КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН»

Image title

С П Р А В К А

о развитии предпринимательской деятельности

в сфере защиты частной собственности

(в сфере оборота оружия и охранной деятельности)

Одним из базовых принципов, который должен лечь в основу Нового экономического курса страны, обозначенного Президентом Республики Казахстан Токаевым К.К., является неприкосновенность частной собственности.

Гарантии защиты неприкосновенности частной собственности, кроме Конституции Республики Казахстан, также закреплены в уголовном и гражданском законодательстве. Обеспечение данных гарантий возложены на государственные, судебные и правоохранительные органы.

Вместе с тем, имевшие место в январе 2022 года трагические события показали, что деятельность государства по защите неприкосновенности собственности граждан и бизнеса еще требует совершенствования.

По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан общий ущерб от прошедших беспорядков в январе т.г., с учетом затрат на ремонт пострадавших зданий и порчи имущества, оценивается в 136,8 миллиарда тенге. Из этой суммы 82,2 миллиарда тенге приходится на урон 1923 объектам бизнеса. Ущерб имел место в восьми регионах: в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Атырауской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях, а также в городах республиканского значения Алматы и Шымкенте.

Следует иметь ввиду, что согласно законодательству, отдельные функции правозащитной деятельности осуществляет не только правоохранительная система, но и субъекты частных организаций.

Так, предпринимательские структуры оказывает услуги по охране имущества юридических и физических лиц, осуществляется защита инсайдерской информации. Созданные на основании антикоррупционного законодательства комплаенс службы защищают компании от коррупционных и налоговых нарушений, недобросовестных контрпартнёров, а также этических и репутационных рисков для бизнеса, за совершение которых предусмотрены не только административные штрафы, но и уголовная ответственность.

С принятием в 2000 году Закона РК «Об охранной деятельности» создана 5261 охранная организация (с учетом их филиалов и представительств), в которых работают 97680 охранников. В целях обеспечения их деятельности зарегистрировано 1228 субъекта бизнеса, выполняющих монтаж, наладку и техническое обслуживание охранной сигнализации и иное сервисное обслуживание охранных организаций.

Субъектами охранной деятельности обеспечивается безопасность 105740 объектов, из них с использованием пультов централизованного наблюдения 80715 объектов. Кроме того, охраняется 332972 квартиры и домов граждан (физической охраной 37741, техническими средствами 295231).

Органы полиции в 2021 году привлекли 1533 частных охранных организаций и 22815 их сотрудников для обеспечения общественного порядка. Только в 2020 году охранными организациями раскрыто 536 уголовных преступлений, выявлено 11902 административных правонарушений, задержано и доставлено в полицию 12508 человек, предотвращено 1082 кражи и иных преступлений.

Регламентация статуса охранной деятельности, кроме развития предпринимательства, реализовала социальную нагрузку в виде создания новых рабочих мест и пополнения бюджета налоговыми поступлениями, защитила право собственности широкого круга субъектов и выполняет правозащитную функцию неправительственного сектора.

С 2021 года в связи с изменением законодательства все частные охранные организации должны будут получить новые лицензии на охранную деятельность, которые теперь разделяются на два подвида. По первому подвиду лицензий частные охранные организации будут иметь право охранять все объекты, в том числе уязвимые в террористическом отношении; по второму подвиду – объекты, не относящиеся к уязвимым в террористическом отношении. Для первого подвида устанавливаются повышенные квалификационные требования.

Вместе с тем, правовые ограничения охранной деятельности, установленные органами внутренних дел чрезмерной и необоснованной зарегулированности предпринимательства, создают административные барьеры для развития этого сегмента экономики.

