КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «АТАМЕКЕН»

Image title

С П Р А В К А

о защите прав предпринимателей при проведении мониторинга соблюдения санитарно-противоэпидемиологических и санитарно-профилактических ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции

Экспертной группой Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции во взаимодействии с Генеральной прокуратурой и региональными палатами предпринимателей изучена деятельность мониторинговых групп в период пандемии, связанной с распространением коронавирусной инфекции и усилением противоэпидемиологических мероприятий в стране.  

Проанализировано исполнение актов Президента Республики Казахстан, законодательства по противодействию коррупции, соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих санитарно-эпидемиологическую деятельность. Рассмотрены обращения физических и юридических лиц. Использовались материалы региональных палат предпринимателей и социологические исследования. 

Мониторинговые группы создаются местными исполнительными органами на соответствующих административно-территориальных единицах в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и протоколом Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения COVID-19 (далее – МВК) на территории Республики Казахстан от 18 мая 2020 года.    

В течение 2020 года работа мониторинговых групп акиматов подвергалась критике как со стороны граждан, так и со стороны НПП «Атамекен» и предпринимателей, а также  депутатов Мажилиса Парламента, указывалось на многочисленные коррупционные риски в их деятельности.

В ходе проверок допускаются многочисленные нарушения  Алгоритма действий должностных лиц по применению мер административного характера при выявлении нарушений требований по соблюдению ограничительных мероприятий, в том числе принципа неприкосновенности собственности.

Порядок проведения осмотра определен 794 КоАП, согласно которому в осмотре обязан участвовать собственник помещения и понятые. В действительности же присутствие данных лиц не обеспечивается и соответственно не может являться доказательством в суде.

Поэтому 9 декабря 2020 года  МВК по недопущению распространения  коронавируса внесла изменения в Алгоритм работы мониторинговых групп. Теперь мониторинговые группы будут проверять бизнес на соблюдение только 5 требований. Это соблюдение режима работы, контроль за проведением мероприятий с большим скоплением людей, соблюдение социального дистанцирования, масочного режима и лимита численности посетителей.

В том случае, если мониторинговой группой будет выявлено одно из этих пяти нарушений, материалы должны быть переданы в СЭС для оформления административных дел без выхода санврача на проверку, либо направлено экстренное извещение для проведения проверки инспектором СЭС. Во втором случае санврач будет проверять объект общепита исключительно на соблюдение требований, предусмотренных проверочным листом.

Кроме того, включено предложение НПП «Атамакен» о предварительном определении мониторинговой группе участка территории, на который будут осуществляться рейдовые мероприятия.

Предполагается внедрение цифрового мониторинга за работой мониторинговых групп, который должен обеспечить прозрачность их деятельности, что позволит  снизить коррупционные риски. Пока цифровой мониторинг в пилотном режиме внедрен только в Туркестанской области.

Указывая на недостатки в деятельности мониторинговых групп акиматов, нельзя не отметить, что предприниматели также допускают нарушения санитарных норм. По данным правовой статистики в 2020 году наибольшее число привлечённых к ответственности предпринимателей за нарушения санитарно-эпидемиологических норм имели место в г.Нур-Султан, г.Алматы, Карагандинской, Актюбинской и Атырауской областях.

Предприниматели нарушали санитарные требования по соблюдению социальной дистанции, ношению масок, использованию антисептиков и др.

Например, владелец ресторана «Райский сад» города Алматы, несмотря на то, что в мегаполисе отмечалось наибольшее число заразившихся инфекцией, организовал проведение «пышной» свадьбы. Аналогичные факты имели место в Туркестанской области. Многие предприниматели осуществляли активную деятельность в разрез установленным ограничениям в связи с тем, что полностью не осознавали опасность рисков для здоровья граждан в результате игнорирования установленных санитратных требований.

Однако ни одна из аккредитованных в НПП «Атамекен» Ассоциаций предпринимателей не приняла каких-либо мер по повышению дисциплины бизнесменов по соблюдению требования карантина. Вместе с тем, основными принцами  взаимодействия предпринимательства и государства являются законность, приоритет предупреждения правонарушений и взаимная ответственность предпринимательства и государства, в реализацию которых союзы субъектов бизнеса должны были принять необходимые превентивные меры.

