных комплексов наблюдается у ряда других СПК.

По СПК «Алматы» на строительство многоквартирных жилых домов, автокомплексов, АЗС, торговых площадок, реализовано 29 земельных участков, по СПК «Жайык» 23 участка, по СПК «Ертыс» 7 участка.  АО СПК «Атырау» приобрел 175 земельных участков для реализации 26 совместных инвестиционных проектов, из которых только лишь 2 проекта соответствуют целевому назначению.

В настоящее время, из 12 антимонопольных уведомлений, 6 уведомлений региональными СПК были добровольно исполнены (в Мангистауской, Жамбылской, Атырауской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областях, г. Алматы). Другие же регионы посчитали возможным дальше продолжать такую деятельность и пытаются в местных судах обжаловать действия компетентного органа.

В связи с вышеизложенным, фракция ДПК «Ак жол» просит:

1) Еще раз вернуться к вопросу о ликвидации СПК, как экономически неэффективной и крайне коррупционной системе управления государственной собственностью;

2) Органами Прокуратуры провести проверку деятельности всех СПК на предмет распоряжения земельными ресурсами и доходами, полученными от реализации проектов;

          3) По результатам проверок антимонопольного агентства, принять меры в отношении должностных лиц, допустивших вышеуказанные, грубые нарушения.

4)  Ужесточении законодательства в части внеконкурсного выделения земельных участков.