По мнению Казахстанской оружейной ассоциации события, происшедшие в январе 2022 года показали, что оружейные магазины в техническом оснащении оказались готовы к отражению нападений. Главной задачей технической защиты магазинов являлось не допустить доступ преступников к оружию до прибытия тревожных групп охранных организаций и силовых структур. В ряде магазинов преступники, проникнув и разгромив помещения магазинов, так и не смогли завладеть оружием.  Преступники прибывали в магазины хорошо подготовленными, оснащенные стенобитным инструментом и мощными промышленными резаками. Даже в этих случаях им понадобились многие часы, чтобы проникнуть в помещения с оружием. Более того, подавляющее большинство оружия, особенно нарезного и полуавтоматического, попало в руки преступников деактивированным без затворов и других частей, отсутствие которых делают невозможными производить стрельбу.

Данные факты подтверждают, что задачи технической оснащенности магазинов были выполнены ими полностью, что исключает необходимость дальнейшего ужесточения действующих требований к оружейным магазинам.

Казахстанская оружейная ассоциация считает, что данные события обозначили ряд проблем, для решения которых казахстанские оружейники предлагают следующие меры.

В целях повышения эффективности деятельности частных охранных организаций по защите собственности предпринимателей и граждан настало время пересмотреть нормы положенности оружия для сотрудников частных охранных организаций.

Существующие нормы вооружения травматическим и дробовым гладкоствольным оружием под мелкую дробь №7 и №8 недостаточны для отражения вооруженного нападения. Необходимо вооружить охранников, реагирующих на тревожные сигналы из оружейных магазинов, нарезным короткоствольным и длинноствольным неавтоматическим оружием, а нормы патронов увеличить в два раза.

В целях реализации закреплённых в статье 13 Конституции права граждан защищать свои права и свободы, включая необходимую оборону, по мнению Казахстанской оружейной ассоциации, необходимо начать дискуссию о возможности упрощения приобретение гражданами нелетальных средств самообороны, таких как газовые пистолеты и револьверы, (без возможности стрельбы травматическим патроном), электрошоковые устройства (ЭШУ).

Оружейники считают, что настало время вернуть разрешительный порядок приобретения травматического оружия самообороны гражданами и ввод в гражданский оборот короткоствольного нарезного оружия, взяв за основы подходы развитых стран. Например, в Италии такое оружие может приобрести не каждый желающий, не имеющий противопоказаний, а лишь те лица, которые обоснуют эту необходимость (предприниматели, имеющие дело с большими ценностями, отдельные представители СМИ, получающие угрозы, сотрудники оружейных магазинов и др.).  Как показывает опыт таких стран бывшего СССР, как Грузия, страны Прибалтики, Молдова, Беларусь показал, что внедрение данных норм позволило сократить уровень уличной преступности.

Принятие  этих норм должно изменить государственное отношение к понятийному тандему «гражданин — оружие», согласно которому вооруженный законопослушный гражданин — это опора безопасности и правопорядка общества и государства.

Кроме того, назрела необходимость формирования объективной правоприменительной практики применения ст. 32 УК РК - право на необходимую оборону.

По мнению правоведов, проблема заключается в том, что, когда человек реализует делегированное ему государством право на необходимую оборону, он сталкивается с чрезмерной осторожностью применения этого термина судебной системой. Процент оправдательных приговоров, вынесенных судами уголовной юрисдикции по данным основаниям в среднем в год составляет всего 1,87%, а за 4 года оправдательных приговоров было вынесено меньше 2%.

Необходимо избавиться от обвинительного уклона правоохранительных органов при расследовании случаев самообороны граждан, особенно с применением оружия, когда уголовные дела возбуждаются изначально против самих обороняющихся. Конституционное право гражданина на самооборону всеми доступными средствами должно быть не декларацией, а реальным инструментом безопасности граждан.           

