КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН»

Image title

ПОВЕСТКА ДНЯ

заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»

Дата: 8 декабря 2022 года

Время: 15.00 час.

           Докладчик: представитель Совета по налоговой методологии НПП «Атамекен», налоговый консультант Миянов Ф.А. 

           Докладчик: Секретарь Совета Ашитов Б.З.


С П Р А В К А

о внедрении сопроводительных накладных

на товары и модуля «Виртуальный склад»

 

В соответствии с Законом от 20.05.2020г. Казахстан ратифицировал Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, совершенное в Нур-Султане 29 мая 2019 года (далее - Соглашение).

Согласно Соглашению, в рамках механизма прослеживаемости государства-члены ЕАЭС обеспечивают обмен сведениями, связанными с оборотом отдельных товаров, операциях, предшествующих их перемещению с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

В целях реализации данного Соглашения в декабре 2021 года Налоговый кодекс был дополнен статьей 176-1 «Прослеживаемость оборота товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Согласно указанной статье прослеживаемость оборота товаров осуществляется путем организации системы учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости. Национальной системой прослеживаемости является информационная система электронных счетов-фактур ( ИС ЭСФ). 

Уполномоченный орган - Комитет государственных доходов Министерства финансов (далее – КГД) обеспечивает функционирование механизма прослеживаемости оборота товаров и направление сведений о товарах и операциях с ними в соответствующее государство - член Евразийского экономического союза.

Электронные счета-фактуры были внедрены в 2016 г. для исполнения международных обязательств в части контроля прослеживаемости товаров из Перечня изъятий, по которым могут применяться таможенные пошлины по ставкам ВТО.

Так, при оформлении экспорта товаров из этого Перечня изъятий из Казахстана в страны ЕАЭС предприниматели заранее оформляют электронную счет-фактуру, заверяют ее в Комитете государственных доходов и только после этого товар может экспортироваться и пересекать границу Казахстана.

Таким образом, контроль исполнения международных обязательств уже сейчас происходит через Электронные-счета фактуры.

С 2020 года КГД проводит реализацию (внедрение) пилотного проекта на основании приказа Министра финансов «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот». В рамках проводимого пилота товары (по Перечню), ввезенные в Казахстан, должны быть отслежены через ИС ЭСФ, к которой дополнительно были разработаны и подключены модуль «Сопроводительная накладная на товар» (СНТ) цифровой маркировки товаров  и модуль «Виртуальный склад» (ВС), посредством которого импортированный товар после таможенного оформления в автоматическом режиме приходуется на Виртуальном складе участника внешнеэкономической деятельности и дальнейшая реализация товара производится в пределах задекларированных объемов.

По информации КГД дополнительное внедрение СНТ и ВС, кроме выполнения международных обязательств, также позволит снизить теневую экономику в стране, т.к. обеспечивает автоматизацию процесса контроля и позволяет отслеживать весь жизненный цикл движения товаров на основе интеграции таможенных и налоговых информационных систем. Налогоплательщики, осуществляющие оборот этих товаров, обязаны оформлять сопроводительные документы в электронном виде.

Однако итоги реализуемого проекта показали, что товар из стран ЕАЭС приходуется на Виртуальный склад через ручное оформление СНТ предпринимателем (бухгалтером) до пересечения границы Казахстана и последующим оформлением 328 формы. Оформление СНТ до пересечения границы ЕАЭС вызывает большие трудности у предпринимателей из-за технических проблем и усложнения, происходит значительное удлинение бизнес-процессов, хотя на границе ЕАЭС нет таможенной проверки всего списка товаров, т.е. подтверждение СНТ происходит формально (в т.ч. через телеграмм чат бот).

Более того, данные инициативы КГД выходят за рамки Соглашения и ст. 176-1 Налогового кодекса, что влечет дополнительную финансовую нагрузку как на бизнес, так и на государственный бюджет.

