КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
КРУГЛЫЙ СТОЛ КОМИТЕТА: «ТРУДОЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

«Круглый стол» на тему трудозанятости осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы, организовал Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса. В его работе приняли участие депутаты Парламента, сотрудники центральных государственных и правоохранительных органов, представители общественных организаций и бизнеса. По итогам обсуждения они разработали рекомендации по улучшению действующего законодательства в этой сфере. За трудоустройство осуждённых отвечает Комитет уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД, подчеркнул в своём выступлении модератор заседания, глава профильного комитета Мажилиса Арман Кожахметов. – В УИС сейчас функционирует 79 учреждений, где содержатся более 34 тысяч человек, из которых трудоспособными являются более 20 тысяч, а трудоустроены – порядка 12 тысяч человек. Организацией труда осуждённых занимаются два республиканских государственных предприятия: «Енбек» с 14 филиалами и «Енбек-Оскемен» с двумя филиалами, - проинформировал он. По оценкам уполномоченных госорганов, как отметил депутат, инфраструктура республиканской УИС находится в неудовлетворительном состоянии. Основные фонды были построены в 30-70 годах прошлого столетия, их износ составляет более 85%, а выборочный ремонт не даёт долгосрочного результата. – Сегодня 12,5 тысячи осуждённых имеют более 25 тысяч исполнительных листов на общую сумму почти 259 млрд тенге, из которых в 2022 году погашено 2 млрд тенге, что составляет 0,8%. Как мы видим, несмотря на принимаемые меры со стороны МВД ситуация с организацией трудовой деятельности в исправительных учреждениях не улучшается. Осуждённые трудоустроены частично. Семьи не получают материальной поддержки. Ущерб государству и потерпевшим практически не возмещается, - сказал Арман Кожахметов. В ходе заседания заслушали докладчиков с выступлениями по теме «круглого стола». Проблемные вопросы по трудоустройству осуждённых и пути их решения озвучил председатель КУИС Жанат Ешмагамбетов. Гендиректор РГП «Енбек» Рашид Апеков доложил о развитии производственной деятельности предприятий УИС с привлечением труда осуждённых, предложил пути решения по выходу из реабилитации. Спикеры отметили, что для качественного изменения сложившейся ситуации требуются кардинальные меры, преобразования должны коснуться как законодательного, так и организационно-управленческого обеспечения. – Важно понимать, что стабильное функционирование предприятий УИС, обязательное привлечение осуждённых к труду имеет важное значение в реализации уголовно-исполнительной политики государства. Всё это способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, а также создаёт предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения, - подчеркнул Жанат Ешмагамбетов. Прозвучали и другие доклады, заслушав которые, участники заседания перешли к активному обсуждению проблемных вопросов. В их числе организация рабочих мест, открытие производств, повышение профессиональной квалификации осуждённых, получение ими профессионально-технического образования. – Состоялся обстоятельный разговор по актуальной теме. Уверен, высказанные всеми пожелания будут в обязательном порядке приняты во внимание представителями уполномоченных госорганов и найдут дальнейшее отражение в конкретных мерах и предложениях по улучшению действующего законодательства, - заключил мажилисмен Арман Кожахметов. По итогам заседания были выработаны рекомендации по решению озвученных проблем и дальнейшему развитию предприятий УИС.

СПРАВКА

 по трудозанятости осужденных, содержащихся

в местах лишения свободы.


Глава 1. Общие сведения


В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан, все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться.

Трудоустройство осужденных является одним из важнейших вопросов деятельности уголовно-исполнительной системы.

Мировая практика показывает, что труд выступает в качестве одного из основных средств исправления и ресоциализации, поэтому непременным элементом пенитенциарной деятельности является создание условий для организации труда.    

Занятые трудом, осужденные гораздо реже совершают нарушения режима содержания, погашают долги по судебным искам, помогают близким деньгами, поддерживая социально-полезные связи, в результате им легче социально адаптироваться в обществе после освобождения.

Среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником их существования после освобождения.

На сегодняшний день в системе УИС имеется ряд проблемных вопросов, препятствующие к увеличению числа трудоустроенных осужденных и обеспечению их стабильной трудовой деятельностью.  

Так, в уголовно-исполнительной системе функционируют 79 учреждений, где содержатся более 34 тыс. человек, из них в 63 исправительных учреждениях (в том числе учреждения минимальной безопасности) - 28  тыс. осужденных  и16 следственных изоляторов - 6тыс. человек.

Из числа осужденных 20 778 (71,5 %) являются трудоспособными, из которых трудоустроено 11 905 человек, что составляет  57,3%, в том числе:

– 2 955 -в качестве хозяйственной обслуги (25%);

– 3 724 - на предприятиях УИС (31%);

– 5 226 -на других оплачиваемых работах МСБ (44%).

Трудоустроенные осужденные работают по фиксированной или сдельной форме оплаты труда.




Информация по трудозанятости в разрезе регионов
за 2021-2022 год.


