КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН»

Image title

ПОВЕСТКА ДНЯ

заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»


1. О лицензировании медицинской деятельности.

Докладчик: Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Якупбаева Ю.К.

СПРАВКА

о лицензировании медицинской деятельности

Экспертной группой Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП “Атамекен” во взаимодействии с региональными палатами предпринимателей проанализирована деятельность территориальных подразделений Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан на предмет выдачи лицензий предпринимателям на занятие медицинской деятельностью.  

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 23.10.2020г №669 «О некоторых вопросах лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности» функции лицензиара на осуществление медицинской деятельности с начала 2021 года от местных исполнительных органов переданы территориальным подразделениям Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – Департамент Комитета).

В целях регламентации этой деятельности Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан №ҚР ДСМ167/2020 от 29.10.2020г. (далее- Приказ) утверждены минимальные стандарты оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями.

Введенная с 2021 года правовая регламентация лицензирования медицинской деятельности значительно ограничила свободу предпринимательства в сфере здравоохранения, а созданные Приказом административные барьеры и коррупционные риски повлекли повсеместный отказ в выдаче лицензии на медицинскую деятельность ввиду несоответствия организаций здравоохранения предъявляемым требованиям.

С начала года в НПП “Атамекен” поступают многочисленные устные и письменные обращения от предпринимателей относительно Приказа, который создал условия для необоснованного удорожания услуг, оказываемых медицинскими организациями (далее – МО). Это связано с тем, что реализация положений Приказа обязывает бизнес нести излишние затраты на приобретение и содержание избыточного и дублирующего медицинского оборудования.

Все это ведет к сокращению частного сектора в здравоохранении по предоставлению услуг в рамках ГОБМП/ОСМС, что снижает рентабельность бизнеса. В этих условиях во всех регионах сформировалась широкая практика отказа в выдаче лицензии на медицинскую деятельность.

Более того, должностными лицами произвольно применяются нормы Приказа при выдаче лицензии на медицинскую деятельность, что создает условия к «неформальному» разрешению спорных ситуаций.

Так, с января по февраль 2021 года в городе Алматы за получением лицензии на занятие медицинской деятельностью поступило 336 заявлений, из которых по 320 ( 95,2%) получен «мотивированный отказ».

В городе Нур-Султан с 5 января по 15 марта из поступивших 438 заявок было отклонено 231 (52,7%), в Актюбинской области - 378 заявлений, из которых отклонено 184 (48,6%), в Туркестанской области из поступивших 131 заявления, отклонено – 93 (70,9%).    

Сотрудники Департамента Комитета города Алматы препятствуют развитию бизнеса путем незаконного и произвольного применения  подзаконных актов.

Согласно п.2 Приказа данный подзаконный акт предусмотрен только для МО, оказывающих услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и/или обязательного медицинского страхования (ОСМС/ГОБМП). В связи с этим положения данного Приказа не применимо для организаций, не работающих в системе ОСМС/ГОБМП. Однако, Департамент Комитета по городу Алматы применяет нормы Приказа ко всем МО, подавшим заявление на получение лицензии независимо от участия их в системе гарантированного объема медицинской помощи или обязательного страхования.

Департамент требует у предпринимателей оснащать пункты забора биоматериалов (далее ПЗБ) оборудованием для доврачебного кабинета (электрокардиограф, экспресс анализатор уровня глюкозы в крови, ларингоскоп, дефибриллятор, аспиратор, пульсоксиметр), которым они, как правило, не пользуются.

Кроме этого, при проведении контроля в городе Алматы выдвигаются требования, не предусмотренные Стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на медицинскую деятельность», что является превышением ими должностных полномочий.

Одним из оснований  отказа в выдаче лицензии на открытие медицинских кабинетов в дошкольных учреждениях является не соблюдение наличия перечня оборудования (указанное в форме сведения электронного заявления) требованиям Приказа. Однако, пунктом 2 вышеуказанного Приказа предусмотрено, что данные требования установлены только для медицинских организаций, оказывающих помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Соответственно данный приказ не распространяется на вновь открывающиеся объекты, так как они получают лицензию на медицинскую деятельность, а не аккредитацию по оказанию услуг в рамках ГОБМП.

