КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Image title

Image title

ПРОГРАММА

круглого стола «Совершенствование законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности»

28 мая 2021 года, 10.00 часов


09.30 – 10.00 Регистрация участников

Модератор – Мусин Канат Сергеевич– Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе

10.00 –10.05 Приветственное слово

Кесебаева Балаим Туганбаевна – Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан

10.05 – 10.10. Приветственное слово

Бекетаев Марат Бакытжанович – Министр юстиции Республики Казахстан

10.10  - 10.20 Доклад

Амиргалиев Азамат Халимеденович – Вице-министр юстиции Республики Казахстан

«О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»

10.20 – 10.30 Выступление

Пен Сергей Геннадьевич – Проректор Университета КазГЮУ имени М.Нарикбаева

«Рекомендации консорциума Консультантов в рамках Контракта № KZJSISP/QCBS-06 проекта Всемирного банка «Усиление судебной экспертизы»

10.30 – 10.40 Выступление

Какенов Руслан Рапагатович – и.о. Председателя Республиканской палаты судебных экспертов Республики Казахстан

«Совершенствование деятельности частных судебных экспертов»

10.40 – 10.50 Выступление

Ким Вероника Валерьевна - адвокат коллегии адвокатов города Нур-Султан

«Судебная экспертиза как способ реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе»

10.50 – 11.50 Обсуждение

11.50 – 12.00 Заключительное слово 

Мусин Канат Сергеевич– Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе


СПРАВКА

Министерства юстиции

по вопросам судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан


1.РГКП «Центр судебных экспертиз МЮ РК»


Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2017 года № 34 «О некоторых вопросах судебной экспертизы» РГКП «Центр судебной медицины Министерства юстиции Республики Казахстан» реорганизовано путем присоединения к нему ГУ «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан».


Таким образом, сегодня государственная судебно-экспертная система Республики Казахстан представлена Республиканским государственным казенным предприятием «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» (далее – Центр).


Объединение экспертных функций в одном ведомстве в значительной мере позволило повысить эффективность работы экспертных кадров и сконцентрировать финансовые ресурсы, основав общую материально-техническую базу. Более того, создание единого судебно-экспертного учреждения позволило обеспечить большую независимость экспертов, а также исключить внутренние противоречия в судебно-экспертной деятельности.


Кроме того, в рамках трансформации судебно-экспертной деятельности осуществлена оптимизация административного персонала и расширен состав судебно-экспертных кадров.


Согласно структуре в Центре 2 507,25 штатных единиц, из них около 1 200 судебные эксперты.


В 2020 году в РГКП «Центр судебных экспертиз МЮ РК» для производства судебных экспертиз из правоохранительных органов и судов поступило всего 183 652 материалов (по судебной экспертизе 49 482 материалов, по судебно-медицинским экспертизам 134 170 материалов), что на 4,04% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (191 647 материалов).


Из них, выполнено 177 928 экспертиз (по судебной экспертизе – 49 482, по судебно-медицинским экспертизам – 128 446), что на 3,9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (185 211 материалов).


В разбивке по категориям дел, анализ показал, что выполнено по уголовным делам – 156 373(судебная экспертиза – 41 993, судебная медицина – 114 380), по гражданским делам – 6 449(судебная экспертиза – 2 840, судебная медицина – 3 609), по административным делам – 15 106(судебная экспертиза – 1 796, судебная медицина – 13 310).


Наряду с выполненными экспертизами, за отчетный период 2020 года возвращено без исполнения 1 973 материала, что на 11,9 % меньше, чем за 2019 год (2 239 материалов).


В отчетном периоде общее количество повторных экспертиз составило – 227, из них: подтверждены – 120; выводы не подтверждены – 20; частично подтверждены – 30; дать заключение не представляется возможным – 13; возврат материалов без исполнения – 17; остаток (в работе) – 27 экспертиз.


Из них, в разрезе органов, назначивших экспертизу, наибольшее количество: МВД – 132; - суды – 68; ДЭР – 9; антикоррупционная служба – 12; прокуратура – 4; КНБ – 1; УВП Минобороны – 1(по категориям дел: по уголовным делам – 182; по гражданским делам – 20; по административным делам – 5; в рамках до следственной проверки (ЕРДР, КУИ) – 21).