Следующим ограничением предпринимательской деятельности в сфере защиты частной собственности является установление монопольного положения отдельных юридических лиц на поставку вооружения в силовые структуры. Данные нормы закреплены в Законе о оборонной промышленности и оборонном заказе, а также принятом в его реализацию постановлении Правительства Республики Казахстан (№759 от 14.10.2019г.). В настоящее время, по мнению оружейных объединений предпринимателей, назрела необходимость широкой дискуссии по пересмотру установленного запрета на поставку гражданского или служебного оружия в силовые структуры частными оружейными магазинами. Такая необходимость существует, т.к. оружейные магазины способны поставить в силовые структуры быстрее и дешевле такие средства как гладкоствольное оружие под травматический патрон («резиновые пули»), служебное оружие, ЭШУ и другие средства.

Явным барьером развития предпринимательской деятельности в сфере защиты частной собственности является закрепление в подпункте 11) из пункта 4 cтатьи 24 Предпринимательского кодекса ограничения по преданию частным охранным организациям статуса субъекта малого бизнеса подпадающих под эту квалификацию (штат менее 100 сотрудников и среднегодовой доход не свыше трехсоттысячекратного МРП).

В результате данных ограничений малые охранные предприятия лишаются преференций предусмотренных законодательством для субъектов малого бизнеса, такие как: производить оплату налогов и других платежей в соответствии с установленными размерами для субъектов малого бизнеса; пользоваться установленными законодательством льготными кредитами; производить оплату единого совокупного налога. Кроме этого, законодательством для субъектов малого бизнеса предусмотрены размеры административных штрафов намного ниже чем для субъектов среднего и крупного предпринимательства.

В связи с этим применение к малым оружейным предприятиям мер ответственности установленных для более крупного бизнеса нарушает принцип соразмерности назначаемого наказания совершенному проступку.

В настоящее время доля организаций, подпадающих под категорию малого бизнеса в сфере охранной деятельности, незначительная. Так, из 67 организаций, членов Ассоциации охранных организаций Казахстана, 26 можно отнести к малому бизнесу (менее 100 сотрудников), что составляет 39%. Проецируя эти данные на все субъекты охранной деятельности, зарегистрированных в Казахстане, таких организаций будет немногим более 1,5 тысячи, что принципиального влияния на сбор налогов в госбюджет не окажет.

Следует отметить, что МВД Республики Казахстан первоначально возражало против исключения указанной выше нормы из Предпринимательского кодекса из-за необходимости наличия у них права на проверки субъектов с особыми уставными задачами. Однако, после дополнительного обсуждения этого вопроса, МВД дает согласие в своем ответе (исх.№1-41-3-26/1-24434 от 27.12.2021г.). При этом МВД предлагает внести дополнение в пункт 3 статьи 140 Предпринимательского кодекса в части исключения распространения контроля за охранной деятельностью среди субъектов малого бизнеса.

Более того, Министерство национальной экономики Республики Казахстан (исх.№03-14/12919 от 12.11.2021г.) поддерживает предложение об исключении подпункт 11) пункта 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса.

Распространение преференций, предусмотренных законом для субъектов малого предпринимательства, позволит малым охранным предприятиям восстановить экономические показатели, развивать свой бизнес и конкурировать с более крупными предприятиями.

Следующим вызовом развития предпринимательской деятельности по охране частной собственности является занижение стоимости при закупках данного вида услуг. Покупка охранных услуг по искусственно заниженным ценам, даже ниже себестоимости предоставляемых услуг, негативно влияет на развитие предпринимательства в этой сегменте экономики .

Так, затраты в месяц на содержание 1-го охранника складываются из:

1. Минимальная заработная плата (МЗП);

2. Подоходный налог - 10% (при минимальной зарплате нет);

3. Обязательные пенсионные отчисления - 10% от МЗП;

4. Обязательные социальные отчисления (страхование) - 3,5% от МЗП;

5. Социальный налог - 9,5% от МЗП.

6. Обязательное социальное медицинское страхование - 2% от МЗП

Примечание: На 1 круглосуточный пост необходимо 3 охранника (24 часа в сутки: 8 часов рабочего времени).

Кроме того, для работы охранной организации необходимы следующие затраты:

1. Обязательные начисления охранникам, в соответствии с трудовым законодательством, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, оплата больничных листов, отпуска.

