ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Национальная компания «Қазақстан темір жолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию

 Оглашен 21 сентября 2022 года Первому ЗаместителюПремьер-МинистраРеспублики КазахстанСкляр Р. В.Депутатский запросУважаемый Роман Васильевич!В Послании Народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государстваозвучил, что Национальная компания «Қазақстан темір жолы» будетпреобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.В адрес партии «Ак жол» поступают обращения от частных транспортныхкомпаний, экспедиторов, операторов вагонов и терминалов и другихучастников рынка, которые высказывают сильную озабоченность тем, какимобразом АО «КТЖ», планирует выполнять указанное поручение ГлавыГосударства, так как роль и место КТЖ в транспортной отрасли являютсясистемообразующими и крайне чувствительными для всего рынка перевозоки логистики.Руководство компании уже презентовало своё видение трансформации,которое вызвало крайнюю обеспокоенность бизнеса.Так, КТЖ ориентируется на примеры таких транзитно-логистическихкорпораций, как Maersk, Evergreen, Deutsche Bahn AG.Между тем, как считают независимые эксперты FORBES, эти примерыкрайне неоднозначные. Так, Deutsche Bahn AG после многолетнихтрансформаций, во избежание олигополии в итоге раздробилось на два десятканезависимых структур.Морские линии Maersk и Evergreen, контролирующие огромную частьмирового рынка морских перевозок, стали в одностороннем порядке менятьтарифы на перевозки, вводить дополнительные сборы за пиковый сезон, что вконечном итоге вызвало рост цен на их перевозки в 4-5 раз и нестабильностьсроков поставки.223.09.2022 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0)По мнению участников рынка, трансформация КТЖ в заявленном самойкомпанией ключе может привести к демпингу на начальном этапе (в целяхликвидации конкурентов), а в дальнейшем - повышение тарифов, либовведение других надбавок к стоимости услуг.Всё это приведёт к усилению условий для коррупции в деятельностимонополиста.Особое возмущение бизнеса в концепции трансформации АО «КТЖ» втранспортно-логистическую корпорацию вызывает указание, чтологистическая деятельность Компании должна быть вне текущих рамокрегулирования. Другими словами, деятельность нового монополиста будетнеподконтрольна требованиям честной конкуренции и обязательств передконтр-партнёрами.В этой связи возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса втрансформации АО «КТЖ». Не превратит ли подобная трансформация и безтого монопольные полномочия КТЖ в ещё большего монстра на рынке?Кроме того, учитывая заявления о демонополизации отраслей экономики,снижении участия государства и квазигосударственного сектора в экономикестраны, возникает ряд вопросов, а именно:1) Почему представители частного казахстанского бизнеса не привлеченык проработке трансформации АО «НК «КТЖ» в транзитно-логистическуюкорпорацию.2) Почему подходы руководства КТЖ по преобразованию вНациональную транспортно-логистическую компанию - противоречатпоручениям Главы государства от 1 сентября т.г, по снижению участиягосударства в экономике и демонополизации железнодорожной отрасли?3) Является ли указанная Концепция – целенаправленной позициейуполномоченных госорганов по дальнейшей монополизации рынкажелезнодорожных услуг и уменьшению доли частного бизнеса на рынке?4) Существуют ли вообще планы госорганов по развитию конкуренции илиберализации на рынке железнодорожных грузовых перевозок?5) Не повторится ли в случае реализации указанной Концепции ситуация,аналогичная захвату сотен железнодорожных тупиков компанией ЦТС, когдачерез 5 лет после четырёх запросов Демпартии «Ак жол», монополия в итогебыла признана незаконной, а организаторы пошли под суд, который проходитв эти дни.С уважением,Депутатыфракции «Ак жол»Д. Еспаева