КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН»

Image title

С П Р А В КА

о результатах рассмотрения обращения ТОО «Казахстанский

медико-косметологический институт «Парасат»

В соответствии с Концепцией антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 02.02.2022г. №802, к ключевым проблемам, требующим решения в среднесрочной перспективе, отнесен высокий уровень участия государства в экономике. Привилегированный доступ государственных предприятий к ресурсам, рынкам и финансам ставит частные компании в невыгодное положение и сдерживает продвижение экономической диверсификации, привлечение иностранных инвестиций, а в итоге создает условия для коррупции. Решению данной проблемы призван институт приватизации государственной собственности.

Государством проводится последовательная работа по приватизации государственного сектора. Однако данный процесс еще связан с нарушениями законодательства, превышением установленных законом полномочий при распоряжении государственным имуществом. Нивелирование итогов проведенных конкурсов, невыполнение государственными органами обязательств по договорам приватизации обосновывается отсутствием налаженной системы искоренения коррупции в этой сфере.

В Национальную палату предпринимателей «Атамекен» поступило обращение ТОО «Казахстанский медико-косметологический институт «Парасат» (Товарищество «Парасат») о неправомерных действиях акимата города Алматы по расторжению договоров о приватизации государственного имущества.

В соответствии с  постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.12.2015г. №1141 «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» в Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы включена 100% доля участия в ТОО «Алматинская железнодорожная больница».

Во исполнение данного постановления Комитетом государственного имущества и приватизации в 2018 году четыре раза проводился тендер на приватизацию ТОО «Алматинская железнодорожная больница». В четвертом тендере приняло участие ТОО «Казахстанский медико-косметологический институт «Парасат» (далее – Товарищество «Парасат»), которое было признано победителем. По итогам тендера между Комитетом государственного имущества и приватизации и Товариществом «Парасат» 30.10.2018г. заключен Договор о передаче ТОО «Алматинская железнодорожная больница» в доверительное управление сроком на 3 года с правом последующего выкупа (далее – Договор о доверительном управлении). В соответствии с установленными требованиями до заключения Договора Товарищество «Парасат» внесло сумму гарантийного взноса в размере 170 966 475 тенге.

Постановлением Правительства РК от 23.02.2021 г. №85 ТОО «Алматинская железнодорожная больница» из республиканской собственности было переведено в коммунальную собственность города Алматы, в соответствии с чем правопреемником Договора о доверительном управлении от государства стал акимат города Алматы.

В период с 2018 по 2021 гг. Товарищество «Парасат» добросовестно выполнило все условия договора доверительного управления. Это в соответствии со ст. 105 Закона «О государственном имуществе» наделило его исключительным правом на последующий выкуп больницы путем заключения договора прямой адресной продажи.

Однако, должностные лица акимата стали проводить последовательную деятельность, направленную на дискредитацию решений Правительства и Комитета по государственному имуществу по приватизации больницы и на пересмотр ранее состоявшихся процедур приватизации больницы, вопреки законодательству и положениям Договора о доверительном управлении.

Так, в августе 2021 года акимат инициировал государственный аудит на предмет эффективного управления и использования государственного имущества, переданного в доверительное управление (аудиторский отчет от 12.08.2021г. №2). За два месяца до истечения срока договора, т.е. 3 сентября 2021 года, управлением государственными активами города Алматы принято решение о расторжении договора доверительного управления и подан иск в суд о расторжении договора.

Следует отметить, что ни в аудиторском отчете, ни в Протоколе управления государственными активами, не указывается, какие именно условия Договора доверительного управления были нарушены. Более того, по условиям договора (пп.9.1-9.2), в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Стороной условия Договора, другая Сторона письменно предупреждает об устранении выявленных нарушений за 30 календарных дней. Право на досрочное расторжение Договора у предупреждающей Стороны возникает только в случае не устранения нарушений. При этом Стороны обязаны принять необходимые действия по внесению соответствующих записей в Реестр государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства.

Обязательные процедурные условия Договора доверительного управления государственным органом были проигнорированы. В итоге судом 21.12.2021г. в иске управлению государственных активов о расторжении Договора доверительного управления и понуждении возвратить имущество было отказано.