С июля 2020 года, после утверждения “ковидных” санитарных норм, санврачи стали активно применять на практике статью 425 КоАП РК (нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения), штрафы по которой выросли в разы (от 230 МРП до 1600 МРП) в зависимости от категории субъекта предпринимательства.

Согласно правовой статистике в 2020 году по этой статье к ответственности привлечены 3654 (или 12%) предпринимателей от общего количества привлеченных (31 4440), по которым наложены штрафы на сумму 3 299 938 705 тенге. 

В  связи с многочисленными жалобами бизнес-сообщества на действия органов СЭС  и полиции, палата предпринимателей г.Нур-Султан совместно с прокуратурой района «Байконур» проанализировала практику привлечения к административной ответственности за нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Изучение материалов выявило большое количество протоколов, составленных с нарушением закона.

За июль-август 2020 года, в  период ограничительных и карантинных мер, органами СЭС к административной ответственности привлечены в г. Нур-Султан более 300 предпринимателей на сумму более 110 млн. тенге.

Только по Байконурскому району в отношении предпринимателей составлено более 50 протоколов (за осуществление деятельности вне установленного времени – 40; за отсутствие средств индивидуальной защиты у работников – 3; за осуществление самовывоза – 1; за несоблюдение покупателями дистанции перед кассой – 1; за осуществление приостановленной деятельности – 6).

Выявлены факты, когда для  составления протоколов потребовалось свыше 30 дней. Тогда, как в соответствии с Кодексом «Об административных правонарушениях» установлено незамедлительное его составление.   

Органами СЭС предпринимались попытки привлечь к ответственности предпринимателя по незаконным основаниям.

Так, специализированным межрайонным административным судом г.Нур-Султан рассмотрено административное дело в отношении предпринимателя, владеющего магазином детской одежды «Orchestra». Орган СЭС посчитал, что за несоблюдение покупателями дистанции (1 метра) перед кассой, несмотря на наличие разметки, должен нести ответственность предприниматель. Предпринимателя также обвинили в нарушении санитарных норм, установленных «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам общественного питания». Судом дело прекращено за отсутствием в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

АО “Технодом Оператор” обвинен органом СЭС в том, что на его объекте осуществлялся самовывоз товара покупателем, тогда как на самом деле был возврат товара. В результате предприниматель незаконно оштрафован на сумму более 4 млн. тенге, хотя в материалах дела имелись доказательства возврата товара (чек о возврате товара, объяснительная клиента и пояснения сотрудников магазина о возврате товара).

Сотрудники полиции в г.Алматы в ноябре 2020 года необоснованно составили протокол в отношении ТОО «Бренд-8» и направили Уполномоченному органу для решения вопроса о возбуждении административного производства, хотя правонарушение было совершено посетителем магазина, личность которого по вине сотрудников полиции не была установлена.

Только после прямого вмешательства Палаты предпринимателей протокол об административном правонарушении был отменен, а материалы проверки мониторинговой группы возвращены в полицию.

В Глубоковском районе Восточно-Казахстанской области мониторинговая группа пыталась привлечь предпринимателя к ответственности из-за отсутствия инструкции к дезинфицирующему средству, тогда как сама инструкция имеется на упаковке средства. При помощи «мобильного» прокурора удалось добиться прекращения административного дела.

Анализ показал, что практика назначения наказания за допущенные нарушения по ч.2 статьи 476 КоАП РК (повторное нарушение режима ЧП) являются чрезмерно суровой и не соответствует общественной опасности содеянного.

Так, судом г. Петропавловск предприниматели Бимберин Н.П. и Ульман Н.В. подвергнуты аресту сроком на 5 суток за то, что допустили в свой магазин посетителей без масок и не раздавали памятки по профилактике коронавируса.  Саранским городским судом ИП Торская И.Р. подвергнута аресту на сутки за отсутствие ковриков при входе в объект (после отбытия наказания Торской И.Р., Карагандинским областным судом арест заменен на предупреждение).