Среди стран, которые входят в ЕАЭС, в таком виде СНТ внедрено только в Казахстане.

В странах ЕАЭС используются следующие сопроводительные документы:

- в Республике Армения сопроводительным документом является налоговый счет, корректирующий налоговый счет, счет-фактура, корректировочный счет-фактура, экспортный счет-фактура;

- в Республике Беларусь – электронные накладные, товаротранспортные и товарные накладные в виде электронных документов, а также создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является РБ, и (или) иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, электронные сообщения;

- в Киргизской Республике – электронный счет-фактура;

- в Российской Федерации - счет-фактура, корректировочный счет фактура, универсальный передаточный документ, универсальный корректировочный документ.

В государствах- членах ЕАЭС обеспечивается исполнение принципа исключения дублирования бизнес-процессов, направленных на упрощение работы налогоплательщика. Поэтому в счетах-фактурах введены только недостающие графы без внедрения новых или дополнительных информационных программ и маркировки.

В результатах проведенного государственного аудита эффективности налогового и таможенного администрирования установлено, что только в 2021 году в ИС «ЭСФ» внесено 76 изменений, из которых по 10-ти требовалась перенастройка бухгалтерских систем пользователей, что указывает на установление дополнительных обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъекты предпринимательства.

В аудите Счетного комитета отмечается, что на балансе КГД имеется 16 информационных систем, из которых 9 ИС введены в опытную эксплуатацию (2009 г. – 2 ед., 2010 – 3 ед., 2013 г. – 1 ед. и 2014 г. – 3 ед.) и 7 ИС приняты в промышленную эксплуатацию (2008 г. – 3 ед., 2017 г. – 1 ед., 2019 – 2 ед. и 2020 г. – 1 ед.). ИС, которые не отвечают требованиям информационной безопасности и не введены в промышленную эксплуатацию, разрабатывались в период 2000-2014 гг. и в настоящее время их программно-прикладное обеспечение и технологическая основа являются устаревшими.

Однако, на содержание не принятых в промышленную эксплуатацию 9 ИС ежегодно МФ затрачиваются бюджетные средства, которые в 2021 году составили более одного млрд.тенге.

Также аудитом установлено, что из 12-ти ключевых работников разработчика ИС ЭСФ - ТОО «Open Systems Development», осуществлявшего разработку программного обеспечения СНТ и ВС, 4 специалиста не соответствовали предъявляемым требованиям по наличию опыта и квалификации. По состоянию на 1 января 2022 года количество зарегистрированных пользователей ИС ЭСФ составляет 1,3 млн. пользователей, в том числе модулей СНТ и ВС - 48,0 тыс. пользователей, выписано 224,8 млн. ЭСФ и 18,3 млн. СНТ.

Таким образом, КГД, располагая широким арсеналом электронных инструментов контроля для борьбы с теневым оборотом экономики во внешнеэкономической деятельности, дополнительно инициировал разработку новых программных модулей СНТ и ВС, внедрение которых не вытекало из законодательства и международного соглашения.

Выводы Счетного комитента об отсутствии эффективности использования бюджетных средств для автоматизации фискальных процессов подтверждаются предпринимателями.

Так, по результатам внедрения Пилотного проекта по вводу  СНТ предприниматели отмечают усложнение и удлинение бизнес-процессов из-за добавления работы на всех участках. Модуль «Виртуальный склад» функционирует с многочисленными сбоями.

По мнению экспертов СНТ дублирует другой сопроводительный документ – счет-фактуру, который содержит весь состав сведений, перечисленных в статье 8 Соглашения, подлежащих передаче.

Следует иметь ввиду, что ч.4 ст. 176-1 Налогового кодекса закреплено, что за ненадлежащее исполнение обязанностей по прослеживаемости оборота товаров наступает ответственность. Парадокс в том, что законодатель заранее предусмотрел сбои и неисправности этой информационной системы и возможные отключения электроэнергии. Однако, по мнению субъектов бизнеса, ответственность за нарушение прослеживаемости будет широко применяться на практике.