2. Содержание административно-управленческого аппарата (как минимум – директор, бухгалтер, менеджер по оружию и специальным средствам, менеджер по боевой и специальной подготовке, ответственный за материально-техническое обеспечение);

3. Содержание офиса, в том числе коммунальные расходы;

4. Содержание круглосуточной дежурной части (4 штатные единицы) и мобильной группы (6 штатных единиц);

5. Приобретение и содержание средств связи;

6. Приобретение и содержание автотранспорта (2 единицы), в том числе ГСМ, налоги, страховка;

7. Приобретение оружия и спецсредств, содержание ответственного лица и оружейной комнаты;

8. Приобретение специальной одежды охранника, в том числе летней и зимней;

9. Повышение квалификации охранников (ежегодно);

10. Приобретение оргтехники и оборудования;

11. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет;

12. Прибыль от 5 до 10% (по возможности).

С учетом приведенных затрат, согласно расчетам Ассоциации охранных организаций, минимальная стоимость работы одного охранника за час составляет 700 тенге.

Однако, анализ проведенных в декабре 2021 года тендеров по закупкам услуг на охрану объектов показал, что государственными и квазигосударственными предприятиями закуп услуг охранных организаций производится в несколько раз ниже их себестоимости.

Так, ТОО "Теміржолсу - Алматы" при проведении конкурса на закуп охранных услуг установило тариф за один час в размере 264,3 тенге (296 с НДС), «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в одном случае закупала эти услуги по тарифу 347,9 тенге (389,6 с НДС), в другом – по 283,3 тенге (317,3 с НДС).

Занижение цены охранных услуг негативно влияет на развитие добросовестной конкуренции, снижает качество предоставляемых услуг, а также влечет сокращение числа участников это рынка.

В целях формирования добросовестной конкуренции на рынке охраны частной собственности необходимо установление минимальных тарифов за оказание услуг в данной сфере. Такие меры применяются, например, в строительной сфере, где минимальная стоимость строительно-монтажных работ устанавливаются уполномоченным органом в Строительных нормах. Государственное регулирование цен на оказываемые услуги также присутствует в нотариате и адвокатской деятельности.

Таким образом, эффективное развитие предпринимательской деятельности в сфере защиты частной собственности (в сфере оборота оружия и охранной деятельности) во многом зависит от адекватного государственного регулирования этой сферы и локализации необоснованных ограничений.

Экспертная группа

январь 2022 г.


С П Р А В К А

 об ущербе причиненного субъектам бизнеса

 в результате беспорядков в январе 2022 г.

по состоянию на 03.02.2022 года

 

По поручению Главы государства Правительством принимаются меры по возмещению ущерба субъектам предпринимательства, пострадавшим во время трагических январских событий 2022 года.

С 6 января 2022 г. НПП «Атамекен» проводится работа по сбору информации о предполагаемых размерах ущерба, нанесенного от незаконных действий. Организована горячая линия путем размещения на телеканале «Хабар 24» телефонных номеров call-центра.

Всего в call-центр НПП РК «Атамекен» поступило 18142 звонка, в том числе по:

- вопросам мародерства – 2324,

- свидетельствам о форс-мажоре – 760,

- прохождению блок-постов – 2,

- возобновлению бизнеса и оценки ущерба – 1080;

- фонду поддержки пострадавшим предпринимателям – 33;

- звонки физических лиц – 2615.

По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития общий ущерб от прошедших беспорядков в январе т.г., с учетом затрат на ремонт пострадавших зданий и порчи имущества, оценивается в 136,8 миллиарда тенге. Из этой суммы 82,2 миллиарда тенге приходится на урон 1923 объектам бизнеса. Ущерб имел место в восьми регионах: в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Атырауской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях, а также в городах республиканского значения Алматы и Шымкенте.

В региональные палаты поступило 1516 звонков и 770 заявлений по свидетельствам о форс-мажоре.

