КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН» ПО ВОПРОСУ «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ».

Image title

Image title

Image title

Image title

Image title

проект

РЕШЕНИЕ

Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»

г. Нур-Султан                                        №                        25 ноября 2021 года

Рассмотрев вопрос об отдельных ограничениях предпринимательской деятельности в сфере налогового администрирования, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» ОТМЕЧАЕТ:

Президент Республики Казахстан Токаев К.К. в целях формирования новой структуры экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, качественных инвестициях, неоднократно давал поручения о совершенствовании фискальной политики, проведении крупномасштабной ревизии Налогового кодекса с точки зрения его упрощения для стимулирования деловой активности и конкуренции.

Во исполнение поручений Главы государства Министерством финансов проведена большая и целенаправленная работа.

Вместе с тем, фискальная сфера еще традиционно остается одной из коррумпированных областей экономики. По данным правовой статистики за девять месяцев 2021 года по числу коррупционных преступлений Министерство финансов занимает второе место среди центральных государственных органов. Коррупционные риски в налоговом администрировании связаны с громоздкой и противоречивой правовой регламентацией, непоследовательной правоприменительной практикой. Все это ограничивает развитие предпринимательства.

Одним из самых проблемных вопросов в сфере налогового администрирования является признание сделок недействительными и доначисление налогов контрагентам налогоплательщика, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной.

Органы государственных доходов в ходе проверок деятельности контрагентов организаций, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной, самостоятельно признают гражданские сделки, включенные в налоговую отчетность, сомнительными и доначисляют суммы налога КПН и НДС, что выходит за пределы их полномочий, т.к. это относится к компетенции суда. При проведении камерального контроля налоговые органы не изучают фактическое совершение сделки, используя формальные основания о признании юридической регистрации одной из сторон договора недействительной.

Эти действия выходят за пределы полномочий должностных лиц, влекут необоснованное привлечение налогоплательщиков к материальной ответственности, нарушают права и законные интересы предпринимателей.

Более того, редакция п.1) ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса, устанавливающая перечень обстоятельств, при которых затраты предприятий не подлежат вычету, дает возможность двоякого толкования и вступает в противоречие с гражданским законодательством.

В предпринимательской среде серьезную озабоченность вызывает проявляемая активность налоговых органов по признанию в судебном порядке недействительными бестоварных сделок.

Согласно данным прокуратуры за 2,5 года (2018-2020 г.г.) судами рассмотрено 3 758 дел о признании бестоварных сделок недействительными, из которых 93% вынесены в пользу налоговых органов.

При обжаловании уведомления органов госдохов предприниматель должен доказывать свою невиновность, что противоречит принципу презумпции невиновности, согласно которому вина бизнесмена по уклонению от уплаты налогов должна быть доказана государством.

Любые доказательства фактического исполнения финансово-хозяйственных операций игнорируются, а суды, действуя из принципа приоритета государственных интересов перед частными, занимают позицию налоговиков, о чем свидетельствует практически полное удовлетворение исковых заявлений органов госдоходов.

Анализ административной практики по Главе 16 КоАП РК об ответственности в области налогообложения выявил ряд серьезных перекосов в деятельности уполномоченных органов. Главной задачей настоящей Главы является установление ответственности за действия, направленные на неисполнение либо ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, т.е. своевременная и полная уплата сборов и платежей.

Однако, за 9 месяцев 2021г. из 194,8 тысяч административных производств, возбужденных по Главе 16 КоАП, содержащей 23 статьи, 111,9 тысяч или 57,4% приходятся только на одну 272 статью, устанавливающую ответственность за нарушение сроков преставления налоговой отчетности, которая влияния на поступление платежей в бюджет не оказывает.

Ответственность за формальные нарушения, не влекущие наступление серьезной общественной опасности, создали обширную административную практику, влекущую кроме штрафных санкций, применение репрессивных мер ограничения предпринимательства.

Одной из проблем для бизнеса является неверное толкование норм Налогового кодекса и Налоговых конвенций, что ставит под угрозу деятельность многих компаний. Сформированная органами госдоходов правоприменительная практика налогообложения роялти не соответствует международной практике и наносит финансовый вред многим компаниям, т.к. не соответствует принципу определенности налогообложения.