Так, письмом Департамента Комитета по городу Алматы  (№163 от 03.02.2021г) руководству Ясли-сад №188 было отказано в выдаче лицензии на открытие медицинского кабинета в связи с тем, что указанное в заявлении медицинское оборудование несоответствовало требованиям Приказа. Следует отметить, что кабинеты в дошкольных учреждениях должны оснащаться оборудованием согласно Приложению №9 к Приказу МЗ РК от 17.08.2017г. №615 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка», перечень и ассортимент которого значительно разнятся с требованиями, предъявляемыми Приказом №167.

Сотрудники Департамента Комитета внедрили в практику не учитывать профиль объекта и вид оказываемых услуг. Если предприниматель обратился за лицензией по подвиду «первичная медико-санитарная помощь (доврачебная)», то объект должен быть оборудован как кабинет доврачебной помощи поликлиники, т.е. как кабинет скрининга. В то же время Приказ по оснащению медицинских кабинетов детских садов и пунктов забора биоматериалов такие требования не предъявляет.

Например, ТОО «БайкалМед» четыре раза отказывалось в лицензировании медицинской деятельности. В первый раз в  «Мотивированном отказе» от 05.02.2021года указано, что специалист ТОО несоответствует  квалификационным требованиям. При этом в отказе не указано, что именно не соответствует – диплом, стаж или повышение квалификации.

Во второй раз в «Мотивированном отказе» от 09.02.2021г. основание отказа – несоответствие оборудования приказу от 29.10.2020г ДСМ-167/2020 «Об утверждении минимальных стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями». В то же время претензии к оборудованию в предыдущем отказе не было и оснащение соответствовало. Также было потребовано предъявить  устав и заключение СЭС, что является незаконным, т.к. согласно Закону «О разрешениях и уведомлениях» лицензиар должен сам направить запрос в уполномоченный орган.

Причины отказов в выдаче лицензии весьма разнообразны: это несоответствие квалификационным требованиям без конкретизации, некорректно заполненное заявление, отсутствие оплаты за лицензионный сбор (хотя оплата произведена через платежный шлюз “электронного правительства”) и так далее. При этом некоторые причины отказов противоречат законодательству.  

Так, согласно п. 1 ст. 32 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» отказ в выдаче лицензии осуществляется только в случаях, если:

1) занятие видом деятельности запрещено законами для данной категории физических или юридических лиц;

2) не внесен лицензионный сбор;

3) заявитель не соответствует квалификационным требованиям;

4) лицензиаром получен ответ от соответствующего согласующего государственного органа о несоответствии заявителя предъявляемым при лицензировании требованиям;

5) в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о приостановлении или запрещении деятельности подлежащих лицензированию;

6) судом на основании представления судебного исполнителя временно запрещено выдавать заявителю-должнику лицензию;

7) установлена недостоверность документов, представленных заявителем для получения лицензии, и (или) данных (сведений), содержащихся в них.

Данный перечень является исчерпывающим и не может быть произвольно расширен.

В связи с этим, действия должностных лиц Департамента Комитета по городу Алматы, выразившееся в необоснованном отказе в выдаче лицензии большому числу (свыше 300) предпринимателей является преступным ограничением прав и законных интересов большого числа предпринимателей с использованием служебных полномочий и повлекшее причинение имущественного вреда в связи с незаконным лишением права заниматься предпринимательской деятельностью.