По истечении срока Договора доверительного управления Товарищество «Парасат» 3 января 2022 года обратилось в акимат города Алматы о намерении выкупа имущества. Однако, управление государственных активов 08.02.2022 г. отказало в прямой адресной продаже, мотивируя это историко-культурной ценностью объекта и замечаниями аудиторской проверки.

Данные выводы государственного органа не основаны на законе, вступают в противоречие с ранее изданным постановлением Правительства №1141, ограничивают права и законные интересы предпринимателя и влекут причинение имущественного вреда и нарушают законные интересыТОО «Парасат».

Так, постановление акимата города Алматы о включении комплекса «Алматинская железнодорожная больница» в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия города Алматы было издано 01.10.2021г. № 4/497, т.е. непосредственно перед истечением срока договора доверительного управления. В настоящее время здание больницы не входит в Государственный список памятников истории и культуры республиканского или местного значения, охраняемых Законом «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия».

Более того, государством доверительный управляющий - Товарищество «Парасат было наделено правом выкупа больницы с 6 октября 2019 года, т.е. за два года до принятия решения о включении здания в список предварительного учета и свыше семи лет с момента принятия Правительством решения о приватизации этой больницы (2015г.).

ТОО «Парасат» приобрело право выкупа на основании итогов тендера и уже оплатило гарантийный взнос, который засчитывается в оплату стоимости долей участия в ТОО «Алматинская железнодорожная больница».

Таким образом, действия акимата осуществлены с целью дискредитации решения Правительства о разгосударствлении отдельных объектов государственной собственности и ревизии решений и тендеров, проведенных вышестоящим органом – Комитетом по государственному имуществу, и осуществлялись с целью изыскания оснований для отказа в исполнении договора доверительного управления.

Более того, действия акиамат не основаны на законе.

Так, ссылка в ответе акимата на п.2 ст.5 Закона «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» и постановление Правительства Республики Казахстан от 29.12.2017г. №927 явно искажает содержание этих правовых актов, которые защищают только объекты включенные в Государственный список памятников истории и культуры республиканского или местного значения, утверждаемый Правительством, а не список предварительного учета, утверждённый местными исполнительным органом.

Необходимо отметить, что акимат в течение длительного времени осуществляет последовательную деятельность по нивелированию договоров заключенных Комитетом государственного имущества о приватизации объектов здравоохранения города Алматы, тем самым подрывает доверие субъектов бизнеса к проводимой политике по разгосударствлению имущества, явно намереваясь сохранить  свое влияние на эти объекты.

Так, акимат города Алматы в 2019 году, после передачи в коммунальную собственность ТОО «Учебно-клинический центр», добился расторжение договора о доверительном управлении с последующей приватизацией заключенного между Комитетом по государственному имуществу и Товарищества «Парасат» по мотивам культурно-исторического значения другого объекта - Учебно-клинического центра.

На момент расторжения договора ТОО «Парасат»  внес сумму гарантийного взноса в размере 393 506 400 тенге и затратил 136 924 000 тенге на ремонт помещений ТОО «Учебно-клинический центр». Последняя сумма ему не возращена по настоящее время. Тем самым Товарищество «Парасат» предоставило беспроцентный кредит на ремонт и функционировании коммунальной собственности города Алматы.

Игнорирование должностными лицами акимата города Алматы обязательств государства по приватизации ТОО «Алматинская железнодорожная больница», принятых на основании решений Правительства и Министерства финансов, не только дискредитирует решения вышестоящими органами, но и создает коррупционные риски в сфере приватизации, воспрепятствует предпринимательской деятельности и с использование административных и судебных институтов.


проект

РЕШЕНИЕ

Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»

г. Нур-Султан                                         №                         5 апреля 2022 года

Рассмотрев обращение ТОО «Казахстанский медико-косметологический институт «Парасат», Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» ОТМЕЧАЕТ

В Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» поступило обращение ТОО «Казахстанский медико-косметологический институт «Парасат» (Товарищество «Парасат») о неправомерных действиях должностных лиц акимата города Алматы по расторжению договора приватизации государственного имущества.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.12.2015г. №1141 «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» в Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы включено 100% доля участия в ТОО «Алматинская железнодорожная больница».