       Области



Среднесписочная численность



Фактическая трудоспособная численность



Работающие, всего:



2021



2022



(+, -)



2021



2022



(+, -)



2021



2022



(+, -)



Актюбинская



847



779



-68



512



646



134



267



403



136



Акмолинская



2 018



2 273



255



1 364



1 543



179



752



897



145



Алматинская



3 363



3 387



24



2 157



2 164



7



1 285



1 292



7



г. Алматы



260



255



-5



243



249



6



195



221



26



г. Астана



1 309



906



-403



1 088



751



-337



717



513



-204



Атырауская



653



605



-48



481



490



9



255



286



31



Абай



1 545



1 402



-143



1 228



1 068



-160



902



666



-236



ВКО



2 789



2 769



-20



2 295



2 092



-203



1 044



1 045



1



Жамбылская



2 347



2 947



600



1 792



2 186



394



1 029



1 144



115



ЗКО



1 175



1 092



-83



853



656



-197



389



342



-47



Карагандинская



4 420



4 188



-232



2 536



2 496



-40



1 653



1 638



-15



Кызылординская



1 034



1 024



-10



920



956



36



563



341



-222



Костанайская



1 512



1 663



151



964



940



-24



589



642



53



Мангистауская



271



140



-131



254



136



-118



156



135



-21



Павлодарская



1 580



1 612



32



1 324



1 329



5



708



745



37



СКО



856



1 591



735



632



1 280



648



417



578



161



г. Шымкент



2 404



2 424



20



1 875



1 796



-79



1 002



1 017



15



Комитет УИС



28 383



29 057



674



20 518



20 778



260



11 923



11 905



-18



Показатели по трудоустройству осужденных в разрезе предприятий с 2016 по 2022 годы




№ п/п



Наименование



2016 год



2017 год



2018 год



2019 год



2020 год



2021 год



10 мес. 2022 г



1



Среднесписочная численность



31 276



29 336



27 163



24 213



24 941



28 645



29057



2



Трудоспособные



18 731



16 984



15 127



13 750



14 267



20 584



20778



3





Трудоустроенные





12655



13265



11851



11020



11484





12127





11905






в том числе:
























4



Хозобслуживание



3132



3240



3160



2975



2978



2792



2 955



5



РГП «Енбек», «Енбек-Оскемен»



6548



6274



4886



4077



4099



4083



3 724



6



МСБ, КП



2975



3751



3805



3968



4407



5252



5 226



7



Трудозанятость в %







67,6%





78,1%





78,3%





80,1%





80,5%





58,9%





57,3%




На сегодняшний день 12 425 осужденных имеют
25 119 исполнительных листов на общую сумму 258 млрд. 909,0 млн.тенге, из них в 2022 году погашено 2 млрд. тенге, что составляет 0,8%, выплаты по алиментам составили 151 млн.тенге.

В целях погашения материального ущерба потерпевшим, в первую очередь трудоустраиваются осужденные, имеющие исполнительные листы.

Информация
по погашению осужденными исполнительных листов:


год



Количество осуж-х, погашавших задолжен-ть по исполнительным листам, всего(чел.)



в т.ч.



Всего погашено (тыс.тенге)



в т.ч.



удержано из зар.платы(чел.)



добровольно (человек)



фактически взыскано (тыс.тенге)



добровольно погашено (тыс.тенге)



2017



12 770



7 440



5 330



2 523 551,4



321 385,7



2 202 165,7



2018



12 647



7 802



4 845



2 422 934,0



344 734,4



2 078 199,6



2019



13 531



9 308



4 223



1 441 304,7



446 602,4



995 460,8



2020



13 788



9 209



4 579



1 680 301,9



557 747,7



1 122 554,2



2021



16 523



10 569



5 954



2 006 841,8



541 547,8



1 465 294



2022



12 425



10 017



5 032



2 088 474,3



506 570,4



1 581 903,9



Всего



81 684



54345



29 963



12 163 408,1



2 718 588,4



9 445 578,2




Глава 2. Предприятия УИС


В настоящее время производственная деятельность в сфере уголовно-исполнительной системы осуществляетсяпосредством функционирования двух республиканских государственных предприятий: РГП «Енбек» и «Енбек-Оскемен», включающие в свою структуру 16 филиалов и охватывает все области страны.

Деятельность предприятий организована в двух направлениях:

 - обеспечение жизнедеятельности учреждений УИС;

- производственная деятельность, с обязательным трудоустройством осужденных учреждений УИС.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 79, утвержден перечень государственных предприятий учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (РГП «Енбек» и «Енбек-Оскемен»), у которых приобретаются производимые, выполняемые, оказываемые ими товары, работы, услуги, а также перечня и объемов товаров, работ, услуг, приобретаемых у производящих, выполняющих, оказывающих их государственных предприятий учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.  

Кроме того, постановлением Правительства  №1439 от 29.12 2002г.предприятия УИС определены поставщиками производимых ими товаров (работ, услуг) для организаций уголовно-исполнительной системы, как имеющих важное стратегическое значение.  

Предприятия УИС осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, не финансируются и не получают субсидий из республиканского бюджета.