С начала 2021 года представители бизнеса и особенно представители розничных продаж («магазины у дома») выступают против внедрения СНТ и ВС. Обращения предпринимателей по отмене СНТ в адрес Главы государства были опубликованы в СМИ.

Министерство финансов, оценивая негативные перспективы и эффект от внедрения оформления СНТ, было вынуждено продлить проведение пилотного проекта до апреля 2023 года.

На встрече Уполномоченного по защите прав предпринимателей с представителями бизнеса и заместителем председателя КГД МФ Инкербаевым Ж.Д. в феврале 2022 года было заявлено: «Непродуманные решения Комитета государственных доходов Министерства финансов наносят ущерб не только отдельным предприятиям частного сектора, но и экономике страны в целом. На протяжении всей реализации пилотного проекта СНТ бизнес-сообщество высказывает свое недовольство внедряемыми системами, поскольку они создают лишь дополнительную нагрузку на предприятия». 

Внесенные изменения в приказ по Пилотному проекту по оформлению сопроводительных накладных на товары не решают основные проблемы субъектов предпринимательства. Более того, создают дополнительные и затраты денежных средств, и человеческих ресурсов предпринимателей на обработку и обновление учетных систем по «старым» требованиям.

Необходимо отметить, что каждая модификация, доработка ИС ЭСФ напрямую приносят убытки предпринимателям в виде обновления учетной системы для его полного соответствия с требованиями, указанными в нормативных правовых актах министерства финансов, а также найма дополнительного штата (бухгалтера) для бесперебойной реализации своих бизнес-процессов.

Затраты бизнеса по предварительным подсчетам применения пилотного проекта СНТ в Казахстане с 2021 года и только в узком сегменте бизнеса по предпринимателям, занимающимся реализацией подакцизных товаров и товаров, импортированных из стран ЕАЭС, которых обязали принудительно участвовать в пилотном проекте СНТ, составили 170 млрд тенге за год, а их бизнес сможет быть рентабельным, только путем возмещения искусственно созданных затрат за счет повышения цены на товары, что также влияет на высокие инфляционные риски

Таким образом, внедрение сопроводительных накладных на товары и модуля «Виртуальный склад» противоречат принципам налогового администрирования, так как не обеспечивают эффективное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, усложняют фискальное администрирование, что ограничивает предпринимательскую деятельность и влекут необоснованные затраты бизнеса и государства.

 

Экспертная группа

ноябрь 2022 года


С П Р А В К А

о мерах по защите прав предпринимателей

при рассмотрении их жалоб и обращений

В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» была поставлена задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которая оперативно и эффективно должна реагировать на запросы граждан и бизнеса.

В рамках реализации поручения Президента проводится целенаправленная работа по созданию эффективных мер по реализации Концепции «Слышащего государства». Указом Президента Республики Казахстан введены регулярные встречи с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов всех уровней и других должностных лиц.

Принятым Административным процедурно-процессуальным кодексом с 1 июля 2021 года в значительной мере расширены права и возможности субъектов предпринимательства по защите своих прав и законных интересов внедрен новый алгоритм рассмотрения жалоб и обращений в адрес должностных лиц.

Вместе с тем анализ обращений субъектов предпринимательства показал, что в вопросах защиты прав и законных интересов предпринимателей еще остаются неразрешенные вопросы. Прежде всего это касается объективности рассмотрения жалоб предпринимателей со стороны государственных органов. Формализм и защита ведомственных интересов нарушают права предпринимателя на всестороннее и полное исследование обстоятельств, явившихся основанием обращения в государственные органы, что влечет незаконное отклонение обоснованных требований.

Согласно данным правовой статистики, из числа рассмотренных всеми государственными органами в 2021 году жалоб (21497) были признаны незаконными и отменены только 9,4% обжалованных решений должностных лиц (1924).