По итогам тендера между Комитетом государственного имущества и приватизации и Товариществом «Парасат» 30.10.2018г. заключен Договор о передаче 100% доли участия в ТОО «Алматинская железнодорожная больница» в доверительное управление сроком на три года с правом последующего выкупа. Товарищество «Парасат» внес гарантийный взнос в размере 170,9 млн. тенге.

В период с 2018 по 2021 гг. Товарищество «Парасат» выполнило все условия договора доверительного управления, что наделяло его правом выкупа уставного капитала больницы путем заключения договора прямой адресной продажи.

Однако, должностные лица акимата стали активно проводить деятельность, направленную на пересмотр ранее состоявшихся решений и процедур приватизации больницы.

Так, непосредственно перед истечением срока договора доверительного управления в августе 2021 года акимат инициировал государственный аудит эффективного управления и использования государственного имущества, переданного в доверительное управление, а за два месяца до истечения срока договора, управлением государственными активами принято решение о расторжении договора доверительного управления и подан иск в суд о расторжении договора. Судом исковые требования управления признаны незаконными и в расторжении договора было отказано.

 До настоящего времени обязательные процедурные условия Договора доверительного управления об адресной передаче имущества больницы должностными лицами проигнорированы.

Данные действия не основаны на законе, прямо ограничивают права и законные интересы предпринимателя, т.к. неправомерно воспрепятствуют в применении к нему установленных законом преференций в сфере предпринимательства, а в итоге причиняют имущественный вреда ТОО «Парасат».

 Следует отметить, что должностные лица акимата осуществляет последовательную деятельность по нивелированию ранее заключенных Комитетом государственного имущества договоров о приватизации объектов здравоохранения города Алматы, тем самым подрывает доверие бизнеса к проводимой политике по разгосударствлению имущества, явно намереваясь сохранить свое влияние на эти объекты.

Так, акимат города Алматы в 2019 году добился расторжения договора о доверительном управлении с последующей приватизацией заключенного между Комитетом по государственному имуществу и Товарищества «Парасат» другого объекта - ТОО «Учебно-клинический центр».

На момент расторжения договора ТОО «Парасат» внес сумму гарантийного взноса в размере 393,5 млн. тенге и затратил почти 137 млн. тенге на ремонт помещений ТОО «Учебно-клинический центр». Последняя сумма ему не возращена по настоящее время. Тем самым предприниматель предоставил «беспроцентный кредит» акимату города Алматы на ремонт и функционирование его коммунальной собственности.

В целях восстановлении прав предпринимателей в сфере приватизации, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» РЕШИЛ:

1. Отметить, что игнорирование должностными лицами акимата города Алматы обязательств государства по приватизации ТОО «Алматинская железнодорожная больница», принятых на основании решений Правительства и Министерства финансов, дискредитируют решения по приватизации государственной собственности, создают коррупционные риски в сфере приватизации, воспрепятствует законной предпринимательской деятельности.

2. Исходя из требований Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы и Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, рекомендовать:

2.1. Акиму города Алматы:

1) обеспечить неукоснительное исполнение требований законодательства по приватизации государственной собственности, организовать исполнение положение договора о передаче 100% доли участия в ТОО «Алматинская железнодорожная больница» в доверительное управление сроком с правом последующего выкупа в части адресной передачи имущества больницы ТОО «Казахстанский медико-косметологический институт «Парасат»;

2) в соответствии со ст.8 Закона «О противодействии коррупции» провести в управлении государственных активов акимата города Алматы внутренний анализ коррупционных рисков при проведении процедур приватизации и выработать конкретные меры по локализации коррупционных рисков в этом подразделении;

3) рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших ограничение предпринимательской деятельности в данном конкретном случае.

2.2. Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции дать правовую оценку действиям должностных лиц управления государственных активов акимата города Алматы о наличии в них признаков уголовного проступка, предусмотренного ст. 365 УК РК, предусматривающей ответственность за воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью.

3. Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций просим предоставить в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» до 1 мая 2022 года.

4. Материалы заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» для сведения направить в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.