КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ: «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН».

Image title

В Мажилисе презентован законопроект о новых подходах к регуляторной политике в сфере предпринимательства

Сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию состоялась презентация правительственного законопроекта с поправками по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане. Посредством видеоконференцсвязи в заседании Комитета приняли участие представители госорганов, НПО, НПП «Атамекен», Национального Банка, а также члены не представленных в Парламенте политических партий «Бірлік», «Ауыл» и «ОСДП». Открывая заседание, Председатель Комитета Альберт Рау сообщил о том, что законопроект, разработанный в целях реализации соответствующего Указа Главы государства, направлен на совершенствование принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, определение новых целей и задач государственного регулирования и внедрение условий формирования регуляторных инструментов. Предлагается внесение изменений и дополнений в 10 законодательных актов, в том числе 2 кодекса и 8 законов. Об этих и других законодательных нововведениях депутатов проинформировал первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков. По словам докладчика, законопроект направлен на формирование максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала в условиях новой экономической реальности. В рамках законопроекта в целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа». Они предусматривают, в частности, совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства; принцип «1 in 2 out», реестр обязательных требований, автоматизацию отчетности, риск-анализа в контроле, совершенствование государственного контроля. Как отметил вице-министр, эффективность государственного регулирования предпринимательства будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса. Это: соблюдение условий установления требований; недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства; системность и последовательность госрегулирования, преемственность ранее принятых решений; а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства. Совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства государству и эффективность регулирования бизнес-среды. Вместе с тем, в целях предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу. По словам Тимура Жаксылыкова, любое вводимое государством требование должно, как минимум, быть обоснованным, исполнимым, предсказуемым, соразмерным и обеспечивать равенство предпринимателей. Введение принципа «1-in 2-out» предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих. - Таким образом, при введении государством нового обязательного требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования. Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства, - пояснил докладчик. По информации разработчиков, в целях формирования единого информационного ресурса, содержащего исчерпывающий перечень требований для бизнеса в виде НПА и иных документов, предусматривается создание Реестра обязательных требований, которые будут соответствовать новой регуляторной политике. В Реестре также будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике. - Следовательно, в случае несоответствия правовые акты будут пересмотрены или отменены, - уточнил вице-министр, отметив при этом, что данный принцип будет способствовать оптимизации количества обязательных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, совершенствование базы НПА в отношении бизнеса. Вместе с тем, для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора. В этих целях в 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность. В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками. По словам вице-министра, все это позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением отчетности на бумажном носителе, оптимизирует перечень контролируемых субъектов бизнеса. Представленным законопроектом предусматривается также реформирование системы государственного контроля и надзора. При этом новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям. Профилактические мероприятия будут предусматривать 3 вида профилактического контроля. Тимур Жаксылыков пояснил, что новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены. Наряду с ними вводится новая форма государственного контроля «расследование», представляющая комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение событий, повлекших ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности. Дальнейшее рассмотрение законопроекта будет продолжено с учетом высказанных в ходе заседания замечаний и предложений в рабочей группе во главе с депутатом Сырымом Ертаевым.