В отношении ИП Ремневой Т.П. был составлен протокол за то, что техничка магазина во время уборки сняла перчатки (очищала руки от хлорированной жидкости, затем надела их и продолжила уборку). Из-за абсурдности выдвинутых обвинений предприниматель была освобождена от ответственности решением суда г.Караганды. 

Есть случаи, когда к ответственности привлекают объекты общепита за нахождение посетителя в помещении на 15 мин. дольше положенного времени, хотя обслуживание было уже завершено, а  персонал занимался уборкой помещения.

Деятельность мониторинговых групп ориентирована только на выявление нарушений противоэпидемиологических мер, не преследует цели по их профилактике и разъяснению законодательства и тяжести возможных последствий из-за их несоблюдения. В связи с этим распространена практика документирования нарушений без детального и объективного разбирательства, а также установления виновности предпринимателя. Такие целевые установки не позволяют сократить совершение нарушений и в итоге влечет рост инфицированности населения.

Несмотря на незаконность привлечения к отвественности, большинство предпринимателей вынуждены признавать вину, поскольку в этом случае они имеют возможность оплатить 50% от суммы налагаемого штрафа. В случае несогласия и обращения в суд, как правило, выносится решение не в их пользу, штраф приходится оплачивать в полном размере. Право на обжалование решения суда законом ограничено, что позволяет последним глубоко не исследовать представленные доказательства, хотя согласно закону любые сомнения в виновности должны толковаться в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в адрес министерств здравоохранения и внутренних дел направлялись разъяснения по порядку осуществления контроля за соблюдением карантинных мер и привлечению субъектов бизнеса к административной ответственности, которые на практике не применяются.

Так, при проверке законности вынесения постановлений по административным делам о привлечении к ответственности по фактам нарушения карантина органами прокуратуры отменено 13 решений с прекращением производств.

Так, по протесту прокурора освобождена от административного наказания индивидуальный предприниматель г. Павлодар Каримова за деятельность непродовольственного магазина в запрещенное время, тогда как согласно регистрации уполномоченного органа, магазин является продовольственным (в его состав входят в том числе и отделы непродовольственных товаров).

Проведённый анализ административной практики отдельных органов санитарно-эпидемиологического надзора показал их избирательный̆ подход.

В частности, главный санитарный врач г. Костаная при рассмотрении материалов органов полиции по статье 425 КоАП определял субъекта правонарушения без учета собранных доказательств. В результате за одинаковые правонарушения к ответственности привлекались в одном случае физическое лицо, в другом - руководитель субъекта бизнеса, а в третьем - субъект бизнеса (юридическое лицо), на которых налагались различные наказания.

По представлению прокуратуры главный санитарный врач г. Костаная за нарушение законодательства о государственной службе и Этического кодекса привлечен к дисциплинарной ответственности в виде неполного служебного соответствия.

Всего к дисциплинарной ответственности привлечены 12 должностных лиц, входящих в мониторинговые группы. По протестам прокуроров прекращено 33 административных дела, отменено и изменено 35 постановления санитарных врачей.

Отсутствие единой практики применения законодательства, незаконное региональное «нормотворчество» подавляет предпринимательскую деятельность и влечет убытки для бизнеса.

К примеру, по требованию транспортной прокуратуры 15 августа 2020 года главным государственным санитарным врачом страны определены условия перевозки пассажиров на микроавтобусах (по аналогии с многоместными автобусами), в связи с чем в Актюбинской области были сняты ограничения на деятельность служб доставки продуктов питания в выходные дни (постановлением главного санитарного врача страны работа указанных субъектов бизнеса разрешена).

Постановлением санврача Акмолинской области незаконно была ограничена работа объектов общественного питания с разрешением деятельности лишь на открытом воздухе, тогда как постановлением республиканского санврача деятельность объектов общественного питания разрешалась и в помещении.

Так, по жалобе владельцев аптечной розничной сети (ТОО «Фарматека», «Чингиз», «Агри-5, «Фармсервис») Кызылординской области прокуратурой опротестовано четыре незаконных уведомления Антимонопольного департамента о недопустимости нарушения законодательства в области защиты конкуренции. По мнению антимонопольного органа фармкомпании организовали ценовой̆ сговор при реализации медикаментов по завышенной стоимости.
Фактически цены на лекарства не превышали предельные цены, установленные государством.