В совокупности судебных экспертиз и исследований в 2020 году выполнено 379 776(что на 1% больше чем в 2019 году (376 192 экспертиз и исследований).


За 2020 год территориальными подразделениями Центра оказано платных услуг физическим и юридическим лицам на общую сумму 475 023,7 тыс.тенге, что на 23%, больше чем в 2019 году.


2. Развитие конкурентной среды


С 1997 года в Казахстане на осуществление судебно-экспертной деятельности было выдано 867 лицензий на право занятия судебно-экспертной деятельностью.


При этом с 2016 г. по настоящее время 703 физических лиц получили лицензии (с мая 2016 г. – 249, в 2017 г. – 239, 2018 г. – 82, за 2019 г – 77, за 2020 г - 56). Это более 81% всех выданных лицензий за двадцать лет. Такой рост связан с упрощением квалификационных требований и снятием излишних барьеров для получения лицензии, проведенных Министерством юстиции.


Для защиты прав и законных интересов судебных экспертов, занимающихся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, 19 июня 2017 года создана Республиканская Палата судебных экспертов РК (далее – Палата).


Общим собранием Палаты 16 июня 2017 года утвержден Устав Палаты, зарегистрирован 19 июня 2017 года.


Внесены изменения и дополнения  04.12.2019 года, 27.11.2020 года.


Основные задачи Палаты являются:


- координация     деятельности   членов и территориальных палат судебных экспертов;


- осуществляет          методическую   помощь      в подготовке        лиц, претендующих   на получение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, для сдачи ими квалификационных экзаменов;


- представление и защита прав и законных интересов членов при осуществлении ими судебно-экспертной        деятельности     в        их отношениях с государственными органами, иными юридическими лицами.


Палата имеет 8 филиалов (Нур-Султан, Алматы, Алматинская, Карагандинская, Павлодарская области, ВКО, СКО, ЗКО)


Количественный состав Палаты – 152 эксперта.


В апреле 2020 года в рамках Совместного приказа с ГП, МВД в г.г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Павлодарской и Костанайской областях запущен пилотный проект по передаче отдельных видов судебных экспертиз в конкурентную среду путем аутсорсинга.


В рамках пилота переданы следующие виды экспертиз: товароведческая, строительная, автотовароведческая, психолого-криминалистическая, психолого-филологическая, экспертиза обстоятельств ДТП и ТС, экспертиза средств компьютерной технологии и медицинская экспертиза.


В общей сложности с момента начала пилота частными судебными экспертами посредством аутсорсинга выполнено – 3 634 экспертиз на общую сумму 23,5 млн.тенге. Оплата за проведенные экспертизы производится Институтами исходя из размеров выделенных финансовых средств.


Предварительный анализ показал, что в целом указанный пилот дал положительный результат. В частности внедрение пилота способствовало достижению поставленных целей, а именно сокращению сроков производства назначаемых экспертиз, снижению нагрузки на государственных экспертов и развитию института частной судебной экспертизы.


Также, получены положительные отзывы от правоохранительных органов, назначивших экспертизы.


3. По проекту Всемирного Банка и Министерства юстиции Республики Казахстан KZJSISP/QCBS-06 «Усиление судебной экспертизы в Республике Казахстан»


Министерством реализован Контракт KZJSISP/QCBS-06, заключенный 14 октября 2016 года в рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития.


В рамках реализации Контракта, в первую очередь, Консультантами проведен анализ состояния судебной экспертизы.


На основании анализа предоставлены рекомендации, направленные на реформирование системы в целом, повышение эффективности судебно-экспертной деятельности, поэтапную передачу некоторых видов судебных экспертиз в конкурентную среду, концептуальное изменение законодательства в сфере судебной экспертизы.


В рамках Контракта реализовано 23 обучающих программ по 26 направлениям судебной экспертизы. Прошли обучение 247 судебных экспертов. По итогам прохождения вышеуказанного обучения экспертами, разработаны 6 судебно-экспертных методик, 23 методических  рекомендаций.