Среди центральных государственных органов наибольшее число жалоб поступило на решения и действия должностных лиц Министерства финансов Республики Казахстан (6776), из которых признаны обоснованными только 12% (844). Среди местных исполнительных органов больше всего жалоб было направлено в городе Алматы (1227), при этом удовлетворено 10% (125).

В 2021 году в систему НПП «Атамекен» поступило всего 18646 обращений, за 9 месяцев   2022 года – 17325.

За 2022 год наибольшее количество обращений поступило в следующих сферах:

7,7% – закупки;

5,4% – архитектура, строительство, ЖКХ;

4,1% – АПК;

3,5% – налогообложение;

1,6% – споры между субъектами предпринимательства;

Согласно анализу, наиболее проблемными отраслями являются сельское хозяйство (157 проблем), строительство и земельные отношения (101), закупки (94), логистика и перевозки (94).  

К примеру, обращения субъектов бизнеса в Национальную палату по вопросам государственных закупок были связаны с необоснованным отклонением от участия в тендере; включения в перечень ненадежных поставщиков; необъективного выбора поставщика, а также на техническую спецификацию, «заточенную под определенного поставщика».

Много обращений субъектов бизнеса связаны с нарушением договорных обязательств государственных органов – заказчиков.

Так, В 2021 году в палату предпринимателей Акмолинской области обратилось 9 субъектов предпринимательства по вопросу оказания содействия в возврате задолженности за поставленный товар со стороны ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу» при акимате г.Кокшетау на общую сумму 240,3 млн. тенге и до настоящего времени она не погашена. Так, задолженность перед перед ИП                «Сабит А.А.» составила 4,2 млн. тенге,  ТОО «ASSADA» - 1,3 млн. тенге,  «Жарык LED» - 1 млн. тенге, ТОО «PromEnergo» - 854 тыс. тенге,  ИП   «Бейсенова М.К.» -  638,4 тыс. тенге,  ТОО «Top Market» - 361,2 тыс. тенге,  ИП «Химич В.В.» - 235,3 тыс. тенге.

ГКП «Коммунхоз» Северо-Казахстанской области, злоупотребяя своим положением заказчика, пользуясь безнаказанностью и административным ресурсом поддержки акимата, регулярно отказывается оплачивать предоставленные ему услуги предппринимателями.

ГКП «Коммунхоз» не оплачивает выполненные работы 20 предпринимателям на сумму более 1 млрд. тенге. На сегодняшний день в отношении должника ГКП "Коммунхоз" возбуждено 18 исполнительных производств, задолженность перед субъектами бизнеса по которым составляет более 400 млн.тенге. В настоящее время Антикором по Северо-Казахстанской области расследуется уголовное дело по фактам хищения бюджетных средств, дачи и получения взяток в отношении руководителей ГКП «Коммунхоз».   

258 обращений поступило в сфере архитектуры и строительства. Многие из них носят системный характер и по сути складываются в административные барьеры.

Большое количество обращений субъектов предпринимательства поступает в связи с попытками изменения функционального назначения помещения, по вопросам переоборудования помещений под бизнес, по проблемным вопросам технического надзора, нарушения при проведении государственных закупок строительно-монтажных работ, истребования должностными лицами государственных органов документов, не предусмотренных регламентами оказания государственных услуг.

В течение длительного времени не решается вопрос необоснованного взыскания государственными органами со строительных компаний «коэффициента зимнего удержания». Второй год идет поток такого рода обращений в НПП. Это является ограничением предпринимательской деятельности.    

Так, приказом Комитета по делам строительства ЖКХ МИИР РК от 28 января 2022 г. «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» исключен. Однако государственные учреждения Актюбинской области до настоящего времени взыскивают с подрядных организаций коэффициент зимнего удорожания за прошлые годы.

