КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ: «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ ТРАНСПОРТА».

Image title

В Мажилисе представлен новый законопроект по вопросам транспорта

Сегодня в Мажилисе Министерство индустрии и инфраструктурного развития представило депутатам проект новых законодательных поправок по вопросам транспорта. Презентация законопроекта в формате видеоконференции состоялась Комитете по экономической реформе и региональному развитию под председательством Альберта Рау с участием представителей госорганов, НПО и ассоциаций, НПП «Атамекен», а также членов не представленных в Парламенте политических партий. Документ разработан в целях автоматизации транспортного контроля на дорогах, имплементации норм международных договоров в сфере морского транспорта, совершенствования порядка расследования событий на железнодорожном транспорте и аварийных случаев с судами. Положения законопроекта направлены также на приведение законодательства Казахстана требованиям стандартов Международной организации гражданской авиации и авиационным требованиям Европейского союза, а также регулирование механизма получения разрешения на осуществление деятельности на приаэродромной территории. По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Берика Камалиева, законопроектом предусмотрены нормы, определяющие порядок установки и функционирования автоматизированных станций измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств, которые будут работать по принципу «Сергек» без участия человека. - Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить сохранность автодорог, увеличить поступления в бюджет сборов за проезд тяжеловесных АТС ежегодно на 1,5 млрд. тг и исключить человеческий фактор при проведении транспортного контроля на автодорогах, - пояснил вице-министр. Отдельный ряд поправок направлен на повышение безопасности движения на железнодорожном и водном транспорте. По словам вице-министра, в настоящее время расследование крушений и аварий на ж/д транспорте проводится уполномоченным органом в области транспорта, а события и инциденты – самими участниками перевозочного процесса. - Учитывая ценность жизни и здоровья людей, законопроектом предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа расследование событий, повлекших сход или столкновение подвижного состава пассажирских поездов. Предлагается включить в компетенцию уполномоченного органа также расследование аварийных случаев с судами, плавающими под Государственным флагом Республики Казахстан на территориальных водах Каспийского моря, - заявил Берик Камалиев. Кроме того, он напомнил, что 31 марта 2021 года Казахстаном ратифицирована Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 года. В этой связи законопроектом предусмотрены нормы по имплементации требований Конвенции, устанавливающих обязанность судовладельца по страхованию своей гражданско-правовой ответственности по подъему затонувших судов. - Предлагаемые нормы позволят Казахстану предъявить требования о возмещении расходов по подъему затонувшего судна напрямую страховой компании, – уточнил Берик Камалиев. В сфере гражданской авиации предлагаются следующие изменения. Вводятся нормы по регулированию процесса использования беспилотных летательных аппаратов, а именно внедрение процедуры сертификации, установление требований к дистанционной идентификации и определение зон для их использования. Также вводятся понятия «беспилотная авиационная система» и «беспилотное воздушное судно». В представленном законопроекте предусмотрена также норма, согласно которой организация и обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве, суверенитет которого не определен или находится в делегированном воздушном пространстве сопредельных государств, где Казахстан несет ответственность за обеспечение обслуживания воздушного движения, осуществляются поставщиком аэронавигационного обслуживания. При этом Берик Камалиев уточнил, что законопроектом предусмотрена персональная ответственность первого руководителя за выполнение возложенных задач на уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и ответственность авиационных инспекторов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей. Одной из норм проекта Закона предусмотрено финансирование деятельности АО «Авиационная администрация Казахстана» за счет расходов поставщика аэронавигационного обслуживания РГП «Казаэронавигация». Кроме того, вводится норма, позволяющая авиакомпаниям вести собственный реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Говоря об этом, докладчик уточнил, что граждане могут попасть в такой список только за правонарушения на борту самолета и только в случае доказанности их вины в результате привлечения их к уголовной или административной ответственности. С учетом международного опыта проектом Закона вводится понятие «справедливая культура» (Just Culture), основным принципом которого является нетерпимость в отношении преднамеренных нарушений или халатного поведения в отрасли гражданской авиации. Предусматриваются полномочия уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по определению порядков по противообледенительной защите, управлению опасностями, создаваемыми птицами и дикими животными при осуществлении полета и использованию беспилотных авиационных систем. Наряду с ними законопроектом вносятся поправки в Земельный кодекс для приведения его в соответствие со стандартами ИКАО по получению разрешения на осуществление деятельности на приаэродромной территории. При этом вице-министр уточнил, что строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, осуществление сельскохозяйственной деятельности в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома возможно только, если такая деятельность не создает условий массового скопления птиц и угрозы для безопасности полетов и при получении разрешения в соответствии с правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов. Кроме того, законопроект содержит важные и актуальные для отрасли поправки, направленные на подготовку к успешному прохождению очередного аудита ИКАО на соответствие международным стандартам, уточнил разработчик. После доклада вице-министр Берик Камалиев дал пояснения на вопросы депутатов. Детальное обсуждение норм законопроекта будет продолжено в рабочей группе во главе с депутатом Альбертом Рау.