Реализация Контракта привела к усовершенствованию процедуры производства экспертизы путем оптимизации деятельности Центра, объединения некоторых судебно-экспертных лабораторий, их аккредитации, разработки и внедрения новых методик проведения исследования, прохождения обучения экспертов на базе высших учебных международных заведений


4. По информационной системе «E-saraptama»


Министерством юстиции совместно с холдингом «Зерде» разработана  информационная система «E-saraptama».


Целью автоматизации и создания ИС «E-Saraptama» является эффективное и продуктивное использование рабочего времени сотрудников судебной экспертизы, систематизация криминалистически значимых данных, которые необходимы при производстве экспертизы и отказ от бумажного документооборота.


25 июня 2019 года Комиссией на основании технической документации к созданию продукта (Задания на проектирование сервисного программного продукта), по итогам ценовых предложений поставщиков  отобрана компания ТОО «Керемет IT»


«E-saraptama» интегрирована с информационными системами правоохранительных органов «Е-уголовное дело» в части получения постановлений и определений из органов назначения в органы судебной экспертизы, а также судебных органов «Төрелік» и «Е – лицензирование» в части получения данных о судебных экспертах, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии.


В январе 2021 года СПП «Е-сараптама» прошло испытание на соответствие требованиям ИБ и получен соответствующий Акт №KZ11VQQ00033313 от 30.01.2021 года.


В мае-июне 2021 года планируется запуск системы в пилотном режиме в г.Нур-Султан и Актюбинской области до последующего запуска системы в эксплуатацию.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МВД

по совершенствованию системы судебной экспертизы



В 2020 г. МВД поддержало предложение МЮ о передаче путем аутсорсинга отдельных видов судебных экспертиз в конкурентную среду с последующей оплатой услуг из бюджета МЮ.


24 апреля 2020 года подписан совместный приказ «О поэтапном переходе отдельных видов судебных экспертиз в конкурентную среду путем аутсорсинга».


С апреля 2020 года по настоящее время экспертизы путем аутсорсинга проводятся в 6 регионах: ДП г.Нур-Султан, г.Алматы, г.Шымкент, Павлодарской, Туркестанской областей и на транспорте.


В текущем году МЮ планирует распространить пилотный проект по аутсорсингу по всей Республике. Данную инициативу МВД поддерживает.


Реализация Совместного приказа имеет положительные результаты в части сокращения сроков проведения экспертиз (по категориям: простые до 2-х рабочих дней, средние до 10 дней, сложные до 15-ти дней, по трупам умершим не насильственной смертью до 20 дней).


В этой связи предлагаем, в качестве одной из мер направленных на совершенствование системы судебной экспертизы передачу путем аутсорсинга ряда судебных экспертиз в конкурентную среду с последующей оплатой услуг из бюджета МЮ.В соответствии с п.2 ч.4 ст.276 УПК, а также ст.17 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности» (далее - Закон) руководитель органа судебной экспертизы вправе ходатайствовать перед лицом, ведущим уголовный процесс о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц(т.е. с указанием их ФИО и других данных), не работающих в данном органе судебной экспертизы, если их специальные научные знания необходимы для дачи заключения.


Таким образом, при назначении комиссионной судебной медицинской экспертизы по уголовным делам, особенно по фактам ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником (ст.317 УК), органы экспертизы ходатайствуют о привлечении к проведению экспертизы высококвалифицированных специалистов в разной области медицины (гинеколога, неономолога, акушера, анестезиолога, инфекциониста, педиатра, травматолога и т.д.).


На основании ходатайства эксперта, следователем направляется запрос в Ассоциацию независимых экспертов и Управление здравоохранения о выделении необходимых специалистов. При предоставлении таких специалистов, следователь своим постановлением привлекает данных лиц к участию в проведении экспертизы.


Однако, на практике проблемы поиска узких специалистов органом судебной экспертизы полностью возлагается на лицо осуществляющее расследование уголовного дела.


При этом, данный процесс не так легок и прост. Привлечение специалистов для проведения судебной экспертизы является довольно длительным. Все это соответственно отражается на сроках досудебного расследования, влечет излишние материальные затраты и дополнительную нагрузку на сотрудников ОВД.


