КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ: «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ».

Image title

В Мажилисе презентован депутатский законопроект по вопросам совершенствования законодательства в области миграции населения

Сегодня в Комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе состоялась презентация законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в области миграции населения». Документ разработан депутатами Мажилиса Ахметбековым Ж.А., Каменовым Ф.К., Конуровым А.О., Кожахметовым А.Т., Кулахметовым Г.З., Милютиным А.А., Набиевым В.Г., Панченко И.И., Паяевым А.М., Решетниковым С.Н., Скаковой А.А., Смирновой И.В., Телпекбаевой Ж.Т. и сенатором Бекназаровым Н.К. По словам депутата Ерлана Смайлова, законопроектом вносятся поправки в Трудовой кодекс и 9 действующих законов о гражданстве, правовом положении иностранцев, о чрезвычайном положении, о национальных реестрах и идентификационных номерах, беженцах, миграции населения, о документах, удостоверяющих личность, об органах внутренних дел и о занятости населения. В первую очередь, приводится в соответствие с Конституцией статья 3 Закона «О правовом положении иностранцев», где в принципах правового положения иностранцев в Республике Казахстан отсутствует понятие «убеждений». По мнению депутатов, это является серьезным правовым пробелом, поскольку статья 12 Конституции гласит: «Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.». Кроме того, в целях защиты детей от преступных посягательств вносятся нормы в законы «О правовом положении иностранцев», «О миграции населения», «О гражданстве Республики Казахстан», предусматривающие пожизненный запрет на въезд в Казахстан, а также отказ в выдаче разрешения на постоянное проживание и прием в казахстанское гражданство иммигрантам, ранее совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Другим новшеством является инициатива депутатов по обеспечению гарантий прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Разработчики законопроекта отмечают, что в период локдауна и режима чрезвычайной ситуации граждане столкнулись с рядом отдельных проблем, связанных с истечением срока действия документов, лицензий, разрешений и иных официальных документов, что в свою очередь не давало возможности гражданам получить отдельные социальные услуги (оформление и получение пенсии, медицинское обслуживание и др.), просроченное водительское удостоверение лишало возможности управлять автотранспортом. Кроме того, многие социальные работники, закрепленные за инвалидами и престарелыми одинокими людьми, не имели возможности добраться до них. Почти все выпускники среднеобразовательных школ оказались под угрозой недопуска к сдаче ЕНТ ввиду отсутствия удостоверения личности. Особо стоял вопрос об истекших лицензиях и разрешениях на отдельные виды деятельности (в сфере оборота медицинской продукции, оружия, на привлечение иностранной рабочей силы и т.д.). Кроме того, отметил докладчик, вносятся изменения и в Закон «О документах, удостоверяющих личность». - Учитывая международный опыт по выдаче так называемых «киндер» паспортов для детей, и быстро меняющуюся внешность детей, предлагается сократить срок действия паспорта для детей до 12 лет - до 5 лет, старше 12 лет - до 16 лет (учитывая, что в этот период внешность ребенка наиболее сформирована) срок действия паспорта оставить прежним -10 лет, - сообщил Ерлан Смайлов. При этом предложено снизить государственную пошлину за паспорта, выдаваемые несовершеннолетним детям с 8 МРП (23 336 тенге) до 4 МРП (11 668 тенге), что положительно будет воспринято населением. А для удобства гражданам, часто посещающим иностранные государства, предлагается ввести паспорт с большим количеством листов до 48 страниц, что в свою очередь повлечет и увеличение себестоимости с 8 до 12 МРП. При этом стандартный паспорт на 36 страниц также будет доступен, срок его действия (10 лет) и размер госпошлины за его оформление (8 МРП) не изменятся, уточнил мажилисмен. В Трудовой кодекс вносится норма, предусматривающая дополнение перечня из 8 оснований прекращения трудового договора по независящим от воли сторон обстоятельствам еще одним основанием - истечение срока действия удостоверения лица без гражданства (ст.57). Это обусловлено тем, что трудовую деятельность осуществляют не только граждане Казахстана и иностранцы, но и лица без гражданства. Предложено также законодательно закрепить норму в Законе «О национальных реестрах идентификационных номеров», касающуюся замены ИИН (индивидуального идентификационного номера) в связи с тем, что имеются расхождения с датой рождения и первыми цифрами оформленного ИИН. Принявший участие в обсуждении законодательных норм заместитель министра внутренних дел Мурат Баймукашев сообщил, что разработанный депутатами законопроект позволит более эффективно применять нормы закона, устранит пробелы, выявляющиеся в ходе практического применения законодательства, а также будет способствовать повышению качества контроля за миграционной ситуацией в стране. Дальнейшее обсуждение законопроекта продолжится в рабочей группе во главе с депутатом Ерланом Смайловым.