Рассмотрение вопроса «О защите прав предпринимателей в сфере государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия».
СПРАВКА
о защите прав предпринимателей в сфере государственной
монополии по аккредитации в области оценки соответствия
Законом «О техническом регулировании» (далее - Закон) предусмотрены виды деятельности (аккредитация в области оценки соответствия, формирование, ведение и сопровождение реестра технического регулирования, мониторинг соответствия надлежащей лабораторной практики) которые отнесены к государственной монополии. Согласно пункту 3 статьи 9 названного Закона цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.
В целях реализацию этих положений Закона Министерством торговли и интеграции разработан проект приказа «Об установлении цен на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия» (далее – проект приказа).
Приказом устанавливается цена за работы/услуги Национального органа по аккредитации (далее – орган по аккредитации) в размере 35 МРП (человеко-день), против действующих в настоящее время цен за данные услуги установленные приказом генерального директора ТОО «Национальный центр аккредитации» №18/607/1ө от 05.07.2018г. в размере 25 МРП (человеко-день).
С целью снижения трудоемкости и стоимости работ по аккредитации путем цифровизации процессов, орган по аккредитации в июле 2020 года внедрил информационную систему «е-Аккредитация», соответственно стоимость работ по аккредитации подлежало понижению, а не повышению, как указанно в проекте приказа.
В настоящее время наблюдается отток заявителей на получение документов по оценке соответствия в органы подтверждения соответствия (далее - ОПС) стран-участниц ЕАЭС. Это подтверждают результаты мониторинга деятельности субъектов аккредитации за 2020 год, размещенные на сайте органа по аккредитации, согласно которым наблюдается снижение на 30% количества выданных документов подтверждения соответствия отечественным ОПС.
Кроме этого, проектом приказа помимо увеличения стоимость работ по аккредитации на 10 МРП (итого 35 МРП), установлена стоимость за работы по мониторингу надлежащей лабораторной практики в размере 80 МРП (218 000тг.) человеко-день, что равно размеру среднемесячной заработной платы в Казахстан (223 213тг). Таким образом, разработчик проекта приказа приравняли стоимость одного дня работы по мониторингу надлежащей лабораторной практики - размеру среднемесячной заработной платы.
Повышение стоимости работ государственного органа по аккредитации усугубит текущую ситуацию для отечественных ОПС и приведет к неравным условиям их по отношению к ОПС стран-участниц ЕАЭС.
Согласно ответу Министерства торговли и интеграции на отрицательное экспертное заключение НПП «Атамекен» к проекту приказа, увеличение стоимости услуг аккредитации на 30% обосновывалось необходимостью достижения рекомендуемого Комитетом государственного имущества и приватизации показателя рентабельности госпредприятия. Однако действующим законодательством не установлен конкретный показатель рентабельности для государственных предприятий.
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 120 Предпринимательского Кодекса РК, антимонопольный орган осуществляет экспертизу цен на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии.
Одним из условий, осуществления экспертизы цен, является проведение публичных слушаний, порядок проведения которых установлен приказом Министра национальной экономики №134 «Об утверждении Правил ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии».
17 августа 2021 года на площадке Комитета технического регулирования и метрологии было проведено заслушивание проекта повышения цены на услуги аккредитации, где приняло участие 200 представителей КТРМ, НЦА, АЗРК, ОЮЛ «Казахстанская ассоциация органов по оценке соответствия», отраслевые ассоциации производителей, субъекты аккредитации, отечественные производители.
Все участники (бизнес), за исключением представителей КТРМ и РГП «НЦА», с момента обсуждения Проекта высказываются против повышения цен по следующим основаниям:
- нет аргументированного обоснования необходимости повышения стоимости услуг по аккредитации. Приведенный сравнительный анализ цен на услуги аккредитации охватывал только страны с развитой экономикой и высоким уровнем жизни: Сингапур, Ирландия, Швеция, США, КНР, Голландия, ОАЭ. Не представлен сравнительный анализ цен на услуги аккредитации с конкурирующими соседними странами - партнерами по ЕАЭС: Армения, Российская Федерация, Киргизия, Республика Беларусь;
- приведено обоснование по макроэкономическим показателям в сравнении 2017 - 2021 годов в разрезе роста цен на продовольственные товары, среднемесячной номинальной заработной платы и инфляции при расчете в тенге. При этом повышение цен на услуги аккредитации представлены исключительно в МРП (необходимо отметить, что МРП ежегодно растет, при представленном планируемом росте цен на аккредитацию - 40 %, рост цен в 2021 году по сравнению с 2017 годом составляет 205 %, что превышает все макроэкономические показатели);
- повышение стоимости аккредитации за последние годы, несмотря на неизменность стоимости человеко-дня работ по аккредитации (25 МРП), на протяжении последних лет значительно повысился.
К примеру, если в 2017 году стоимость аккредитации испытательной лаборатории составляла порядка 1 млн.тг., сейчас стоимость аккредитации аналогичной лаборатории составляет более 2 млн.тг. В 2020 году с переходом на электронную аккредитацию установлены требования по формированию области аккредитации на уровне десяти знаков кода ТН ВЭД. Ранее указывалось 4 знака, приведшие к двукратному повышению стоимости аккредитации из-за увеличения объема области аккредитации. Для субъектов аккредитации введена обязанность по проведению свидетельской оценки и оплаты ее стоимости, которая ранее совмещалась с аккредитацией, повторной аккредитацией и плановой оценкой. В результате, количество рабочих дней на оценку увеличилось;
- на сегодня деятельность НЦА не является убыточной и в соответствии с установленными нормами рентабельности укладывается;
- не приводится положительного эффекта для бизнеса от повышения цен на услуги аккредитации.
Повышение цен на услуги по аккредитации приведет к следующим негативным последствиям:
- произойдет резкий рост стоимости услуг по оценке соответствия для заявителей (производителей и поставщиков продукции);
- создадутся барьеры для ведения предпринимательской деятельности (установление необоснованной и завышенной стоимости работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий создает неблагоприятную обстановку для введения предпринимательства в области оценки соответствия, при котором бизнес вынужен будет отказаться от этой деятельности.
Сокращение числа субъектов бизнеса по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий повлечет проблемы с обязательной оценкой соответствия для бизнеса в Казахстане. В итоге, производители и поставщики будут вынуждены повысить стоимость своих товаров, что приведет к возникновению проблем по сбыту продукции;
- ограничится конкуренция (сократится число отечественных органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий не только в Казахстане, но в ЕАЭС);
- снижение налоговых поступлений в государственный бюджет;
- массовый и безвозвратный отток заявителей, в лице участников ВЭД из казахстанских сертификационных компаний в соседние страны ЕАЭС, в частности в РФ;
- увеличится доля серых сертификатов и деклараций о соответствии полученных в соседних странах-партнерах по ЕАЭС, так как государственной контроль будет уже вне юрисдикции казахстанского уполномоченного органа;
- в 2021 году внедрена информационная система «Е-аккредитация» (с введением которой процесс и работы по аккредитации должны были оптимизироваться и сократиться временные издержки, связанные с аккредитацией);
- возникнут коррупционные предпосылки.
На основании вышеизложенного, утверждение проекта приказа в данной редакции является необоснованным, ограничивает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и в итоге нанесет необоснованные убытки частному бизнесу.
Член Совета по защите прав предпринимателей
и противодействию коррупции НПП «Атамекен» А. Соловьева
проект
РЕШЕНИЕ
Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей
Республики Казахстан «Атамекен»
г. Нур-Султан № 21 сентября 2021 года