КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТАМ: «О БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» И «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».

Image title

Минздрав представил Мажилису новый законопроект о биологической безопасности

Новый законопроект «О биологической безопасности» представлен сегодня в Мажилисе. Презентация состоялась в формате открытого диалога посредством видеоконференцсвязи с участием представителей государственных органов, ОЮЛ и НПО, а также национальных центров и институтов, в том числе Института парламентаризма. Говоря о значимости законопроекта, секретарь Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию, руководитель рабочей группы Дархан Мынбай отметил, что в национальном законодательстве отсутствует концептуальная основа общего понятия биологической безопасности, а также системы ее обеспечения. - В этой связи впервые разработан законопроект, который направлен на создание унифицированной системы обеспечения биологической безопасности в Казахстане, - пояснил депутат. Выступивший с докладом по проекту нового Закона вице-министр здравоохранения, главный государственный санитарный врач республики Ерлан Киясов заявил об увеличении в последнее десятилетие числа и разнообразия вспышек инфекционных заболеваний, которые требуют новых форм регулирования. При этом он напомнил о соответствующем поручении Главы государства относительно законодательного урегулирования вопроса по обеспечению биологической безопасности с учетом ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции. Представляя основные положения законопроекта, вице-министр перечислил ряд проблем, не позволяющих обеспечить биобезопасность граждан на должном уровне. В первую очередь, это отсутствие системного подхода в госрегулировании, включая отсутствие стратегических краткосрочных и долгосрочных направлений; координирующего госоргана и подотчётности ему, а также реализуемого на системной основе межведомственного оперативного взаимодействия между госорганами. В этой связи законопроектом предлагается ввести системную и последовательную реализацию госполитики путем включения стратегических направлений и задач по обеспечению биобезопасности в Стратегию национальной безопасности Республики Казахстан, а также путем разработки унифицированных нормативных правовых актов и нормативных технических документов. Кроме того, предусматривается определение координирующего органа в области биобезопасности и государственных органов, обеспечивающих биологическую безопасность с установлением соответствующей компетенции для них и подотчетности координирующему органу. Наряду с этим Ерлан Киясов отметил отсутствие единой системы учета данных, что не позволяет автоматизировать обращение всего массива отчетной и учетной информации в области биобезопасности, включая автоматизацию применения системы оценки рисков и выборки субъектов госконтроля. Также не предусмотрена система управления биологическими рисками, включая введение обязательств по снижению рисков с контролем их исполнения. В этих целях предлагается введение единой государственной информационной системы, в которую будут стекаться данные профильных госорганов о регулировании обращения микроорганизмов, позволяющей анализировать, прогнозировать текущую эпидситуацию и своевременно принимать соответствующие меры по ликвидации биоугроз. В рамках данной информсистемы предполагается ведение реестров патогенных биоагентов, опасных биологических объектов и специалистов, работающих и планирующих работать в сфере биобезопасности. В реализацию указанных механизмов предусмотрена разработка единых правил учета и мониторинга обращения опасных патогенов. Другим новшеством законопроекта является внедрение системы управления биологическими рисками в каждом профильном госоргане и на потенциально опасных биологических объектах через категоризацию оценки биорисков и введение обязательств по снижению рисков с контролем их исполнения. Наряду с ними докладчик сообщил о введении категоризации разрешения по опасным объектам и видам патогенных биоагентов. По словам Ерлана Киясова, сегодня разрешительная система не позволяет вести полноценный учет и регулирование действующих лабораторий. Связано это с тем, что разрешение выдается юридическому лицу на группу патогенности без привязки к опасным биологическим объектам и их видам, в отношении которых осуществляется обращение. Такой подход, по мнению докладчика, позволит обеспечить полноценный учет и контроль деятельности с опасными возбудителями инфекционных заболеваний. Обсуждая эти и другие нормы законопроекта, участники заседания высказали ряд предложений, которые будут рассмотрены в рабочей группе.