КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
СОДОКЛАД ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» (ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ)

Image title

                                                                                          На Пленарное заседание

Содоклад

по проекту Закона Республики Казахстан

«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан»

 (первое чтение)

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрев проект Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», отмечает следующее.

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина посредством определения основных положений, регулирующих статус Уполномоченного по правам человека и его представителя в регионе, порядок избрания на должность и освобождения от должности, принципы и гарантии деятельности, а также его полномочия.

Указом Главы государства от 19 сентября 2002 года учреждена должность Уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входят разъяснение способов и средств, которые заявитель сможет использовать для защиты своих прав и свобод, а также передача обращения в надлежащие органы. В 2017 году в результате конституционной реформы институт Уполномоченного по правам человека нашел свое отражение в Основном Законе страны. В частности, согласно Конституции Республики Казахстан, избрание на должность сроком на пять лет и освобождение Уполномоченного от должности стали прерогативой Сената Парламента страны.

На сегодня назрела необходимость дальнейшего развития института Омбудсмена путем четкого определения на законодательном уровне его правового статуса, принципов и гарантий его деятельности, а также компетенции по восстановлению нарушенных прав человека и гражданина.

Необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного должна основываться на принципах законности, объективности и справедливости, открытости, а также независимости, ответственности и непредвзятости в интересах прав и свобод человека и гражданина. В этих целях прописываются гарантии неприкосновенности Уполномоченного, в том числе касательно привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, недопустимости вмешательства в его деятельность и возложения каких-либо функций, не предусмотренных законом, а также оказания воздействия в какой бы то ни было форме с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий.

Предлагается значительно расширить полномочия Уполномоченного в части восстановления нарушенных прав человека и гражданина. Так, по результатам рассмотрения жалобы в зависимости от принятого решения Уполномоченный может обращаться в суд с исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, а также участвовать в процессе в установленных законом формах.

При этом исковое заявление, направляемое Уполномоченным, освобождается от государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

В содержательном плане Уполномоченному вменяются функции изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что, на наш взгляд, придаст системный характер его деятельности.

По итогам такой деятельности ожидается направление Уполномоченным замечаний и предложений общего характера по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Он может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о внесении поправок в законодательство Республики Казахстан. Более того, Уполномоченный будет вправе ходатайствовать о направлении обращения в Конституционный Совет лицами, имеющими такое право.

Законопроектом закрепляются статус и деятельность представителя Уполномоченного в регионе, основные функции Национального Центра по правам человека, определяются источники финансирования.

Проведены презентация законопроекта и 5 заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в Казахстане, правоохранительных и специальных государственных органов, министерств юстиции, иностранных дел, а также неправительственных организаций.

Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.

С учетом изложенного, Комитет вносит законопроект на обсуждение пленарного заседания и предлагает одобрить его в первом чтении.

Прошу поддержать.

Благодарю за внимание.

Image title

                                                                                          На Пленарное заседание

Содоклад

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан»

(первое чтение)

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрев проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан», отмечает следующее.

Законопроект разработан в целях приведения отдельных законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан».

В рамках законопроекта предусматривается внесение поправок в Бюджетный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Административный процедурно-процессуальный кодексы, законы «О правовом положении иностранцев» и «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

Данные поправки связаны с расширением полномочий Уполномоченного в части возможности обращения его в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. При этом исковое заявление, направляемое Уполномоченным, предлагается освобождать от государственной пошлины с внесением отдельным законопроектом поправок в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного должна будет основываться на принципах независимости, ответственности и непредвзятости в интересах прав и свобод человека. В этих целях предусматриваются поправки, направленные на обеспечение гарантии его неприкосновенности, в том числе касательно привлечения к ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Реализация законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических или правовых последствий.

Проведены презентация законопроекта и 5 заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в Казахстане, правоохранительных и специальных государственных органов, министерств юстиции, иностранных дел, а также неправительственных организаций.

Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.

С учетом изложенного, Комитет вносит законопроект на обсуждение пленарного заседания и предлагает одобрить его в первом чтении.

Прошу поддержать.

Благодарю за внимание.

Image title

                                                                                          На Пленарное заседание

Содоклад

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан»

(первое чтение)

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрев проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан», отмечает следующее.

Законопроект разработан в целях приведения норм Кодекса в соответствие с нормами проекта Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан».

Деятельность Уполномоченного основывается на принципах независимости. В реализацию данного принципа предусмотрены гарантии неприкосновенности Уполномоченного и установлен порядок привлечения его к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

В этих целях предусмотрены поправки, устанавливающие, что Уполномоченный в течение срока своих полномочий не может быть подвергнут приводу, мерам административного взыскания, а также определены условия рассмотрения судьей дел об административном правонарушении в отношении Уполномоченного.

Данный законопроект позволит обеспечить Уполномоченному иммунитет, что будет способствовать качественному и эффективному исполнению им своих полномочий по защите прав человека и гражданина.

Принятие законопроекта позволит усилить развитие демократических процессов, направленных на обеспечение гарантированных Конституцией основных прав и свобод человека и гражданина, а также повысить эффективность института Уполномоченного по правам человека.

Проведены презентация законопроекта и 5 заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в Казахстане, правоохранительных и специальных государственных органов, министерств юстиции, иностранных дел, а также неправительственных организаций.

Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.

С учетом изложенного, Комитет вносит законопроект на обсуждение пленарного заседания и предлагает одобрить его в первом чтении.

Прошу поддержать.

Благодарю за внимание.

Image title

                                                                                                                                                                                                 На Пленарное заседание

Содоклад

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в

Республике Казахстан»

 (первое чтение)

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрев проект Закона «О внесении дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан», отмечает следующее.

Законопроект разработан в целях приведения норм Налогового кодекса в соответствие с проектом Закона Республики Казахстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», которым расширяются полномочия Уполномоченного в части возможности обращения его в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

В связи с этим, законопроектом вносится дополнение в статью 616 Налогового кодекса в части освобождения от государственной пошлины искового заявления, направляемого Уполномоченным по правам человек.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию демократических процессов, направленных на обеспечение гарантированных Конституцией основных прав и свобод человека и гражданина, а также повысит эффективность института Уполномоченного по правам человека.

Проведены презентация законопроекта и 5 заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в Казахстане, правоохранительных и специальных государственных органов, министерств юстиции, иностранных дел, а также неправительственных организаций.

Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.

С учетом изложенного, Комитет вносит законопроект на обсуждение пленарного заседания и предлагает одобрить его в первом чтении.

Прошу поддержать.

Благодарю за внимание.