В 7 регионах страны выявлено 1839 пострадавших субъектов бизнеса, расположенных в 2239 объектах. Общая сумма ущерба составила по приблизительным подсчетам более 94,5 млрд. тенге.

В городе Алматы установлено  1597 пострадавших субъектов бизнеса, расположенных в 1962 объектах. Общая сумма ущерба составила по приблизительным подсчетам более 92 млрд. тенге, в т.ч.:Информация о сумме ущерба основана на предварительных оценках бизнеса, большое количество предпринимателей затрудняются в оценке ущерба.

В городе Шымкент выявлено 46 пострадавших субъектов бизнеса, расположенных в 50 объектах. Общая сумма ущерба составила по приблизительным подсчетам более 346,2 млн. тенге, в т.ч.:

В Алматинской области выявлено 124 пострадавших субъектов, расположенных в 145 объектах. Общая сумма ущерба составила по приблизительным подсчетам более 1,6 млрд. тенге.

В Восточно-Казахстанской (15), Атырауской (3), Жамбылской (33), Кызылординской (21) областях выявлено 72 пострадавших субъекта бизнеса на общую сумму ущерба порядка 567,4 млн. тенге.

Для правовой регламентации возмещения ущерба 18 января т.г. протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам ликвидации последствий, причиненных в результате беспорядков в отдельных регионах, утвержден Механизм возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса (далее – Механизм).

Приказом Министра национальной экономики от 27.01.2022 г. №7 утверждены Правила возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года (далее – Правила).

Приказом Министра национальной экономики от 02.02.2022 года № 11 в вышеуказанные Правила внесены изменения.

Во исполнение положений Механизма и Правил на платформе InfoKazakhstan.kz ведется прием заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства о возмещении причиненного имущественного вреда.

В настоящее время еще не решены вопросы возмещения вреда субъектам крупного предпринимательства. В связи с чем на стадии обсуждения находится выбор алгоритма (правила) возмещения субъектам крупного предпринимательства ущерба, понесенного в результате беспорядков , а также рассматриваются различные источников финансирования.

На текущий момент в адрес НПП РК «Атамекен» из 6 регионов (г.Алматы, г.Шымкент, Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Восточно-Казахстанская области) обратились 73 субъекта крупного предпринимательства, расположенных в 177 объектах, из них в Алматы – 48 субъектов, расположенных в 140 объектах.

Отрасли пострадавших субъектов бизнеса: торговля – 50; общепит – 2; фин.сектор – 16; логистика – 4; СМИ – 1.

Согласно сообщенных данных субъектами предпринимательства предварительно оцениваемый ущерб составляет 35 467 395 929 тенге (в Алматы 34,4 млрд тенге).

При этом, 23 субъекта не указали сумму ущерба (22 - в г.Алматы, 1 - в г.Шымкент).

На встрече с представителями бизнеса, прошедшего 21 января т.г., Глава государства поручил Правительству принять меры по возмещению ущерба и крупному бизнесу.

3 февраля т.г. проведено заседание МВК под председательствованием заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции Республики Казахстан Султанова Б.Т. На МВК поручено Министерству национальной экономики с Министерством финансов в срок до 7 февраля т.г.:

1) разработать и утвердить правила возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам крупного предпринимательства включив в них меры по финансовой и нефинансовой поддержке и утвердив их приказом Министра.

2) принять меры по разработке и утверждению нормативного правового акта по урегулированию вопросов налогообложения сумм возмещения ущерба, а также отнесения на вычеты по корпоративному подоходному налогу и индивидуальному подоходному налогу расходов по приобретенным товарам, которые были испорчены либо утрачены, а также сохранения в зачете по налогу на добавленную стоимость сумм НДС по таким товарам, в случаях отсутствия возмещения ущерба.

Работа по исполнению поручения Главы государства по возмещению ущерба субъектам предпринимательства в результате беспорядков в январе 2022 года продолжается.