Ким
Вера
Александровна

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Сегодня в Мажилисе Комитетом по социально-культурному развитию проведено тематическое заседание, посвященное вопросам развития системы технического и профессионального образования

Сегодня в Мажилисе Комитетом по социально-культурному развитию проведено тематическое заседание, посвященное вопросам развития системы технического и профессионального образования. Наряду с депутатами в обсуждении посредством видеоконференцсвязи приняли участие представители министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, местных исполнительных органов, НПП «Атамекен», НПО, а также руководители ряда региональных колледжей. Открывая заседание, заместитель Председателя Мажилиса Балаим Кесебаева отметила, что вопросы развития технического и профессионального образования находятся на постоянном контроле у руководства страны. При этом вице-спикер Мажилиса напомнила, что по инициативе Первого Президента-Елбасы Нурсултана Назарбаева в стране реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Большая поддержка техпрофобразованию оказывается также по проекту «Жас Маман», инициированному Главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Наряду с этим в настоящее время реализуется «Дорожная карта» по увеличению государственного образовательного заказа на подготовку кадров технического и профессионального образования, молодежи категории NEET, детей из малообеспеченных, многодетных семей и сельской молодежи на 2020-2021 годы. По словам вице-министра образования и науки Бибигуль Асыловой, уровень подготовленности выпускников ТиПО не всегда соответствует реальным условиям современного рынка и запросам работодателей. Отметив, что государственный образовательный заказ на подготовку кадров с ТиПО размещается в соответствии с потребностями регионального рынка труда, вице-министр вместе с тем акцентировала внимание, что госзаказ в основном формируется по заявкам колледжей. Таким образом, в регионах потребность определяется на основе текущих вакансий на рынке труда, при этом отсутствие среднесрочного и долгосрочного прогноза экономики в кадрах приводит к дисбалансу подготовки кадров и потребности рынка труда, считает Бибигуль Асылова. Для решения проблем Министерством разработаны Правила формирования и распределения госзаказа с учетом среднесрочного и долгосрочного прогноза потребности экономики в кадрах, регионального рынка труда и Атласа новых профессий и компетенций. Вместе с тем прорабатываются принципиально новые подходы к вопросам подготовки кадров с новым технологическим укладом. К примеру, совместно с местными исполнительными органами планируется поэтапный переход к 100% охвату молодежи бесплатным ТиПО по востребованным специальностям. Для этого в рамках реализации Предвыборной программы партии «Nur Otan» до 2025 года планируется увеличение объемов госзаказа от 20 тысяч до 50 тысяч мест. При финансировании местных бюджетов в первую очередь планируется обеспечить всех желающих выпускников 9-х классов бесплатным обучением в колледжах. Кроме того, разработан новый механизм размещения госзаказа по принципу «деньги за студентом». - Если ранее управления образования регионов размещали госзаказ среди колледжей, по новому механизму – абитуриенты сами будут выбирать колледжи и специальности, - пояснила вице-министр. Также среди особенностей Бибигуль Асылова отметила отмену вступительных экзаменов в колледжи, за исключением специальных испытаний по педагогическим, медицинским и творческим специальностям, развитие инклюзивного образования. Кроме того, по словам вице-министра, при подготовке кадров с ТиПО колледжам будет предоставлена академическая самостоятельность. Для решения проблемы нехватки мастеров производственного обучения, которая только в этом году составила 225 человек, нормативно закреплено привлечение специалистов с производства через курсовое педагогическое обучение «боковой вход», рассчитанный на 3 месяца. Для развития дуального обучения министерством с этого года предусмотрена оплата труда непосредственно наставнику с производства. Дополнительно к этому в настоящее время прорабатывается вопрос возмещения расходов предприятия на используемые материалы, страхование студентов и спецобмундирование. - Кроме того, в соответствии с иницированными депутатами законодательными поправками срок прохождения практики студентами при дуальном обучении будет засчитываться в трудовой стаж. Это увеличит шансы выпускников колледжей при дальнейшем трудоустройстве, - пояснила Бибигуль Асылова. Вице-министр образования и науки также напомнила, что с 2020 года в рамках инициированного Елбасы проекта «Жас маман» идет оснащение 180 колледжей страны современным оборудованием. О дефиците кадров, прежде всего, рабочих специальностей, отметил заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев. Согласно исследованию НПП «Атамекен», в 2019 году 6903 молодых специалистов окончили колледж по направлению «Строительство», однако только 947 (14%) выпускников трудоустроились по специальности, а оставшиеся 86% работают не по специальности или вовсе не работают. Как отметил докладчик, в аграрном секторе по специальности трудоустроились только 21,8% выпускников, в образовании - 33,6%. Одной из причин, по мнению представителя НПП «Атамекен», является неосознанный выбор профессии. - Это говорит о том, что казахстанские школы занимаются профессиональной ориентацией крайне фрагментарно, профессиональной диагностикой же практически не занимаются, - пояснил он, отметив, что именно в школе должна сформироваться траектория профессионального развития подростков и направление на наиболее востребованные специальности. Свою точку зрения высказали принявшие участие в обсуждении заместитель акима Павлодарской области Айзада Курманова, директор Политехнического колледжа г.Нур-Султана Касымхан Сенгазыев, директор Костанайского колледжа автомобильного транспорта Дмитрий Павленко. Прозвучали также выступления учредителя Жезказганского колледжа бизнеса и транспорта Бекзата Алтынбекова, председателя Ассоциации колледжей г.Шымкента, советника директора Высшего колледжа новых технологий им.М.Утебаева Канатбека Досалиева. После состоявшегося обмена мнениями итоги заседания подвела председатель Комитета Мажилиса Джамиля Нурманбетова, озвучив проблемные вопросы, требующие принятия решения. В первую очередь, это отсутствие ориентации системы ТиПО на экономику и несоответствие содержания образовательных программ потребностям работодателей. В этой связи, считает парламентарий, необходимо обеспечить подготовку квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве и имеются четкие представления о задачах и технологиях своей профессиональной деятельности. В своем выступлении председатель профильного Комитета Мажилиса указала и на слабую инфраструктуру организаций ТиПО. Депутат считает, что подготовка востребованных кадров зависит не только от образовательных программ, но и возможности применения теоретических знаний и навыков на практике. Высказанные в ходе обсуждения предложения будут учтены депутатами в подготовке соответствующих рекомендаций, уточнила депутат.

https://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id48543/1/1