Основными направлениями деятельности предприятий УИС являются:

- металлообработка (металлические кровати, ворота, двери, металоконструкции, подшипники, малозаметные препятствия, сетка рябица, замки специальные и т.д);

- деревообработка (изготовление мебели, оконных и дверных проемов, национальных инструментов и т.д.),

- выпуск строительных материалов, пластиковых изделий (железобетонные изделия, газоблоки, пескоблоки, тротуарная плитка, пластиковые окна и др.),

- пошив швейных изделий (форменное обмундирование для сотрудников, вещевое имущество и постельные принадлежности для осужденных, спецодежда и т.д.),

- производство продуктов питания (выпуск макаронных и крупяных изделий, выпечка хлеба, изготовление растительного масла, выпуск мясных и рыбных консервов и т.д.),

- жизнеобеспечение учреждений УИС (обеспечение тепловой энергией, транспортировка электроэнергии, водоснабжение и водоотведение).


Из-за не своевременного исполнения договорных обязательств предприятиями в РГП «Еңбек» и «Енбек-Оскемен» образовалась кредиторская задолженность, которая привела к процедуре реабилитации.

Так, с сентября 2020 года РГП «Енбек» проходит повторную реабилитацию сроком на 5 лет до 2025 года. Задолженность составляет 2 млрд. 918 млн.тенге.

В 2021 году выплачена кредиторская задолженность на сумму 265 млн. тенге, в 2022 году погашена задолженность на сумму 60 млн. тенге, остаток задолженности по реабилитации составляет 2 млрд. 593 млн. тенге. Кроме того, до конца текущего года дополнительно планируется погасить 404 млн.тенге.

В 2021 году чистый доход РГП «Енбек» впервые за последние годы составил 96 млн. тенге, в доход бюджета была перечислена часть чистого дохода в размере 11,7 млн. тенге.

РГП «Енбек-Оскемен»также находится на реабилитации с 2017 года сроком на 7 лет, до 2024 года. Задолженность составляет 1 млрд. 264 млн.тенге.

С начала проведения реабилитации предприятием выплачена кредиторская задолженность в сумме 568,32млн. тенге. Остаток по погашению кредиторской задолженности составляет  695,86млн. тенге. Деятельность РГП «Енбек-Оскемен» по итогам 2021 года убыточна.

Для успешного выхода из процедуры реабилитации и дальнейшего развития производственного потенциала предприятия, в целях обеспечения максимальной трудозанятости осужденных, предприятием РГП «Енбек» утвержден «Стратегический план развития на 2022-2025 годы».

Планом предусмотрены мероприятия организационного характера, а также внесение изменений и дополнений в законодательство РК, направленные на совершенствование деятельности предприятия.

Несмотря на имеющиеся недочеты и нарушения в деятельности, РГП «Еңбек» своевременно выполняет возложенные государством функции по обеспечению жизнедеятельности учреждений, устраняя возникающие аварийные ситуации, оказывая коммунальные услуги, услуги по организации питания, поставке товаров.

Оперативность РГП позволяет перекрывать текущие острые потребности учреждений УИС (питание, вещевое довольствие и коммунальные услуги), не дожидаясь, утверждения бюджета, заключения договора, поставить товар или оказать услуги.

Производственная деятельность предприятий УИС складывается в специфических условиях, которые не позволяют в полной мере приравнивать их к коммерческим предприятиям.

В отличие от других хозяйствующих субъектов они строят свою деятельность с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для трудоустройства осужденных, лишены возможности регулировать количественный и качественный состав находящихся в их распоряжении трудовых ресурсов.

Ограничение деятельности предприятий УИС, решающих задачи ресоциализации осужденных, профилактики рецидива, а также дальнейшего трудоустройства после освобождения осужденных, препятствует реализации принимаемых мер по увеличению трудозанятости осужденных, лиц, состоящих на учете в пробации и отбывших наказание, что может повлечь негативные последствия в социальном аспекте.

В целях увеличения объемов и расширения производства, РГП «Енбек» в рамках совместной деятельности привлекаются инвесторы для организации труда осужденных с целью максимального использования производственных площадей и расширения ассортимента производимой продукции и собственного производства.

Подписаны «Меморандумы о сотрудничестве и совместной деятельности» сРеспубликанским объединением юридических лиц «Союз Строителей Казахстана» и Ассоциацией предприятий легкой промышленности Республики Казахстан.

РГП «Енбек» заключены договора о совместной деятельности и сотрудничестве в сфере производства швейных изделий с организациями (членами крупных ассоциаций сырьевых и швейных предприятий), осуществляющими деятельность в указанной сфере, в рамках которых участниками договора предоставляется друг другу техническая помощь, оказываются услуги, реализуются совместные проекты.

Вместе с тем, с января 2022 года вступили в силу поправки в статью 41 Закона о заключении договоров путем прямого заключения в исключительных случаях, что негативно повлияли на объемы заключаемых договоров, соответственно привело к снижению количества трудозанятых осужденных.

В свою очередь, Комитетом УИС инициировались предложения в Министерство финансов о внесений изменений в части распространения исключительного случая на п.п 29 п. 3 статьи 39 Закона, при этом данные предложения поддержаны не были.


Глава 3.  Привлечение субъектов предпринимательства


Не смотря на неудовлетворительное состояние инфраструктуры промышленной зоны учреждений, работа по привлечению сторонних организаций продолжается и находится на особом контроле.

Одним из приоритетных направлений развития производства и трудоустройства осужденных в учреждениях УИС является привлечение к сотрудничеству субъектов малого и среднего бизнеса.