К примеру, ГУ «Отдел архитектуры, градостроительства и строительства Мугалжарского района» на основании заключения ГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области» подал иск в суд на ТОО «Интер Электро Комплект» на взыскание суммы в размере 5044,3 тыс. тг., выплаченные за СМР работы в зимнее время.

Настало время обязать государственные учреждения МИО приостановить подачу исковых заявлений в суд по взысканию с подрядных организаций коэффициента зимнего удорожания.

В 2022 году в Национальную палату поступило 258 обращений на агропромышленный комплекс.  В своих обращениях предприниматели ставят вопросы упрощения процедур субсидирования, нехватки средств на кредитование посевной.   

Много обращений мясоперерабатывающих предприятий касательно излишних требований к инфраструктуре заводов.  

Так, в палату предпринимателей  г.Шымкент обратились предприниматели касательно получения заключения специальной комиссии на соответствие инфраструктуры мясоперерабатывающих предприятий (обращения ТОО «Ziraet», «Wotld Agro Trade», «Халал Кассаб» ТОО «Bio agro meat»).

Согласно пункту 19 приказа и.о. министра сельского хозяйства от 13.07.2021г. №207 птицефабрики, откормочные площадки, молочно-товарные фермы, мясоперерабатывающие предприятия с убойной мощностью от 50 голов крупного рогатого скота или 300 голов овец получают заключение специальной комиссии на соответствие инфраструктуры товаропроизводителя, претендующего на получение субсидии.

Одной из функции Специальной комиссии является сверка по наличию соответствующей инфраструктуры в мясоперерабатывающих предприятиях с убойной мощностью не менее 50 голов крупного рогатого скота в сутки/ не менее 300 голов овец в сутки.

Так, в г.Шымкент введено в эксплуатацию новое предприятие ТОО «Bio agro meat», имеющее аккредитацию от уполномоченного органа ОАЭ. На предприятии отсутствуют автоматизированная технологическая линия для убоя скота, цехов обвалки и жиловки, цеха упаковки готовой продукции.

Согласно статистическим данным из г.Шымкент экспортируется свежая или охлажденная баранина в виде туши и полутуши такие страны, как Узбекистан, Иран и ОАЭ. За 2019-2021 гг. экспортировано 212,1 тонн баранины на сумму 1255,8 тыс. долл. Необходимо отметить, что туши и полутуши не подвергаются к процессам обвалки, жиловки и упаковки, т.е. наличие цехов обвалки и жиловки, цеха упаковки готовой продукции в данных предприятиях не требуются.

Следует отметить, что автоматизированная технологическая линия в практике не применима для убоя МРС. В Правилах отсутствуют критерии определения автоматизированной технологической линий. В этой связи между членами специальной комиссий возникают споры по их определению на ее соответствие.

В сфере налогообложения в 2022 году в НПП РК поступило 223 обращения (жалоб).

Предприниматели жалуются на действия налоговых органов в ходе проверок, обращаются с просьбой оказать содействие в обжаловании результатов проверок, по вопросам изменения налогового законодательства и прочее.

Наиболее распространенными проблемами предпринимателей в сфере налогообложения в 2022 году были проблемы контрагентов лжепредприятий и предприятий, государственная регистрация которых признана недействительной, а также проблемы в сфере лицензирования алкогольной продукции и др.

Актуальна проблема по признанию сделок недействительными по искам налоговых органов. Проблема в том, что спустя 2-3 года после выполнения работ добросовестный бизнес получает претензии от налоговиков.

Государственный орган вместо того, чтобы принимать меры к недобросовестным предпринимателям, которые не заплатили налоги, привлекают добросовестных предпринимателей, потому что это проще. Сделки повсеместно признаются недействительными. Ради сиюминутной выгоды «убиваются» 10-летние, 20-летние компании и в конечном счете разрушается гражданский, экономический оборот в стране.