Так, законодатель, указав слово «лиц» возложил обязанности на руководителя органа судебной экспертизы о включении в состав комиссии конкретного специалиста с указанием анкетных данных.


Однако эксперты в своем ходатайстве в нарушение вышеуказанных требований УПК и Закона, не указывают какого именно врача необходимо привлечь в качестве специалиста, а лишь отражают саму специальность.


В результате, следователь путем направления запросов в различные медицинские инстанции устанавливает надлежащих врачей по заявленной специализации.


Нередки случаи, когда согласно ответов Ассоциации или организации здравоохранения предоставить указанных специалистов не всегда представляется возможным, и рекомендуется обратиться к частным специалистам на платной основе (средняя сумма 60 тысяч тенге без выезда и 120 тысяч тенге  выездом в другой регион). В случае же удовлетворения и выделения специалиста, врачи узкой специализации отказываются принимать участие в составе экспертной комиссии, ссылаясь на большую занятость по месту своей основной работы и отсутствием предварительной оплаты их услуг.


С такими же проблемами следователь сталкивается и при указании экспертов в своем ходатайстве о привлечении конкретных врачей в качестве специалистов.


В результате, затрачивается время на поиск специалиста (переписка с органами здравоохранения и др.), составление договоров на оказание услуг и их оплата через органы финансового обеспечения ОВД, а в случае отсутствия денег на счету, выдача письменных гарантий руководителем органа о последующей оплате и т.д.


Более того, в период проведения экспертизы эксперты возлагают на следователей передачу материалов экспертизы привлеченным специалистах для изучения и дачи своего заключения с последующим возвратом их эксперту.


В зависимости от количества привлеченных специалистов (от двух и выше), время производства экспертизы затягивается на три и более месяцев. 


Наряду с этим, возложение МЮ на орган следствия обязанности по поиску и подбору узких специалистов для проведения той или иной экспертизы негативно сказывается как на качественном подборе того или иного специалиста, так и на качестве самой экспертизы.  


Так, согласно Закона РК «О судебно-экспертной деятельности» в состав комиссии судебных экспертов должны включаться лица, обладающие специальными научными знаниями. В соответствии со статьей 1 Закона, также статьей 7 УПК: специальные научные знания – область специальных знаний, содержание которой составляют научные знания, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований.


Вместе с тем, в практической деятельности в состав комиссии судебных экспертов включают медицинских работников учреждений здравоохранения, не обладающие научными знаниями, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований.


Указанное отчасти возникает из-за сложившейся вышеизложенной негативной практики возложения «на плечи» сотрудников ОВД вопросов организации проведения экспертизы, в том числе поиск и определение узких специалистов.  Соответственно возникает вопрос - каким образом следователь должен определить обладает ли привлекаемый им специалист специальными научными знаниями, реализованными в методиках судебно-экспертных исследований?


Таким образом, вопросы определения конкретного лица в качестве специалиста при проведении судебной экспертизы должен решать орган судебной экспертизы.   


Вместе с тем, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года «О судебно-экспертной деятельности» судебно-экспертная деятельность – деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и производству судебной экспертизы.


Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях результатами судебной экспертизы


В этой связи, в целях выполнения поставленных задач судебно-экспертной деятельностипо организации и производству сдебной экспертизы, при возниковении необходимости участия при производстве судебной экспертизы лиц обладающих специальными знаниями требующиеся для дачи заключения по поставленным в постановлении о назначении экспертизы вопросам, предлагаем проработать Министерству юстиции совместно с Министерством здравоохранения вопросы участия врачей узких специальностей при производстве экспертизы и оплате их труда.


К примеру, заключение меморандума, разработка соответствующего нормативно-правового акта, где предусмотреть соответствующий реестр специалистов, которые будут привлекаться экспертами при производстве судебных экспертиз, выработке механизма оплаты услуг специалистов, привлекаемых по ходатайству руководителя ораган сдебной экспертизы и др. вопросы.


В данном случае, следователь лишь будет по ходатайству органа судебной экспертизы, где указан конкретный специалист, после соответствующей его проверки на отсутствие оснований для его отвода, выносить постановление о включении в состав комиссии судебных экспертов.