Так, если в 2014 году их было 16, то с начала текущего года уже 274 субъекту предпринимательства переданы в доверительное управление незадействованные производственные площади, что позволило дополнительно трудоустроить более 4,1 тыс. осужденных.


Информация по субъектам МСБ в учреждениях


       Области



Количество субъектов МСБ



количество трудоустроенных осужденных



2021



2022



(+, -)



2021



2022



(+, -)



г. Астана



5



11



6



43



106



63



г. Алматы



1



1



0



5



7



2



г. Шымкент Туркестан



19



19



0



440



407



-33



Абай



0



25



25



0



340



340



Актюбинская



23



6



-17



94



116



22



Акмолинская



8



13



5



93



128



35



Алматинская



37



41



4



446



491



45



Атырауская



8



10



2



83



89



6



ВКО



56



38



-18



862



679



-183



Жамбылская



25



31



6



595



730



135



ЗКО



7



6



-1



130



99



-31



Карагандинская



13



17



4



93



126



33



Кызылординская



4



14



10



45



115



70



Костанайская



16



21



5



161



223



62



Мангистауская



6



1



-5



132



4



-128



Павлодарская



1



0



-1



127



0



-127



СКО



14



20



6



199



289



90



Комитет УИС



243



274



31



3 548



3 949



401



В соответствии с Правилами передачи государственного имущества   в доверительное управление, утвержденными приказом МНЭ от 16.01.2015 года, субъекты МСБ могут получить помещения промышленных зон учреждений УИС без проведения тендера.

На субъектах предпринимательства осужденные заняты пошивом специальной одежды, изготовлением строительных материалов и металлоизделий, офисной и школьной мебели, товаров народного потребления и т.д.

Для привлечения предпринимателей во всех регионах заключены меморандумы с акиматами и филиалами национальной палаты предпринимателей «Атамекен» по вопросам размещения заказов по выпуску продукции и оказания услуг для нужд государственных учреждений и социальных программ, в том числе с привлечением субъектов малого среднего бизнеса.

Вместе с тем, на постоянной основе размещается информация на ведомственных сайтах, в социальных сетях о свободных площадях для открытия производства.

На ведомственном сайте МВД размещены подробные сведения о порядке открытия производства в учреждениях, в том числе о передаче производственных помещений в доверительное управление.

В целях дальнейшего сотрудничества в вопросах развития производственной деятельности в учреждениях УИС,  проводятся круглые столы при акиматах, НПП «Атамекен», также проводятся «Дни открытых дверей» для предпринимателей регионов.

Проводятся ярмарки изготавливаемой продукции осужденными в местах лишения свободы для показа и реализации, а также привлечения новых предпринимателей малого и среднего бизнеса.


Глава 4. Профессиональное обучение осужденных


В соответствии со статьей 123 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, в учреждениях УИС осуществляется техническое и профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которым осужденный может работать в данном учреждении или после освобождения.

Организация профессионального обучения осужденных в учреждениях УИС осуществляется при содействии местных организаций образования. Совместная деятельность по данному направлению регламентирована Приказом МВД от 18 августа 2014 года №516, согласованным Министерством образования и науки Республики Казахстан. Настоящие Правила устанавливают порядок организации получения общеобразовательного, технического и профессионального образования осужденных к лишению свободы в учреждениях УИС МВД РК.

Перечень обучаемых профессий и специальностей определяется администрацией учреждения УИС по согласованию с местными исполнительными органами с учетом мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах.

Региональными управлениями занятости и социальных программ ежеквартально осуществляется мониторинг востребованных на рынке труда профессий. Наряду с размещением данной информации на сайтах акиматов областей и публикации в средствах массовой информации, данный перечень востребованных профессий, в рамках заключенных Меморандумов о сотрудничестве между Акиматами и Департаментами УИС, направляется в территориальные подразделения УИС.

В свою очередь Департаменты УИС областей, на основе проведенного анализа формируют перечень специальностей, которым осужденные в последующем обучаются в профессионально-технических колледжах при учреждениях УИС.

Выбор профессии и специальности из перечня осуществляется осужденными на добровольной основе.

Профессиональная практика проводится на предприятиях УИС и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения и приобретение практических навыков.

В случае отсутствия в учреждении производственных объектов либо производственной базы по обучающей профессии, трудовая практика осуществляется в учебных мастерских учреждений УИС. Практические занятия проходят под постоянным контролем преподавательского состава и администрации учреждения УИС.

Приобретение оборудования, а также расходы, связанные с содержанием помещений школ (коммунальные услуги, текущий ремонт и прочие затраты), оплата труда обслуживающего персонала, производится за счет средств учреждений уголовно-исполнительной системы, из республиканского бюджета.

Оплата труда руководящих и педагогических работников, учебно-воспитательного персонала, приобретение и доставка учебников и учебно-методических материалов производится за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на образование.

Получение осужденными профтехобразования должно осуществляться по их желанию, независимо от их возраста. Для получения такого образования учреждения должны обладать соответствующей материальной базой, а также проведения практических занятий.

В целях проведения обучения осужденных практических и теоретических занятий, ежегодно Комитетом УИС формируется бюджетная заявка на приобретение оборудования и средств, однако РБК данные расходы не поддерживаются.