Фискальные органы не заинтересованы в решении проблемы, суды перегружены этими исками.

Так, в Кызылординской области за 6 месяцев 2022 года органами государственных доходов по признанию сделок незаконными в суд поданы 127 исковых заявлений. По количеству исковых требований органов государственных доходов в суд о признании сделок недействительными, Кызылординская область по республике занимает 3 место после городов Алматы, Астана. 

Органы государственных доходов вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными только при условии, что установлено фактическое отсутствие совершения сделки в ходе проведения налоговой проверки.

При этом, сделка не может быть признана недействительной лишь ввиду отсутствия у налогоплательщика активов, зданий, транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, отсутствия экономического смысла учтенных операций. Органы государственных доходов должны представить также иные доказательства и доводы, в том числе результаты налоговой проверки налогоплательщика, встречных налоговых проверок и т.д.

Сделка, совершенная путем выписки фиктивного счета-фактуры, может быть признана недействительной (ничтожной) при условии, что, если факт выписки фиктивного счета-фактуры будет установлен вступившим в законную силу судебным актом: приговором суда по статье 216 УК РК или постановлением суда об административном правонарушении по статье 280 КоАП РК.

Однако, из материалов гражданских дел по признанию сделок недействительными, следует, что органами государственных доходов не соблюдаются вышеуказанные требования, а иски подаются только на основаниях отсутствия необходимой техники, транспортных средств и т.д., при этом сделки, которые признаются недействительными, осуществлены по объектам в рамках государственных закупок.  

Ключевая проблема – это фактическое совершение сделки. Важно акцентировать внимание налоговых органов именно на том, что был ли в действительности поставлен товар, выполнены работы, услуги.

Большую роль играют результаты встречных налоговых проверок контрагентов. В актах проверок обязательно должны отражаться сведения третьих лиц о выполнении работ, услуг (субподряд). Факты должны подтверждаться документами или пояснениями работников и других лиц.

Проблемы заключаются в том, что для получения доказательств совершения сделок не используется весь инструментарий налоговых органов – встречные, тематические налоговые проверки. Нарушения налогового законодательства должны быть подтверждены в ходе проверок.   Обращение в суд должно быть крайней мерой, когда исчерпаны все другие меры воздействия со стороны налоговых органов.  В обратном случае все неопределенности толкуются в пользу налогоплательщика.

По вопросам в сфере земельных отношений предприниматели указывают, что в действующем земельном законодательстве сохраняются нормы, создающие серьезные административные барьеры для предпринимателей, а также условия для коррупционных правонарушений.

Наиболее распространенными являются проблемы периодичности проведения торгов, статуса решений земельной комиссии, отсутствия генеральных планов населенных пунктов на веб-ресурсах акиматов, проблемы оспаривания права частной собственности на земельные участки, несоблюдения местными исполнительными органами сроков рассмотрения обращений по вопросам предоставления земельных участков, проблемы отказа в продлении права землепользования, изменения целевого назначения земельного участка.

Также, в сфере земельных отношений споры вызывают решения конкурсных комиссий, постановления акиматов о предоставлении земельных участков, протоколы электронных аукционов.

Органами прокуратуры в 2021 и 2022 годы были выявлены в Акмолинской области 160 земельных участков сельхозназначения, предоставленные в нарушение норм земельного законодательства без проведения конкурсов (аукционов, торгов).

Управлением по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области (УКИОЗ) инициированы иски о признании сделок недействительными.

  При этом, имеются случаи, когда судом сделка была признана недействительной несмотря на освоение земельного участка, тем самым, к сожалению, несколько предпринимателей лишились земельных участков.

Управление по контролю за использованием и охраной земель стало территориальным органом, который подчиняется непосредственно Комитету по земельным ресурсам МСХ, и возобновило работу по подаче исков о признании сделок недействительными, в т.ч. по тем земельным участкам, по которым в 2021 г. иск был отозван в связи с освоением.