Прикрываясь карантином, отдельные должностные лица принимают не предусмотренные законодательством ограничения, создавая барьеры для развития предпринимательства.

Так, аким сельского округа Жалагашского района незаконно сократил рабочее время субъектов частного предпринимательства с 22.00 до 17.00, за что привлечен к ответственности по ст.173 КоАП (незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность) .

В г. Шымкент главным государственным санитарным врачом были изданы два незаконных решения, которыми ограничена деятельность почти с 12,5 тыс. предпринимателей (ПГСВ города №38) и 243 предпринимателей в сфере обслуживания автотранспортных средств - автомойки (ПГСВ города №31).

Всего органами прокуратуры признано нарушение прав порядка 13 тыс. предпринимателей.

Контроль за соблюдением предпринимателями карантинных требований возложен на мониторинговые группы, однако аналогичная работа проводится и сотрудниками полиции самостоятельно. Такой контроль оборачивается посещением объекта бизнеса и является незаконным, так как противоречит действующему законодательству.

Статьей 140 Предпринимательского Кодекса проверку,  профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводят органы контроля и надзора, в том числе путем посещения субъекта (объекта) контроля и надзора должностным лицом государственного органа. Посещение субъекта (объекта) контроля и надзора должностным лицом государственного органа является проверкой и предусматривает иной порядок.

Фактически проверки осуществляются под видом санитарно-эпидемиологического мониторинга, хотя Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» определено, что санитарно-эпидемиологическим мониторингом является государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализом, оценкой и прогнозом, а также определенных причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием среды обитания.

Также указанной статьей предусматривается, что санитарно- эпидемиологический мониторинг, осуществляемый государственными органами и организациями санэпидемслужбы, не является основанием для проведения проверок, профилактического контроля и надзора.

Законодательством также определено, что правоохранительными органами в отношении субъектов предпринимательства осуществляется именно контроль и надзор, четко определены его рамки.

Таким образом, проводимые правоохранительными органами проверки субъектов предпринимательства по соблюдению противоэпидемиологических мер не входят в их компетенцию, и противоречат как Предпринимательскому кодексу, так и Кодексу «О здоровье народа».

Условием, способствующим коррупции, является отсутствие контроля за деятельностью мониторинговых групп.

Проверяющие органы получили возможность практически бесконтрольно и безнаказанно проверять бизнес, прикрываясь статусом мониторинговой группы и карантином.

Сложившаяся практика привлечения к административной ответственности предпринимателей за несоблюдение требований постановлений санитарных врачей вступает в противоречие с законодательством, что является нарушением закрепленных Конституцией гарантий свободы предпринимательской деятельности.

Так, статьей 94 Кодекса «О здоровье народа»  предусмотрен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к которым относятся:  санитарные правила; гигиенические нормативы; правила; технические регламенты и единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам Евразийского экономического союза.

Постановления главных государственных санитарных врачей не являются нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а являются актами индивидуального применения и должны быть адресными.

В соответствии со статьей 63 Закона «О правовых актах» от 06.04.2016г. правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство и не относятся к нормативным правовым актам.

Также статьей 7 вышеуказанного Закона, содержащей исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, постановления главных государственных санитарных врачей не отнесены к таковым.

Кроме того, пунктом 5 указанной статьи территориальные подразделения уполномоченных органов, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, лишены права издавать нормативные правовые акты.

В ч.2 статьи 38 Кодекса «О здоровье народа» определен следующий алгоритм действий должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения: издание акта о результатах проверки; предписание об устранении нарушений требований нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; постановление главного государственного санитарного врача о введении ограничительных мероприятий.

Таким образом, до вынесения постановления главного государственного санитарного врача должна поступить жалоба в уполномоченный орган о нарушениях санитарных норм субъектом предпринимательства. Далее проводится проверка, составляется акт и выносится предписание. И только в случае неисполнения предписания, издается индивидуальное, адресное постановление санитарного врача.  

Практика показала, что во время пандемии ни одно постановление главных государственных санитарных врачей не имеет четко определенного круга лиц, как правило, без жалобы, актов проверок, предписаний.