Так, Комитетом УИС для укрепления учебно-производственной базы профессионально-технических колледжей на 2022 год сформирована бюджетная заявка в сумме 44,1 млн. тенге, однако из республиканского бюджета было выделено всего 11 569,0 тыс. тенге для приобретения канцелярских и хозяйственных товаров.

Всего по итогам 2021-2022 учебного года в 41 учреждениях УИС 2 728 осужденных получили профессиональное образование по востребованным на рынке труда специальностям (газоэлектросварщик, швея, токарь, мастер столярного и мебельного производства, автослесарь, электромонтер и другие). На сегодняшний день проходят обучение
2 207 осужденных.

Вместе с тем, начиная с 2016 года,  в связи с ликвидацией учреждений УИС снижено количество профессионально-технических колледжей с 47 до 41. 


Информация

по колледжам в разрезе регионов с 2016 по 2022 г.


№ п/п



Область



2016



2017



2018



2019



2020



2021



2022 г.



1



Актюбинская



2



2



1



1



1



1



1



2



Акмолинская



4



4



4



3



3



3



3



3



Алматинская



3



3



3



4



4



4



4



4



г. Алматы



1



1



1



1



1



1



1



5



г. Астана



2



2



2



2



2



2



2



6



Атырауская



2



2



2



2



2



2



2



7



ВКО



8



8



8



8



8



8



7



8



Жамбылская



3



3



3



3



3



3



3



9



ЗКО



1



2



2



2



2



2



2



10



Карагандинская



7



7



7



6



6



5



4



11



Кызылординская



1



1



1



1



1



1



1



12



Костанайская



2



2



2



2



2



2



2



13



Манистауская



1



1



1



1



1



1



1



14



Павлодарская



3



3



3



2



2



2



2



15



СКО



4



4



3



3



3



3



2



16



г. Шымкент и Туркестанская область



3



4



4



4



4



4



4






Всего



47



48



46



45



45



44



41



Глава 5. Инфраструктура учреждений УИС


За последние 30 лет, общее текущее состояние инфраструктуры          УИС в значительной степени ухудшилось. Основные фонды были построены в 30 – 70 годах прошлого века, износ которых составляет более 85% и выборочный ремонт не дает долгосрочного результата.

Основная часть учреждений барачного типа, одновременно в котором проживает до 120 осужденных, что способствует распространению тюремной субкультуры и деструктивных религиозных течений.

За годы независимости построено 1 следственный изолятор в г.Алматы ЛА-155/18 в (2015 году), а такжена покамерное содержание реконструировано 4 учреждения:

2013г. – ЗК-169/5 (г.Кызылорда, с различными видами режимов, отсутствует промышленная зона).

2015г. – РУ-170/3 (г.Уральск, строгий режим).

2017г. – ЛА-155/12 (Алматинская область).

Всего в период с 2014 по 2021 год ликвидировано 14 учреждений УИС по причине сокращения тюремного населения, а также неудовлетворительного состояния зданий и несоответствия их к минимальным стандартам.

В связи с гуманизацией уголовного законодательства, реформами             и амнистиями с 2014 года по 2020 года наблюдалось сокращение тюремного населения. Однако, из-за ужесточения ответственности за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, ОПГ, браконьерство и бытовое насилие против женщин с 2021 года численность тюремного населения увеличилось на 25%. Данные обстоятельства приводит к нехватке мест в отдельных учреждениях УИС страны.   

Отсутствия соответствующего режима безопасности в регионах приводит к перераспределению и отбыванию наказания осужденными вдали от места их проживания и потере социально полезных, родственных связей.

Справочно: 19 июля 2021 года произошло обрушение здания общежития №3 учреждения ГМ-172/6 Департамента уголовно-исполнительной системы по Мангистауской области, повлекшее человеческие жертвы. Причиной обрушения стало не соблюдение требований нормативных документов в процессе строительства здания, построенного в 1977 году.

Результаты обследования других общежитий данного учреждения показали, что объекты были построены с аналогичными нарушениями и дальнейшая эксплуатация приведет к постепенному разрушению конструкции здания. В этой связи, в целях недопущения чрезвычайных происшествий, министерством осуществлен вывоз осужденных в другие учреждения республики.  


Наряду с жилыми помещениями, производственные объекты учреждений также требуют модернизации.

На промышленной зоне 49-х учреждений УИС всего имеются 320 тыс. кв. метров площадей для организации производства, из них :

- на балансе учреждений  32 тыс. кв.м. (занято 22 тыс. кв.м., в аварийном состоянии 3 тыс. кв. м., требуется ремонт 5 тыс. кв. м., пригодны и готовы к сдаче 2 тыс. кв. м.)

- на балансе РГП  288 тыс. кв.м. (занято 154 тыс. кв.м., в аварийном состоянии 58 тыс. кв. м., требуется ремонт 52 тыс. кв. м., пригодны и готовы к сдаче 24  тыс. кв. м.).

Практически во всех учреждениях УИС здания и сооружения, расположенные на промышленной зоне, находятся в не удовлетворительном состоянии, многие из них ремонту не подлежат, необходимо произвести демонтаж, так как угрожают здоровью и жизни сотрудников и осужденных. В основном все здания находятся на балансе предприятий УИС, которое в свою очередь из-за отсутствия финансовых средств не может провести ремонтные работы и восстановить здания.

