КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС: «О ВЫПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ТОКАЕВА К.К. ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЕТЕРИНАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕРАХ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЕТЕРИНАРИИ». МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАШУКЕЕВ Е.Ш.

Image title

Image title

Image title

В Мажилисе выработали рекомендации по реформированию системы ветеринарии

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Павла Казанцева состоялся «Правительственный час». С докладом о выполнении поручения Президента Республики Казахстан Токаева К.К. по обеспечению ветеринарной безопасности и мерах по реформированию системы ветеринарии перед депутатами выступил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев. Предваряя обсуждение, вице-спикер Мажилиса Павел Казанцев напомнил о соответствующем поручении Главы государства принять до конца года конкретные меры по реформированию системы ветеринарии, в частности, по разграничению функций и полномочий между центром и регионами, цифровизации процессов, автоматизации сбора и передачи данных, подготовке кадров и повышению заработных плат ветеринарных врачей. При этом депутат подчеркнул, что от правильной организации работы ветеринарной службы, своевременного и качественного проведения ветеринарных мероприятий зависит уровень развития животноводческой отрасли и обеспечение продовольственной безопасности государства в целом. По словам министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, предлагаемые реформы планируется внедрять поэтапно. На начальном этапе проведен анализ коллизий в нормативно-правовых актах. Докладчик отметил, что отсутствие детального функционала надзорных и реализационных функций в части проведения обследования эпизоотических очагов, несвоевременное наложение карантина и ограничительных мероприятий акимами соответствующих территорий привело к ухудшению эпизоотической ситуации на местах, особенно при установлении карантина. Кроме того, отсутствие полномочий у ветеринарных специалистов сельских округов по административному воздействию на владельцев скота обусловило невозможность привлечения их к ответственности за нарушение ветеринарных норм и невыполнение ветеринарных мероприятий в очаге. Для этих целей они вынуждены обращаться к ветеринарным инспекторам, находящимся в районном центре, что затягивает процесс выполнения требований ветеринарного законодательства по обеспечению ветеринарной безопасности. Наряду с ними отмечено также осуществление ветеринарными специалистами местных исполнительных органов несвойственных им функций по отлову бродящих собак и искусственному осеменению сельхозживотных, что также привело к снижению своевременности и эффективности проведения плановых мероприятий. Для устранения указанных проблем предлагается передать реализацию этих функций из местных исполнительных органов в Комитет ветеринарного контроля и надзора. Еще одной важной проблемой стала неэффективная работа местных исполнительных органов по идентификации и проведению плановых вакцинаций. Это связано с высокой зависимостью акиматов от работы Министерства по закупу и поставке ветеринарных препаратов, бирок для проведения идентификации животных и систем забора проб крови. Для решения этих проблем в рамках реформирования системы ветеринарии предложено исключить функции осушествления госзакупок Комитетом ветеринарного контроля и надзора и его подведомственными организациями. Предложено также создать Единый дистрибьютор по приобретению ветеринарных препаратов и диагностикумов по аналогии «СК-Фармация». Под Единым дистрибьютором подразумевается компания со сто процентным участием государства, осуществляющая деятельность в соответствии с международными стандартами управления качеством, с прямым закупом ветеринарных препаратов у отечественных и зарубежных производителей, с возможностью создания контрактного производства на базе действующих казахстанских предприятий. При этом главным требованием будет то, что международная компания должна иметь более 10 лет опыта и состоять в листе рекомендованных компаний МЭБ (международное эпизоотическое бюро) Особое внимание министр уделил проводимой работе по цифровизации и автоматизации процессов ветеринарии. Как подчеркнул докладчик, это обеспечит достоверность статистических данных, освободит ветеринарных врачей от бумажной работы, сократит сроки и бюрократическую волокиту при получении разрешительных документов на экспорт/импорт, усилит контроль за перемещением и оборотом подконтрольных объектов, а также снизит коррупционные и мошеннические риски при получении субсидий и льготных кредитов. В своем выступлении министр затронул вопросы подготовки кадров ветеринарной службы. По словам главы ведомства, на сегодня профессия ветеринарного врача является одной из самых низкооплачиваемых в аграрном секторе. Средний возраст ветврачей по республике составляет 40-55 лет. Кроме того, ветеринарный сектор испытывает недостаток в молодых высококвалифицированных кадрах. Для повышения заработных плат специалистов в области ветеринарии государственных ветеринарных организаций на местах предлагается, в частности, пересмотреть тарифы на услуги по проведению ветеринарных мероприятий (вакцинация, взятие и доставка проб крови, идентификация животных и т.д.), увеличить объемы платных видов услуг, отнесенных к предпринимательской деятельности в области ветеринарии (лечебно-профилактическая деятельность по заразным и не заразным болезням животных, дезинсекция, дезинфекция, дератизация, реализация ветеринарных препаратов, изделий и атрибутов ветеринарного и зоотехнического назначения и т.