Указанное положительно отразится и на качестве выбранного специалиста и на качестве самой экспертизы, позволит значительно сократить время по поиску специалистов, их привлечения, излишних затрат бюджетных средств, а также исключит возложение не свойственных функций на орган досудебного расследования.     



Вместе с тем, необходимо отметить, что в любом районном центре области имеются отделы полиции, суды, больницы, акиматы и другие госорганы и организации.


Основные проблемы возникают при проведении судебно-медицинских, судебно-психиатрических, психолого-психиатрических, судебно-наркологических, молекулярно-генетических экспертиз, а именно:



Соответственно, в регионах, где нет судебно-медицинских экспертов, при обнаружении трупов людей с признаками насильственной смерти, осмотр производится без их участия. Следователи вынуждены производить следственные действия с привлечением иного врача и направлять трупы в отдаленные морги бюро СМЭ. Это сказывается на раскрытии преступления, на полноте выдвижения первоначальных версий происшествия, установлении точного времени смерти пострадавшего и привязки его к месту обнаружения.


В указанных регионах, сотрудники полиции вынуждены обращаться в экспертные учреждения, расположенные за 300-500 км, что приводит к значительным затратам бюджетных средств и времени.


К примеру, в г. Караганде назначают СМЭ по трупам обнаруженным в г.Каражал (400км.), Каркаралинском (220 км.), Жанааркинском районах (180 км.).


В Атырауской области только в двух районах (Макатском и Жылыойском) функционируют межрайонные отделения СМЭ. Однако, в связи с отсутствием в Макатском районе морга, трупы для производства вскрытия направляются в Атырауский областной филиал (131 км.).


Подобная ситуация складывается по всей территории Республики, когда органы полиции преодолевают многокилометровые расстояния для проведения экспертизы с доставлением трупов, а также живых потерпевших, свидетелей, подозреваемых.


Предложение: открытие бюро по проведению судебно-медицинской экспертизы (живых лиц и трупов) во всех городских и районных центрах областей.


Во многих ИСЭ отсутствуют штатные эксперты психиатры, а состоящие в комиссии эксперты это врачи психиатрических клиник, совмещающие экспертную деятельность с основной работой, что приводит к аналогичным проблемам по доставлению и нарушению сроков расследования.


К примеру, в ИСЭ Алматинской области отсутствует психиатры, и поэтому судебно-психиатрическую экспертизу приходится проводить в г.Алматы, в связи с чем еженедельно сотрудники полиции преодолевать расстояние свыше 300 км.


Аналогичная проблема в Карагандинской области, СПЭК проводится лишь в г. Караганда, что отдалено от УП г.Жезказган и г.Сатпаева на расстоянии 500 км.


Кроме того, в соответствии с требованиями ч.3 ст.281 УПК для производства судебно-психиатрической экспертизы по вопросу вменяемости подозреваемых лиц, назначается не менее трехэкспертов(два психиатра и один психолог)


Вместе с тем, в ИСЭ не отработан механизм заменяемости экспертов психиатров и психологов. В случае отсутствия хотя бы одного эксперта по уважительным причинам (болезнь, отпуск, учеба, увольнение и т.д.) такие экспертизы не проводятся. Данная проблема особо актуальна в летний период, когда эксперты уходят в отпуска.


Указанные факты негативно отражаются на сроках расследования уголовных дел, приводят к необоснованной волоките.


Как правило, судебно-психиатрическая экспертиза проводится в отношении подозреваемых лиц, совершивших тяжкие и особо-тяжкие уголовные правонарушения, в отношении которых применяется мера пресечения в виде содержания под стражей. В связи с чем, для этапирования подозреваемого за пределы места его содержания и населенного пункта, обеспечивается спецмашина оборудованная для безопасной перевозки следственно-арестованных лиц, усиленное конвоирование и другие мероприятия, направленные на охрану лиц, находящихся под стражей. Это в свою очередь, влечет дополнительные расходы бюджетных средств.


В целях решения данной проблемы, нами неоднократно предлагалось Центру судебной экспертизы возобновить во всех регионах проведение амбулаторных судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз в Следственных изоляторах по месту содержания подозреваемых лиц в определенный день недели, согласно установленного графика, согласованного между ИСЭ, ДП и ДУИС.