Котельные и инженерные сети промышленной зоны также изношены, часто случаются аварии, в результате происходят потери тепло,- электроэнергии, а также холодной воды.  Данная ситуация отрицательно сказывается на предпринимательскую деятельность РГП и МСБ.

К тому же, из-за  тяжелого финансового положения, предприятием УИС не принимались меры по обновлению имеющихся и приобретению новых станков и оборудования.

В целях решения имеющихся проблемных вопросов с 2021 годасовместно с МНЭ прорабатывается вопрос строительства новых учреждений смешанной безопасности (мультирежимных) на 1500 мест в рамках ГЧП.

На первом этапе планируется строительство 4-х учреждений смешанной безопасности в Алматинской, Актюбинской, Туркестанской и Мангистауской областях.

На втором этапе строительство 16 учреждений в других регионах страны.

Потенциальным партнером разработана концепция нового типового учреждения, которая отвечает международным стандартам («Минимальные стандартны правил ООН в отношении обращения с заключенными» - Правила Нельсона Манделы - резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года) и согласована с уполномоченным по правам человека в Республики Казахстан, а также с организацией «Международная Тюремная Реформа» (PRI). Кроме жилых объектов Проектом предусмотрено строительство промышленных зон, с новой инфраструктурой и производством.


ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА

Вместимость – 1 500 мест (камеры по 2-4 человека);

Площадь участка – 30 Га;

Площадь зданий и сооружений – 50 000 м2;

Срок строительства – 18 месяцев.


СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ НОВОЙ КОЛОНИИ

Гуманизация уголовно-исполнительной системы;

Рессоциализация осужденных;

Переход к по камерному содержанию осужденных;

  • Создание производственной инфраструктуры, направленной на ресоциализацию осужденных путем создания условий для продуктивной занятости;
  • Исключение сращивания последователей деструктивных религиозных течений с криминалитетом;
  • Повышение уровня возмещаемости ущерба от неправомерных действий осужденных (ущерб потерпевшим, выплата алиментов);
  • Создание реабилитационных и анти рецидивных программ;
  • Получение профессионального технического образования с трудоустройством, после отбытия срока наказания предоставление рабочих мест на объектах частного партнера.

  • Глава 6. Международный опыт


    Необходимо отметить, что меры государственной поддержки предприятий уголовно-исполнителной системы имеются во всех странах, как ближнего так и дального зарубежья.

    В Соединенных Штатах Америки «тюремная индустрия» весьма развита. Федеральные структуры, в обязательном порядке размещают заказы на изделия, входящие в номенклатуру тюремного производства.

    Пенитенциарная система в странах Европы со стороны государства пользуется большой поддержкой.

    Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы пользуются правом получения в приоритетном порядке заказов на определенные виды продукции, работ и услуг для государственных нужд. Принимаются меры к материально-техническому обеспечению производства. Кроме того, Правительство этих стран финансирует развитие производственных мощностей, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

    Соединенные Штаты Америки

    Одной из форм организации труда осужденных в США является сдача государственными учреждениями УИС осужденных в качестве рабочей силы в аренду частным компаниям.

    С 1934 года вся производственная и финансовая деятельность федеральных пенитенциарных учреждений США объединена под вывеской Промышленной корпорации федеральных учреждений (Federal Prison Industries Inc.), куда в настоящее время входят 116 федеральных и 11 частных учреждений, работающих на компанию UNICOR (ЮНИКОР). ЮНИКОР производит 150 наименований различной продукции, изготовление продукции осуществляют 18 тысяч осужденных, годовой финансовый оборот компании составляет 495 миллионов долларов. Вся продукция корпорации с самого начала реализуется только федеральным агентствам, а из полученной прибыли осужденным выплачивается зарплата. Заработок лица, отбывающего наказание, составляет от 12 центов до 1,12 доллара в час, 50 % данной суммы направляются на погашение судебного иска. Стоит сказать, что промышленность пенитенциарных учреждений одно из направлений экономики США.

    Германия

    Правительство Германии применяет новые способы разрешения проблемы размещения и содержания заключенных.

    При этом, исследуя допустимость несхожих подходов к организации жизни заключенных в местах лишения свободы, германские пенитенциаристы сделали вывод, что различия между условиями жизни в тюрьме и на свободе должны быть сведены к минимуму. Компании перечисляют за работу средства в земельный бюджет, из которого финансируются пенитенциарные учреждения. Считается, что экономический результат труда осужденных за 5-8 лет их пребывания в местах лишения свободы даже в малой степени не покроется теми социальными убытками, которые возможны, если на свободу возвратится озлобленный человек с подорванным здоровьем, не приспособленный к жизни в гражданском обществе.

    Швейцария

    Особенностью организации труда осужденных в тюрьмах Швейцарии является организация не одного монопроизводства (например, деревообработки, металлообработки и т.п.), а большого количества небольших мастерских.

    Наличие такого количества мастерских дает возможность осужденным выбрать на период отбывания наказания подходящую для себя, своих интересов и имеющейся специальности работу, а также при желании овладеть за период наказания новыми профессиями, которые окажутся весьма полезными для их жизни после освобождения.