Установленные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан №ҚР ДСМ167/2020 квалификационные требования к оснащенности медицинских организаций воспрепятствуют предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Несмотря на то, что положения данного Приказа влекут регуляторную нагрузку, т.к. устанавливают обязательные для исполнения дополнительные финансовые затраты для субъектов регулирования, он  был издан без проведения процедур анализа регуляторного воздействия, что противоречит требованиям п.3 ст.19 Закона «О правовых актах» и ст. 82 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

По мнению медицинского бизнес сообщества фактически внедренное Приказом дублирование и гипероснащенность каждого медицинского отделения приведет к разрозненности внутри одной клиники, а также снижению учета и контроля за оборудованием, неверному планированию расходных материалов и не влияют на качество и объемы предоставления медицинских услуг.

Наряду с этим, установленные Министерством здравоохранения «минимальные стандарты» противоречат политике Правительства, направленной на дальнейшее вовлечение частных МО в реализацию государственного задания в рамках ГОБМП, т.к. соблюдение указанных требований становится не рентабельным для частного бизнеса.

Соблюдение норм Приказа, приведет к увеличению стоимости клиники 1-3 уровня на 50 - 70 млн. тг., что полностью исключает возможность возмещения понесённых затрат.

Справочно: Клиники 1-3 уровня имеют один кабинет эндоскопии, где проводятся все манипуляции.

Минимальное оборудование должно быть комплексным. Производители предоставляют единое оборудование в комплекте: видеоэндоскопическую систему с   эзофагогастродуоденоскопом, видеобронхоскопом, видеоколоноскопом.

К комплекту достаточно 1 аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования, и медицинской оптики, 1 устройство для предварительной очистки эндоскопов, 1 аспиратор, 1 высокочастотный коагулятор.

Это позволит сэкономить только в одной клинике средства на 2 видеоэндоскопические стойки, 2 аппарата для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования, и медицинской оптики, 2 устройства для предварительной очистки эндоскопов, 2 аспиратора, 2 высокочастотных коагулятора. (Экономия на оборудование не менее 50-70 млн. тг. + экономия площади порядка 70-100 кв.м.);

Более того, нормы Приказа являются барьером для выхода на рынок вновь вводимых МО, так как его требования не распространяются на МО уже имеющие действующие лицензии на медицинскую деятельность.

Одним из недостатков изданного Приказа является то, что он регламентирует стандарты оснащенности только для 33 видов медицинской деятельности, из существующих более 134 видов медицинских услуг. Эти пробелы в законодательстве приведут к тому, что некоторые виды медицинской деятельности будут лицензироваться  как другой подвид.

К примеру, пункт забора биоматериала (далее - ПЗБ) предусмотрен для забора крови, мазков с носоглотки и других биоматериалов. Согласно закону ПЗБ лицензируются по подвиду первичная медико-санитарная помощь (доврачебная), так как манипуляции отбора проб проводится средним медицинским персоналом.

Однако, Департаменты Комитета требуют у предпринимателей оснащать ПЗБ оборудованием для доврачебного кабинета (электрокардиограф, экспресс анализатор уровня глюкозы в крови, ларингоскоп, дефибриллятор, аспиратор, пульсоксиметр), что нецелесообразно и дорого.

Учитывая вышеизложенное, можно прогнозировать, что лицензирование МО по нормам Приказа приведет к «хаосу» в здравоохранении, так как многие МО не будут соответствовать требованиям Приказа, что уже подтверждается во всех регионах страны.

С целью обеспечения предоставления качественных медицинских услуг населению Национальная палата предпринимателей неоднократно указывала на необходимость введения стандартизации минимальной оснащенности медицинских организаций. Однако, разработка столь важного приказа для системы здравоохранения должна быть проведена при совместном участии медицинского сообщества, а также с учетом результатов инвентаризации инфраструктуры здравоохранения.

Таким образом, передача права на выдачу лицензий на осуществление медицинской деятельности территориальным подразделениям Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Казахстана значительно ограничила свободу предпринимательства в сфере здравоохранения, а утверждённые Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан №ҚР ДСМ167/2020 от 29.10.2020г. минимальные стандарты оснащения организаций здравоохранения создали административные барьеры развития предпринимательства и коррупционные риски при доступе к медицинской деятельности.

Экспертная группа Совета