Данное не противоречит требованиям Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан», согласно которой судебная экспертиза живых лиц может производиться в медицинской организации или другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и обеспечения прав и законных интересов указанных лиц (ст.44 Закона).  


В свою очередь, мы гарантируем решение всех организационных вопросов, связанных с предоставлением помещения в СИЗО на период проведения экспертизы, вывод подэкспертных, участие законных представителей и защитников.


Наряду с этим, в качестве решения указанной проблемы нами также предложено проведение судебно-психиатрических и судебно-наркологических экспертиз в режиме видеоконференцсвязи (онлайн), что существенно сократит процессуальные сроки расследования уголовных дел и расходование бюджетных средств.


До настоящего времени данные вопросы остаются открытыми.


Вместе с тем, необходимо отметить, что ранее, до передачи судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы из Министерства здравоохранения в Министерство юстиции, проблемы проведения экспертиз не возникали: данные экспертизы проводились в наркологических и психиатрических центрах врачами привлекаемыми в качестве экспертов, которые, при этом не возникало вопросов по взаимозаменяемости экспертов в случае отсутствия хотя бы одного члена комиссии экспертов.


Предложение:


1. Укомплектовать и расширить штаты экспертов наркологов, психиатров и психологов с обеспечением еженедельного проведения экспертиз (не менее двух-трех раз) по утвержденному графику. 


Это исключит большую очередность и длительное ожидание проведения экспертизы, что положительно скажется на сроках досудебного расследования.    


2. Возобновить во всех регионах проведение амбулаторных СПЭК и СНЭК в условиях Следственных изоляторов, т.е. по месту содержания подозреваемых лиц по установленному графику, согласованного между ИСЭ, ДП и ДУИС.


Предложение не противоречит положениям Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в РК», т.е. судебная экспертиза живых лиц может производиться как в медицинской организации, так и другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и обеспечения прав и законных интересов указанных лиц (ст.44 Закона).  


В свою очередь, мы гарантируем решение всех организационных вопросов, связанных с предоставлением помещения в СИЗО на период проведения экспертизы, вывод подэкспертных, участие законных представителей и защитников.


3. С учетом проведения данных видов экспертиз только в областных центрах, отработать вопрос проведения судебных наркологической, психиатрической и психолого-психиатрических экспертиз в онлайн-режиме. 


Это существенно сократит процессуальные сроки расследования и расходования бюджетных средств (доставка подэкспертных из отдаленных участков местности).



Вместе с тем, еще в 10 регионах(Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская, Туркестанская области и г.Семей) лаборатории молекулярно-генетических экспертиз отсутствуют.


Указанное влечет нагрузку на существующие 8 лабораторий и небольшой штат экспертов, в результате возникают проблемы с нехваткой реактивов, выхода из строя оборудования.


К примеру,ДПВосточно-Казахстанской области, по причине длительного выхода из строя оборудования (генетического анализатора с ноября 2019г.), СМГ экспертиза назначается в другие регионы. Вместе с тем, в январе т.г. по причине отказа всеми региональными ИСЭ в проведении экспертизы (из-за большого количества исследуемых объектов, недостаточного количества реактивов), по трем уголовным делам СМГЭ вынуждено назначена частной экспертной организации (ИП «Судебный эксперт Сыздыкбекова А.С.») с заключением договора на общую сумму 1 806 382 тенге.


Предложение: рассмотреть вопрос открытия молекулярно-генетических лаборатории в остальных 10 регионах.



В 2015 году в соответствии с Постановлением Правительства РК от 30.12.2014г., организация и проведение судебно-медицинской, судебно-наркологической, судебно-психиатрической экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях переданы из Министерства здравоохранения в компетенцию органов судебной экспертизы Министерства юстиции.


В связи с освобождением помещений, подведомственных здравоохранению, единственное в Республике отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы, располагавшееся в здании Республиканского центра психиатрии, психотерапии и наркологии МЗ РК (г.Алматы, ул.Амангельды, 88), было временно (по договоренности руководителей УИС и ЦСЭ), размещено в учреждении ЛА-155/18 г.Алматы с выделением кабинетов для работы экспертов психиатров и камер для содержания подэкспертных подозреваемых лиц в отношении которых применена мера пресечения в виде содержание под стражей.