Соответственно, незаконно было привлечение предпринимателей к ответственности по статье 425 КоАП РК за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов.

Вышеуказанное является основанием признания нелегитимными проверки и назначенные административные штрафы уполномоченного государственного органа. В этой связи контроль и мониторинг необходимо организовать законно, применять другие нормы КоАП РК.

С учетом изложенного, необходима корректировка правового обеспечения деятельности мониторинговых групп  по реализации контрольно-надзорных функций в отношении бизнеса. Сложившаяся практика рассмотрения административных дел, связанных с нарушением постановлений главных государственных санитарных врачей, не в полной мере соответствует диспозиции статьи 425 КоАП РК.

Экспертная группа

проект

РЕШЕНИЕ

Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»

г. Нур-Султан                                         №                         «  » января 2021 года

Рассмотрев вопрос о защите прав предпринимателей при проведении мониторинга соблюдения санитарно-противоэпидемиологических и санитарно-профилактических ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» ОТМЕЧАЕТ:

В течение 2020 года работа мониторинговых групп акиматов подвергалась острой критике со стороны граждан, предпринимателей и  депутатов Парламента, указывалось на многочисленные коррупционные риски в их деятельности.

С июля 2020 года, после утверждения “ковидных” санитарных норм, на практике стала активно применяться статья 425 КоАП РК. По этой статье в прошлом году к ответственности были привлечены 314440 юридических и физических лиц, на которых наложены штрафы на сумму свыше 3,2 млрд. тенге. 

Тенденция широкого применения ст.425 КоАП РК обосновывается тем, что деятельность мониторинговых групп ориентирована только на выявление нарушений противоэпидемиологических мер и не преследует цели их профилактики, разъяснения законодательства и тяжести возможных последствий из-за их несоблюдения.

В связи с этим распространено документирование нарушений без детального и объективного разбирательства, а также установления вины предпринимателя. Такие целевые установки не повышает правовую дисциплину и не способствуют снижению инфицирования населения.

Отсутствие единой практики применения законодательства, незаконное региональное «нормотворчество» подавляет предпринимательскую деятельность и причиняет значительные убытки бизнесу.

Прикрываясь карантином, отдельные должностные лица устанавливают не предусмотренные законодательством ограничения, создавая барьеры для развития предпринимательства. Например, в городе Шымкент главным государственным санитарным врачом было издано два незаконных решения которыми была ограничена деятельность почти с 12,5 тыс. предпринимателей, в т.ч. 243 предпринимателей в сфере обслуживания автотранспортных средств..

Несмотря на незаконность привлечения к отвественности, большинство предпринимателей вынуждены признавать вину, поскольку в этом случае они имеют возможность оплатить половину от суммы налагаемого штрафа. В случае несогласия и обращения в суд, как правило, выносится решение не в их пользу, а штрафы приходится оплачивать в полном размере. Связано это с  тем, что право на обжалование решения суда по административному производству ограничено законом, что не позволяет предпринимателям эффективно защищать свои права.

Контроль за соблюдением предпринимателями карантинных требований возложен на мониторинговые группы. Однако аналогичная работа проводится и сотрудниками полиции, фактически проверки бизнеса осуществляются под видом санитарно-эпидемиологического мониторинга. Проводимые правоохранительными органами проверки субъектов предпринимательства по соблюдению противоэпидемиологических мер не входят в их компетенцию и противоречит как Предпринимательскому кодексу, так и Кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Условием, способствующим коррупции, является непрозрачность  деятельности мониторинговых групп, что позволило им бесконтрольно и безнаказанно проверять бизнес, прикрываясь статусом мониторинговой группы и карантином.

Сложившаяся практика привлечения к административной ответственности предпринимателей за несоблюдение требований постановлений санитарных врачей вступает в противоречие с законодательством.