    По возможности заключенных привлекают к труду, который считается обязательным. В отличие от исправительных учреждений многих стран, где труд осужденных оплачивается так же, как и труд свободных граждан, система оплаты труда заключенных в Швейцарии направлена на то, чтобы значительная часть заработной платы шла на нужды тюрьмы.

    В исправительных учреждениях Швейцарии, заключенный не может расходовать весь свой заработок, так как 60 % зачисляется ему
    на лицевой счет и выдается при освобождении.

    Финляндия

    Одним из аспектов организации социальной работы в исправительных учреждений Финляндии является вовлечение осужденных в трудовую деятельность и соответствующую профессиональную подготовку.

    В Финляндии труд осужденных, воспринимается как необходимое средство ресоциализации.

    Диапазон производственной деятельности охватывает металлообработку, столярное дело, изготовление лодок из стекловолокна, сельское хозяйство, строительные работы, кустарное производство и текущие работы в заведениях.

    Курсы и наделение осужденных трудовыми навыками организуются социальными работниками в сотрудничестве с местными органами власти.

    Великобритания

    В Великобритании, тюремные учреждения должны предоставлять достаточное количество рабочих мест для всех заключенных, желающих работать. С этой целью выявляются местные потребности в рабочей силе.

    Для большинства взрослых заключенных, содержащихся под стражей в Великобритании, работа организуется в дневное время.

    График работ гибкий и не мешает осуществлению других программ.

    Заключенным предоставляется возможность, если она имеется, получения установленных сертификатов. Сроки перерыва в работе запланированы и приняты во внимание в начале каждого финансового года, когда согласовываются бюджеты по человеко-часам и производительности труда.

    Время трудовой деятельности, как правило, совпадает по продолжительности с рабочим днем на аналогичных предприятиях на свободе.

    Основная цель занять заключенных полезным делом, дать им определенные производственные навыки, а также создать привычку к регулярному труду.

    Республики Беларусь

    В уголовно-исполнительной системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь функционируют 15 унитарных предприятий (в том числе 1 сельскохозяйственное предприятие), 4 филиала и 9 внебюджетных производственных мастерских, имеющих собственную производственную базу.

    На сегодняшний день основными направлениями деятельности являются дерево- и металлообработка, швейное и обувное производство, а также сельское хозяйство.

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь
    от 23 октября 2006 г. № 628 «О некоторых вопросах налогообложения организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел» в целях обеспечения трудовой занятости спецконтингента, предприятия УИС, в соответствии с действующим национальным законодательством, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации на территории республики товаров, изготавливаемых ими, с направлением высвобождаемых денежных средств на приобретение основных фондов, а также сырья, материалов и комплектующих.

    Налоговым кодексом Республики Беларусь от налога на прибыль освобождается валовая прибыль организаций УИС (статья 181. Льготы по налогу на прибыль) и от земельного налога земельные участки, предоставленные в их пользование (п.п. 1.13 п. 1. статьи 239 Льготы по земельному налогу).

    Ежегодно предоставляется организациям УИС квота на отпуск древесины на корню из государственного лесосечного фонда вне биржевых торгов для собственного потребления (или производства) в соответствии с Постановлением Совета Министров и Указом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2020 г. № 437 «О ведении лесного хозяйства и реализации древесины».

    Аналогично подразделениям, подведомственных Департаменту исполнения наказаний МВД Республики Беларусь выделяется объем сельскохозяйственной продукции для производства крупяных изделий для обеспечения питания спецконтингента и снижения нагрузки на бюджет.

    Государственная поддержка осуществляется в предоставлении преференций при осуществлении закупок продукции, произведенной организациями УИС.

    В соответствии с действующим с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусмотрена возможность осуществления государственных закупок
     с применением процедуры закупки из одного источника товаров, производимых пенитенциарными учреждениями и предприятиями.

    Также, предусмотрена возможность осуществления закупок
    у организаций УИС за счет собственных средств без проведения конкурентных процедур.

    Преференциальная поправка применяется к продукции в размере 15 % при наличии соответствующего сертификата собственного производства.

    Гарантированные государственные заказы организациям УИС не предоставляются. Государственные заказы, размещаются на электронных торговых площадках РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка цен», ОАО «Белорусская универсальная торговая биржа», в которых организации УИС участвуют на общих основаниях.

    Кредитование организаций УИС в коммерческих банках происходит на общих основаниях. Кредиты и займы коммерческих банков привлекаются для развития производственно-хозяйственной деятельности организаций УИС новыми видами изделий.

    Наружная реклама размещается на автомобилях, баннерах, кроме того, печатаются объявления в печатных изданиях (газетах, журналах и др.), издаются каталоги.

    Ежегодно организации УИС принимают участие в тематических выставках и ярмарках, на которых представляют образцы продукции, размещаются рекламные стенды, раздаются рекламные брошюры
    и каталоги с отражением в них номенклатуры выпускаемой продукции.

    Еще одним способом является активное участие в процедурах закупок, размещенных на электронных торговых площадках.


    Российская Федерация

    Устойчивое функционирование аграрного производства на протяжении  последних десяти лет в ФСИН России позволило заниматься специальным учреждениям производством, переработкой и поставкой продовольствия для своих нужд.

    Производственным сектором ФСИН России выпускается более 100 тысяч наименований товарной продукции.

