Ходжаназаров
Айдарбек
Асанович

Член Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС по проблемным вопросам учета и статистики в сельском хозяйстве

Оглашен 31.01.2024 года

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Знаете ли вы о том, что по статистике каждый день каждый казахстанец, включая младенцев, должен потреблять полкило картофеля? А это больше, чем в Белоруссии мировом лидере потребления продукта.

Я не зря оговорился, упомянув статистику, потому что несоразмерное пищевым привычкам казахстанцев потребление картофеля – это яркий пример расхождения статистики и реальности. На самом деле, по экспертным оценкам, в нашей стране производят в 2 раза меньше картофеля, чем есть на бумаге.

Такая же ситуация и по другим продуктам, и в других отраслях:

- приписки по зерновым, согласно данным отраслевых союзов, доходят до 3 млн. тонн. Благодаря им, в 2021 году бывший министр сельского хозяйства бодро отчитался о богатом урожае в 20,1 млн. тонн зерновых, несмотря на дефицит осадков;

- расхождения в поголовье скота по отдельным регионам достигают 40%.

Почему так происходит? Все дело в приписках. Они давно стали «секретом полишинеля», о котором всем известно, но ситуацию это никак не меняет. Приписки – бич сельского хозяйства, основа для принятия неверных управленческих решений. Заложниками «дутой» статистики являются как сами акиматы всех уровней, так и центральные госорганы.

Как можно надеяться на успех АПК, если нет адекватной информации об отрасли?

Надежные данные подобны крепкому фундаменту: они не только обеспечивают устойчивость здания, но и позволяют наращивать этажи, достигая новых вершин.

Все успешные отрасли сегодня строятся на Big Data, а у нас приписки в 2 раза.

Корень проблемы - это привязка критериев оценки работы акиматов к показателям индекса физического объема производства (ИФО). Акимы всех уровней, мягко говоря, «интерпретируют статистику» по-своему, в основном за счет приписок показателей личных подворных хозяйств.

В итоге это выливается в ошибки в планировании бюджета, некорректные решения по регулированию рынка. Элементарно, под вопрос ставится продовольственная безопасность страны.

Глава государства поставил конкретную задачу в 2025 году провести сельскохозяйственную перепись для актуализации данных в отрасли. Однако, со стороны Бюро статистики соответствующая подготовительная работа еще не начата.

С учетом вышеизложенного, предлагаем:

1.  Заменить ИФО как критерий оценки работы акиматов на адекватные и достоверные бизнес-показатели (возможно рейтинг предприятий, стандарт Good agricultural practice).

2. Декомпозировать оценку акима на составляющие -  инструменты, которые реально в руках главы региона: площади выданных земель под сельхозпроизводство, выданные субсидии, подведенная инфраструктура, объем привлеченных инвестиций, объем выданных кредитов.

3. Формирование статистической отчетности осуществлять только через интеграцию информационных систем учета поголовья, космического мониторинга посевов, базы налоговых и пенсионных отчислений, базы таможенных деклараций и электронных счетов фактур.

4. Совершенствовать информационную, методическую, нормативную базу путем создания рабочей группы с привлечением профессиональных фермеров, передовых IT компаний и международных экспертов.

Просим рассмотреть депутатский запрос и дать письменный ответ о принятых мерах в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

С уважением,

депутаты Мажилиса Парламента

Республики Казахстана,

члены Фракции партии «Respublica»                     А. Ходжаназаров

Р. Берденов

О. Куспеков

Н. Тау

Д. Наумова