В настоящее время акцент в налоговом администрировании перенесен с налоговых проверок на камеральный контроль, по итогам которого органы госдоходов направляют уведомления, требуя предоставить налоговую отчетность или пояснения. В случае несогласия с внесенными уведомлениями приостанавливаются все расходные операции. Фактически налогоплательщика вынуждают исполнять уведомление только одним способом – уплата доначислений. Такой подход не соответствует цели камерального контроля – предоставить налогоплательщикам возможность самостоятельно устранить нарушения налогового законодательства.

В целях защиты прав предпринимателей в сфере налогового администрирования, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» РЕШИЛ:

1. Отметить, что коррупционные риски в налоговом администрировании связаны с громоздкой и противоречивой правовой регламентацией, непоследовательной правоприменительной практикой, что является одной из форм ограничения развития предпринимательства.

2. Исходя из требований Антикоррупционной стратегии Казахстана на 2015-2025 годы и Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, рекомендовать:

2.1. Министерству финансов Республики Казахстан:

1) рассмотреть возможность внесения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» изменение редакции п.1) ч. 1 ст. 264, устанавливающей перечень обстоятельств, при которых затраты предприятий подлежат вычету, для исключения его двоякого толкования и приведении в соответствии со ст.160 Гражданского кодекса Республики Казахстан, о признании мнимой или притворной сделки недействительной только по решению суда;

2) пересмотреть практику проверок деятельности контрагентов организаций, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной; решения о доначислении сумм налогов КПН и НДС контрагентам организаций, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной, принимать только после вступления в силу судебного признания заключенных ими сомнительных сделок недействительными;

3) ориентировать Комитет государственных доходов и его территориальные органы на обязательное глубокое изучение представленных налогоплательщиками обоснований и доказательств фактического исполнения финансово-хозяйственных операций по этим договорам; только после этого  принимать решения о признании в судебном порядке недействительными бестоварных сделок;

 4) рассмотреть возможность внесения в части «2», «2-2» и «5» статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях дополнений о наступлении ответственности за нарушение сроков представления налоговой отчетности, если эти действия повлекли причинение материального ущерба или явились способом уклонения от полноты и/или своевременности уплаты налогов и сборов;

5) провести анализ административной практики применения ст. 272 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» для выработки мер превенции нарушения налогоплательщиками установленных сроков предоставления налоговой отчетности;

6) совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в статьи 1, 645, 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», касающихся налогообложения роялти и дивидендов для приведения из в соответствие с Налоговыми Конвенциями, признанными Республикой Казахстан;

7) обеспечить неукоснительное исполнение органами государственных доходов требований п.2) п. 2 ст.96 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» о необходимости при проведении камерального контроля ограничиваться только проверкой соответствия пояснений по форме и содержанию установленного налоговым законодательством, не давая оценки обоснованности этх доводов налогоплательщиков.

2.2. Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции:

1) в целях совершенствования антикоррупционной деятельности провести внешний анализ коррупционных рисков в Комитете государственных доходов Министерства финансов и его территориальных органов, особое внимание при этом уделить административной практике; вопросам доначисления налогов при проведении проверок деятельности контрагентов организаций, чья государственная регистрация/перерегистрация признана недействительной; работе по признанию недействительными бестоварных сделок;

2) дать правовую оценку наличия в действиях должностных лиц ДГД по Восточно-Казахстанской области признаков превышения служебных полномочий при признании недействительными договоров между Мукомольно-комбикормовым комбинатом и его поставщиками: ТОО «ЮТА» и ТОО «HEAVEN ASТ» без судебного рассмотрения о признании этих сделок недействительными, повлекшее за собой необоснованное доначисление КПН на сумму 34 009 370 тенге, НДС на сумму 6 538 758 тенге с соответствующей суммой пени;

3. Генеральной прокуратуре и Верховному Суду Республики Казахстан обобщить судебную практику по гражданским делам по искам органов государственных доходов по признанию недействительными бестоварных сделок, обратив особое внимание на высокий процент удовлетворяемости исковых требований, для выработки превентивных мер заключения мнимых или притворных сделок в частном секторе.

3. Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций просим предоставить в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» до 1 февраля 2022 года.

4. Материалы заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» для сведения направить в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.

Председатель Совета                                        К. Сулейменов