Ким
Вера
Александровна

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О совершенствовании государственной программы «Еңбек» и дорожной карты занятости в части трудоустройства населения

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!


Одним из главных социально-экономических вопросов, который требует системного решения, является трудоустройство населения. 

Правительство Республики Казахстан принимает комплекс мер в этом направлении.

Так, в 2020 году на реализацию мер содействия занятости в рамках государственной программы «Еңбек» было выделено 131 млрд. тенге.

Вместе с тем, в целях поддержки занятости, в условиях введения ограничительных мер, дополнительно было выделено еще 50 млрд. тенге.

В результате этого в 2020 году по отчетам Министерства труда и социальной защиты населения из 649 тыс. участников Программы «Еңбек» было трудоустроено 437 тыс. граждан, из них на постоянные рабочие места – порядка 319 тыс. человек или 73%.

В дополнение к уже действующей программе занятости «Еңбек», была разработана и реализована «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы», на которую было выделено 1 трлн. тенге.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения в рамках Дорожной карты на 6,7 тыс. инфраструктурных проектах было трудоустроено 239 тыс. человек.

Вместе с тем, вызывает сомнения количество реально трудоустроенных граждан.

На это акцентировал свое внимание Глава государства в ходе выступления на расширенном заседании Правительства. Цитирую:

«Программа сыграла важную роль в обеспечении занятости населения и поддержке деловой активности. Однако при проверке информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих мест были выявлены расхождения.

Трудоустраивали граждан только на бумаге. Сведения об одном лице вносились в единую информационную систему несколько раз. Зафиксировано 15 тысяч таких случаев. Оказалось, что треть из тех, кто устроился на работу, не перечисляли средства в пенсионный фонд». Конец цитаты.

И здесь возникает вопрос, либо данные граждане по данным Министерства трудоустроены только на «бумаге» для отчета, либо они уходят в теневую экономику, что в последствии отразится на поступлении налогов, а также размерах социальных выплат и пенсий в будущем.

В целом, картину по трудоустройству можно увидеть по итогам реализация Дорожной карты занятости.

Так, из общего количества лиц, принявших участие в Дорожной карте занятости лишь 6,6 тыс. чел., т.е. подчеркиваю 3% трудоустроены на постоянные рабочие места, а в отдельных регионах (Актюбинская, Акмолинская) этот показатель вдвое меньше.

Все это говорит о том, что ДКЗ в основном была направлена на создание временных рабочих мест с краткосрочной занятостью и не решила долгосрочных целей обеспечения продуктивной занятости населения.

Вместе с тем, сами участники ДКЗ отмечают, что финансирование проектов рассчитывается исходя из стоимости создания одного рабочего места в среднем 4 млн. тенге, это по условиям ДКЗ. Но такие условия не всегда возможно выдержать особенно при строительстве инженерных инфраструктурных проектов, где количество затраченных трудочасов и работников определяется строительной сметой, а не требованиями ДКЗ. Это приводит к тому, что участники ДКЗ вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы подогнать количество созданных рабочих мест под потраченные средства.   

С такими подходами решение вопросов трудоустройства граждан, в том числе и на постоянные рабочие места в ближайшем будущем не будут решены.

Учитывая важность реализуемых мер по поддержке занятости населения в стране, просим Вас;

Первое, выработать конкретные меры по совершенствованию Программы «Еңбек» и ДКЗ для достижения их максимальной эффективности.

При этом, меры должны быть направлены на создание постоянных рабочих мест, и соответственно обеспечение стабильности на рынке труда и недопущения роста безработицы;

Второе, наладить общеправительственную систему мониторинга уплаты налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов работодателями и участниками Дорожной карты и государственной программы «Еңбек».

Данная система должна обеспечить автоматизированный контроль проверки обязательных пенсионных взносов, исключить факты «фиктивного» трудоустройства и неформальную занятость.

В случае нарушения законодательства по уплате налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов в установленном законодательстве порядке принять меры по недопущению соответствующих предприятий к участию на проектах ДКЗ и программы «Еңбек».

О принимаемых мерах просим дать ответ в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

С уважением,

Депутаты фракции партии «Nur Otan»                            Нуркина А.К.

                                                                                               Имашева С.В.

                                                                                     Нурманбетова Ж.Н.

                                                                                         Омарбекова Ж.А.

                                                                                                         Ким В.А.

                                                                                           Абсеметова А.М.