Ежегодно в условиях Учреждения ЛА-155/18 стационарная СПЭ проводится в отношении 60-80 человек. При этом, экспертиза назначается не только ОВД, но и другими органами (судом, спецпрокурорами, КНБ и др.).


На протяжении нескольких лет, органами прокуратуры ставится вопрос о законностипребывания подэкспертных лиц и проведение стационарной СПЭ в условиях следственного изолятора, не относящегося к медицинской организации и не имеющего своего стационара с соответствующими условиями.


Так, согласно требованиям статьи 53 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности» (далее - Закон), судебные эксперты осуществляют свою деятельность в специально оснащенных помещениях, соответствующих стандартам и требованиям, установленным МЮ РК. 


В соответствии с требованиями ст.50 Закона, судебно-психиатрическая экспертиза лиц, содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах, специально предназначенных для помещения в них указанных лиц, которые пользуются правами пациентов психиатрических стационаров с предусмотренными для них особенностями, установленными законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.


Учитывая данные обстоятельства, полагаем, что при прямой постановке надзорным органом вопроса о перемещении подэкспертных в специализированное медицинское учреждение и до решения всех организационных вопросов (создание условий для специализированных объектов, содержание и охрана подэкспертных и др.), возникнут проблемы в проведении стационарных СПЭ. Указанное, в свою очередь отразится на сроках расследования и своевременном принятии процессуальных решений по уголовным делам. 


Предложение: Министерству юстиции рассмотреть вопрос о выделении ЦСЭ по г.Алматы помещения для содержания и проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы в отношении подозреваемых лиц содержащихся под стражей, соответствующее требованиям Закона. 

Так, сертифицированными экспертами-психологами Актюбинского ИСЭ,
не проводится сексолого-психолого-психиатрическая экспертиза по причине отсутствия навыков работы и соответствующего обучения по специальности (психолог-сексолог).

Также, в ходе расследования уголовных дел совершенных против несовершеннолетних возникает необходимость назначения судебной психолого-криминалистической экспертизы в отношении несовершеннолетних
для установления правдивости их показаний. Однако, указанная экспертиза
в Казахстане не проводится, в связи с отсутствием методики.

  К примеру, ДП г.Алматы расследуется уголовное дело по факту убийства несовершеннолетней, с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования судебная психолого-криминалистическая экспертиза в отношении несовершеннолетних проведена в г.Киев (Украина). Соответственно, расходованы бюджетные средства.


Вместе с тем, согласно ст.4 Закона судебно-экспертная деятельность включает в себя подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, осуществляющих экспертную деятельность. 

Это далеко не весь перечень проблемных вопросов с которыми сталкиваются органы досудебного расследования при назначении и проведении судебных экспертиз. 


На протяжении четырех лет, по всем вышеуказанным и другим проблемным вопросам МВД неоднократно направлялись письма как в Центр судебных экспертиз, так и в Министерство Юстиции с предложением рассмотрения и решения всех существующих проблем в судебно-экспертной деятельности.


Однако, ЦСЭ и МЮ, ссылаясь на слабое материально-техническое оснащение(недостаточное финансирование, дорогостоящее оборудование и т.д.)и дефицит кадров(низкая заработная плата, отсутствие льгот, высокая психоэмоциональная нагрузка, риск заболевания особо опасными заболеваниями и т.д.)данные проблемы не разрешаются.


Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Закона РК «О судебно-экспертной дятельности в РК» задачами судебно-экспертной деятельности являетсяобеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях результатами судебной экспертизы.


При этом, согласно ч.6 ст.273 УПК обязанности по обеспечению условий, необходимых для проведения экспертиз возлагается на руководителей ИСЭ и ЦСЭ (эти же обязанности прописаны в ст.18 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в РК»).


Однако, руководителями экспертных учреждений не обеспечивается выполнение функции по организации надлежащей работы вверенных им институтов, с перекладыванием решения данных проблем на сотрудников органов внутренних дел.