Постановления главных государственных санитарных врачей не являются нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а относятся к актам индивидуального применения. В соответствии с Законом РК «О правовых актах» от 06.04.2016г. правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство. Территориальные подразделения министерств, а также местные исполнительные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

Это является основанием признания нелегитимными проверки и последующее привлечение к ответственности по ст.425 КоАП РК, связанные с нарушением требований постановлений органов санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указывая на недостатки в деятельности мониторинговых групп акиматов, нельзя не отметить, что предприниматели также допускают нарушения санитарных норм. В 2020 году наибольшее число привлечённых к ответственности предпринимателей за нарушения  санитарно-эпидемиологических норм отмечалось в городах Нур-Султан и Алматы, Карагандинской, Актюбинской и Атырауской областях.

Предприниматели нарушали санитарные требования по соблюдению социальной дистанции, ношению масок, использованию антисептиков и др. Многие предприниматели осуществляли деятельность в разрез установленным ограничениям в связи с тем, что полностью не осознавали опасность рисков для здоровья граждан в результате игнорирования санитарных требований.

В целях защиты прав предпринимателей при проведении мониторинга соблюдения санитарно-противоэпидемиологических и санитарно-профилактических ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» РЕШИЛ:

1. Отметить, что необходима корректировка правового обеспечения деятельности мониторинговых групп по реализации контрольно-надзорных функций в отношении бизнеса.

 Сложившаяся практика рассмотрения административных дел по ст.425 КоАП РК, связанных с нарушением постановлений главных государственных санитарных врачей, не согласуется с национальным законодательством, т.к. эти акты не относятся к законодательству, за нарушение которых установлена ответственность.

2. В целях совершенствования законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты прав предпринимателей и противодействия коррупции, рекомендовать:

2.1. Министерству здравоохранения Республики Казахстан:

1) скорректировать деятельность главных государственных санитарных врачей соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте) для исключения в  издаваемых ими постановлениях требований, выходящих за их компетенцию и незаконно ограничивающих предпринимательскую деятельность; рассмотреть вопрос об ответственности  главного государственного санитарного врача города Шымкент за издание незаконных постановлений, ограничивших деятельность предпринимателей;

 2) разработать рекомендации по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях в рамках их компетенции, особое внимание уделит практике применения ст.425 КоАП РК, сделав особый акцент на практику назначения наказаний и более широкое применение мер предупредительного характера;

3) ориентировать главных государственных санитарных врачей соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте) на взаимодействие с общественными объединениями, в т.ч. с региональными палатами предпринимателей в области профилактики инфекционных заболеваний и разъяснительной работы по соблюдению санитарно-эпидемиологических мер, тяжести последствий их несоблюдения.

2.2. Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел и Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы в рамках полномочий Правительства Республики Казахстан разработать правовую регламентацию деятельности мониторинговых групп в соответствии с законодательством, регламентирующим реализацию контрольно-надзорных функций в отношении бизнеса.

 2.3. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:

1) мерами прокурорского надзора обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства о порядке проведения проверок субъектов предпринимателей мониторинговыми группами;

2) на период действия санитарно-противоэпидемиологических и санитарно-профилактических ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции ориентировать территориальных прокуроров на усиления надзора за законностью издания постановлений главными государственными санитарными врачами соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте) для исключения включения в них положений, незаконно ограничивающих свободу предпринимательской деятельности;

3) обобщить и скорректировать применение ст.425 КоАП РК, обратив особое внимание на законность привлечения к ответственности за нарушение требований постановлений главных государственных санитарных врачей соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте) и практику назначения наказания.

2.3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан:

1) в  целях  снижения  коррупционных рисков  усилить ведомственный контроль соблюдения законности сотрудниками полиции, входящими в состав мобильных групп;

2) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» провести внутренний анализ коррупционных рисков в подразделениях, чьи сотрудники включены в состав мониторинговых групп, по результатам которого принять превентивные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

2.4. Региональным палатам предпринимателей совместно с аккредитованными в НПП «Атамекен» Ассоциациями предпринимателей и местными исполнительными органами обеспечить проведение мер по повышению дисциплины предпринимателями по соблюдению требования карантина.

В рамках взаимодействия субъектов предпринимательства и государства провести разъяснительную работу по предупреждению правонарушений, связанных с нарушением санитарно-профилактических ограничительных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

3. Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций просим предоставить в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» до 1 марта 2021 года.

4. Материалы заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» для сведения направить в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.

Председатель Совета                                                          К. Сулейменов