При этом, не учитывают, что земельный участок освоен и в свое время был предоставлен с нарушением по вине должностных лиц, не выставивших земельные участки на торги.

В свою очередь, конкурсы и аукционы проводятся, но местные исполнительные органы в разрезе районов, городов продолжают предоставлять землю без аукциона/конкурса. В итоге страдают только предприниматели, должностные лица максимум наказываются дисциплинарно.

Налоговая и таможенная сферы являются одними из сложных отраслей законодательства. В целях досудебного урегулирования споров с 2017 года действует апелляционная комиссия при Министерстве финансов, которая рассматривает жалобы предпринимателей на уведомления о результатах налоговой и таможенной проверок. Есть определенные результаты.

Так, на рассмотрение Апелляционной комиссии по результатам таможенных проверок, проводимых органами государственных доходов, с момента создания данной Комиссии от предпринимателей поступило 408 жалоб.

Из них по состоянию на 17 октября 2022 года рассмотрено 326 жалоб (на 66 млрд. тенге), из которых половина – 152 (47 %) удовлетворены в пользу бизнеса. Общая сумма отмененных доначислений составила 13,4 млрд. тенге или 20 %.

Анализ показывает, что основными спорными вопросами в материалах жалоб являются:

45% - определение таможенной стоимости товара;

31% - классификация товаров по кодам ТН ВЭД ЕАЭС;

11% - освобождение от уплаты НДС.

В 2019-2020 годах отметился пятикратный рост исковых заявлений налоговых органов о признании сделок недействительными, которые стали дополнительным инструментом выставления требований предпринимателям о доначислении налогов.

Для решения проблемы офисом бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен» в марте 2020 года инициировано создание согласительных комиссий при департаментах госдоходов для досудебного разрешения споров по указанным сделкам.

За весь период деятельности законные требования предпринимателей Апелляционной комиссией удовлетворяются в каждой третьей жалобе, ранее решения в пользу предпринимателей КГД МФ РК принимались лишь в каждой восьмой (12%) жалобе (без учета расчетов с неблагонадежными поставщиками).

Из общего объема выигранных в пользу бизнеса вопросов наибольший удельный вес составляет отмена доначислений по методологическим вопросам (по количеству - 74,4%, по сумме - 93,7%).

Вместе с тем, имеется возможность для обеспечения большей объективности и обоснованности принятия решений по жалобам на уведомления о результатах проверок.

В настоящее время в состав Апелляционной комиссии, утвержденный приказом Министерства финансов от 05.10.2021г. №1027, входят 8 человек, из которых 5 «голосов» имеют представители государственных органов (4 – МФ, 1 – МНЭ), а 3 «голоса» - представители бизнеса (НПП РК «Атамекен», Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров).

Необходимо обеспечить паритетность в количестве «голосов» бизнеса и государственных органов путем включения в состав Апелляционной комиссии 2 дополнительных «голосов» со стороны бизнеса и НПП «Атамекен».

Несмотря на снижение количества обращений, по-прежнему остается множество системных проблем и административных барьеров в деятельности казахстанского предпринимателя. Одна из них - это серьезный дисбаланс между выявляемыми фактами нарушения прав и законных интересов предпринимателей и количества привлекаемых к ответственности лиц, виновных в таких нарушениях.

Согласно информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, ежегодно примерно около 4 тыс. обращений бизнеса поступают в госорганы по обжалованию решений и действий должностных лиц. В гражданских судах ежегодно рассматриваются порядка 9 тыс. исков по оспариванию действий госорганов.

Приведенные выше цифры, в том числе и количество жалоб, поступающих в НПП РК, наглядно демонстрируют только малую долю того пресса, под которым находится бизнес в Казахстане.