    Активно используется собственный земельный потенциал, переданный в оперативное управление либо закрепленный на праве полного хозяйственного ведения сельскохозяйственными земельными участками, находящимися за пределами населенного пункта, которые в соответствии со статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляются на безвозмездной основе.

    Тем самым учреждение обеспечило занятость специального контингента и увеличило посевную площадь для выращивания сельскохозяйственных культур для собственных нужд. Кроме того, это не позволило выйти данной земле из категории сельхозугодий.

    Эффективность функционирования производственного сектора учреждений ФСИН в условиях интеграции обеспечивается поиском таких форм хозяйствования, которые реализуют конкурентные преимущества на основе специализации, концентрации и кооперации. Основными критериями при поиске партнеров становятся сокращение затрат за счет более дешевой рабочей силы и снижения потерь от технологической модернизации при ликвидации устаревших производственных мощностей.

    Исходя из сказанного, можно констатировать следующее: хозяйственные объекты учреждений ФСИН – это инструмент для реализации государством задач социально - экономического характера, обладающий достаточным экономическим потенциалом и экономическими возможностями.


    Глава 7. Пути решения имеющихся проблем, предложения


    Для решения имеющихся проблем по трудоустройству осужденных в местах лишения свободы, необходимы меры государственной поддержки в части внесения изменения в действующие законодательства РК и финансирования расходов по модернизации инфраструктуры учреждений УИС.

    В этой связи, необходимо:

    1. Решение вопроса повнесению изменений в пункт 6 ст.41 Закона «О государственных закупках», в части включения предприятий УИС в перечень государственных закупок, позволяющих заключать договора из одного источника, без предварительных конкурсных процедур на период реабилитации.

    Согласно части второй пп.29) п.3 ст.39 Закона, государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения государственными предприятиями учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, работ, услуг в целях трудоустройства осужденных, тогда как п.1 ст.41 Закона вносит определенные уточнения в государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора.

    В результате неправильного понимания смысла рассматриваемой нормы, создается прецедент двойного применения Закона по отношению к закупкам, которые уже состоялись.

    Во избежание расширительного толкования понятий «товары, работы, услуги», к которым неправомерно причисляются «сырье, материалы и комплектующие изделия» необходимо инициировать включение пп.29) п.3 ст.39 в пункт 6 статьи
    41 Закона (перечень оснований закупок, на которые не распространяется действие п.1 ст.41 Закона о необходимости обоснования исключительности проводимых закупок).

    РЕЗУЛЬТАТувеличение трудозанятости осужденных за счет увеличения объемов заключаемых договоров, погашение исков по причененному в результате преступлений ущербу, выплата алиментов, улучшение режима содержания, погашение кредиторской задолженности предприятиями УИС.


    2. Решение вопроса внесения изменений в Закон «О социальном предпринимательстве», в части расширения социальной категории по «осужденным».  В настоящей редакции осужденных относят к социально уязвимой категории в течении одного года после освобождения. Предлагаем внести поправку «до трех лет после освобождения и включить их в категорию социально-уязвимых слоев населения в момент отбывания срока». Т.е. в данную категорию войдут осужденные, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы и состоящие на учете службы пробации.

    Данная программа позволит предпринимателям открывшим производство в учреждениях воспользоваться следующими преференциями от государства:

    - предоставление налоговых льгот;

    - оказание финансовой поддержки;

    - организация профобучения и образования;

    - оказание содействия в сбыте;

    - содействие в поиске деловых партнеров;

    - обеспечение инфраструктурой.

    РЕЗУЛЬТАТувеличение трудозанятости осужденных за счет МСБ, погашение исков по причененному в результате преступлений ущербу, выплата алиментов, улучшение режима содержания.


    3. Решение вопроса внесения изменения и дополнения в Приказ МНЭ Республики Казахстан от №134 от 25 февраля 2015 года, предусматривающего освобождение предприятий УИС от уплаты чистого дохода на период реабилитации. Данные меры приведут к пополнению оборотных средств предприятия, позволят направить средства на модернизацию оборудования и погашение задолженности перед кредиторами в рамках реабилитации.

    Справочно: Ранее, Приказом МНЭ Республики Казахстанот №134 от 25 февраля 2015 года по итогам 2015-2018 годов, в т.ч. с учетом нахождения РГП «Еңбек» в реабилитационной процедуре (2010-2015 гг.), норматив отчисления части чистого дохода для республиканских государственных предприятий, осуществляющих производственную деятельность в сфере уголовно-исполнительной системы и организации трудовой занятости осужденных, устанавливался в размере 0 процентов.

    РЕЗУЛЬТАТпополнение оборотных средств предприятия, позволяющих направить средства на модернизацию оборудования, погашение задолженности перед кредиторами.

    4. Поддержка инициативы Министерства внутренних дел повопросу строительства новых учреждений смешанной безопасности (мультирежимных) на 1500 мест в рамках ГЧП.



    Стабильное функционирование предприятий УИС, обязательное привлечение осужденных к труду имеет важное значение в реализации уголовно-исполнительной политики государства, способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания и после, создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения, устраняя опасность его личности для общества.


    Вместе с тем, развитие промышленной зоны в учреждениях УИС, позволит производить готовые продукции в рамках импортозамещения и внести значительный вклад в экономику страны.