д.) и другие меры. Продолжая тему Правительственного часа, Председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ерлан Барлыбаев также указал на наличие системных проблем отрасли, требующих своего решения. - При этом, говоря о важности структурных изменений системы ветеринарии, следует отметить, что ее текущее состояние, нельзя характеризовать как благополучное. Основная причина этому - реформы последних лет, приведшие к раздроблению некогда единой системы ветеринарии, разрушению строгой вертикали ветеринарной инспекции, ослаблению ее надзорного функционала, - уточнил депутат. Вместе с тем, в целом, поддерживая предлагаемые Министерством инициативы, Председатель профильного Комитета Мажилиса предложил осуществить ряд мер, направленных на решение проблем в области ветеринарии. Первое. Надо поднять на качественно новый уровень деятельность ветеринарной инспекции, с одной стороны повысив ее ответственность за эпизоотическую ситуацию, за состояние исполнения требований законов, а с другой – оснастив ее необходимыми материально-техническими ресурсами и специальными транспортными средствами. По информации депутата, в настоящее время в Казахстане функционируют 114 введенных эксплуатацию в 2010-2012 годах ветеринарных лабораторий со стоимостью 14,6 млрд тенге. Необходимо уделить особое внимание к их работе и максимально использовать возможности. Второе. Нужно активно переходить к современным методам профилактики, диагностики и лечения заболеваний животных, соответственно оснащая для этого систему ветеринарии необходимыми нормативной и материально-технической базами. Вместе с тем, следует взять под особый контроль качество применяемых в отечественной ветеринарии вакцин и препаратов, приоритетное значение при этом отдав заключению долгосрочных контрактов с казахстанскими производителями ветеринарных препаратов, в том числе посредством государственного заказа. Третье. Основным фактором эпизоотического благополучия и планирования развития животноводства является учет животных, который исключает несанкционированные перемещения животных, теневые сделки купли-продажи. Поэтому обеспечение качественного поголовного учета животных является стратегической задачей цифровизации ветеринарии. В этой связи необходимо актуализировать сведения по сельхозживотным и их владельцам в базе данных ИСЖ, рассмотрев при этом вопрос перехода на современные атрибуты их идентификации, такие как чипирование, радиочастотные бирки и др. Четвертое. Сегодня как никогда ощущается острый дефицит ветеринарных специалистов: общая численность работающих специалистов составляет 10798 человек, потребность в дополнительных кадрах – 810 человек. При этом, из числа 1283 выпускников 2021 года по специальности трудоустроены только 712 человек. В то же время, говоря о подготовке кадров, в первую очередь следует разработать перечень требований, предъявляемых к ВУЗам, ведущим подготовку ветеринарных специалистов, поскольку в настоящее время их подготовка осуществляется в том числе ВУЗами, не имеющими необходимого материально-технического оснащения, квалификация научно-педагогических кадров также оставляет желать лучшего. Кроме того, требуется актуализация образовательных программ, в том числе посредством увеличения количества специальных дисциплин. Пятое. Одной из причин, почему молодые специалисты не едут в сельскую местность, является низкая заработная плата, большая нагрузка на одного ветеринарного врача и недостаточная социальная поддержка. В этой связи Правительству следует рассмотреть вопросы увеличения заработной платы рядовых ветеринарных специалистов, для чего утвердить нормативы нагрузки с учетом обслуживания определенного условного поголовья скота и расстояния между населенными пунктами. Также необходимо в рамках программы «С дипломом в село» увеличить единовременные подъемные пособия, объем выделяемой суммы кредита или ссуды для приобретения или строительства жилья и другие меры социальной поддержки молодым ветеринарным специалистам. Шестое. Нужно поднимать ветеринарную грамотность населения путем активизации разъяснительной и пропагандистской работы среди жителей села. Надо признать, что сегодня этой работой практически никто не занимается. Отсюда и правовой нигилизм населения, пренебрежение общеизвестными правилами ветеринарно-санитарной безопасности и как результат создание условий для широкого распространения болезней. Седьмое. Ветеринарная безопасность требует принятия жестких мер в условиях продолжающейся пандемии. COVID-19 это прекрасно показал и доказал, насколько значима ветеринарная служба именно в контроле распространения патогенов. Поскольку 80 процентов всех патогенов сегодня происходят от животных. - В этой связи считаем важным учесть в дальнейших решениях государственных органов принцип единого здоровья посредством создания единой комплексной программы против опасных инфекционных заболеваний животных и людей совместно с санитарно-эпидемиологической службой, - подытожил депутат Е.Барлыбаев. При обсуждении темы дня на «Правительственном часе» прозвучал ряд депутатских вопросов, касающихся внедрения действенной и удобной платформы цифровизации, сроков устранения цифрового неравенства и обеспечения максимального доступа к интернету в сельских местностях. Депутаты интересовались вопросами подготовки кадров, предоставления учебных грантов, в том числе сельских квот, готовности производителей отечественных ветеринарных препаратов к новым правилам регистрации по правилам ЕАЭС. Мажилисмены подняли вопросы пересмотра методов закупа фармпрепаратов, изучения и использования генетики завозимых в республику зарубежных пород сельскохозяйственных животных и другие. Резюмируя обсуждение, вице-спикер Палаты Павел Казанцев выделил наиболее актуальные вопросы, решение которых должно найти отражение в соответствующих Рекомендациях Мажилиса в адрес государственных органов.