Повсеместно наблюдаются проблемы правоприменения, приведенные примеры и статистические данные свидетельствуют, что качество рассмотрения обращений субъектов предпринимательства низкое. Халатное исполнение должностными лицами своих функциональных обязанностей влечет к возникновению проблем у бизнеса, который вынужден обращаться и жаловаться во все инстанции и общественные институты для защиты нарушенных прав и интересов.

При этом, нередко обращения предпринимателей, поступающие в НПП «Атамекен», уже рассматривались уполномоченными госорганами с отрицательным результатом. И только благодаря принципиальной позиции НПП РК, активному содействию органов прокуратуры и антикоррупционного ведомства вопросы предпринимателей удается решать и восстанавливать нарушенные права.

Приведенная статистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день сложилась практика, когда государственные служащие формально рассматривают обращения предпринимателей (формальные отписки, пересылка в нижестоящее звено или другой государственный орган, проблема по существу не рассматривается), что безусловно свидетельствует о низком качестве проработки проблемного вопроса.

Межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре по рассмотрению жалоб предпринимателей по фактам рейдерства и незаконного их вовлечения в орбиту уголовного преследования фактически бездействует.

С апреля 2021 года, т.е. с момента создания, проведено 1 заседание - в сентябре прошлого года.

В начале февраля текущего года НПП «Атамекен»  в адрес Генеральной прокуратуры направило  4 кейса по фактам рейдерства, но заседания МВРГ не проводились. При этом, впоследствии по всем этим кейсам приняты положительные решения, но без участия этой межведомственной группы.

Отсутствие объективности при рассмотрении обращений предпринимателей является главной причиной волокиты восстановления нарушенных прав, влечет причинение существенного вреда для производства.

С момента введения в действие Административного процедурно-процессуального кодекса (далее ‑ АППК) за 6 месяцев 2022 года в суды республики от предпринимателей поступило 4 566 исков, в т.ч.  959 - об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей, 697 - в сфере государственных закупок, 801 - по налоговым и 377 - земельным спорам.

В отношении центральных государственных органов подано 2 069 исков. С вынесением решения рассмотрено 1 008 дел, из них с полным и частичным удовлетворением иска - 560 (56%).

Судами 58% обжалованных решений должностных лиц Министерства финансов признаны незаконными (431 из 736). Все эти решения прошли процедуру обжалования и признаны должностными лицами и апелляционной комиссией министерства законными и обоснованными.

Судами также признаны не соответствующие закону 64% решений должностных лиц министества национальной экономики (20 из 31), труда и социальной защиты населения - 70% (16 из 23), экологии, геологии и природных ресурсов - 50% (12 из 24).

К местным исполнительным органам предъявлено 774 исков (17%), в т.ч. к акиматам г.Алматы - 78 (10%), Костанайской - 66 (9%), Туркестанской - 57 (8%), Акмолинской - 55 (7%), Северо-Казахстанской областей - 46 (6%), г.Шымкента - 40 (5%).

По искам против акиматов вынесено 299 решений, из них с полным и частичным удовлетворением иска - 176 дел (59%).

Обусловлено это тем, что должные лица не несут ответственности за соблюдения законности при рассмотрении обращений граждан и предпринимателей.

При этом, административная ответственность за нарушения порядка, сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также принятие необоснованного по ним решения предусмотрена законодательством Беларуси, Кыргызстана, России, Узбекистана и других стран.

В связи с этим, а также в целях предупреждения нарушения прав и законных интересов предпринимателей, повышения ответственности субъектов, рассматривающих обращения и должностных лиц, предлагается ввести в Кодекс РК об административных правонарушениях новую статью, предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

Таким образом, в случаях, когда по жалобе предпринимателя госорган будет отказывать в ее удовлетворении, а суд, усмотрев нарушения прав, признавать действия (бездействие) должностных лиц незаконными, те чиновники, которые формально отнеслись к рассмотрению такой жалобы, должны привлекаться к административной ответственности.

                                                                                            Экспертная группа

                                                                                 декабрь 2022 года