КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС: «О РЕФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН». МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ТУРГУМБАЕВ ЕРЛАН ЗАМАНБЕКОВИЧ.

Image title

Image title

Правительственный час в Мажилисе: о реформировании МВД

Вопросы реформирования органов внутренних дел обсуждены сегодня в ходе Правительственного часа в Мажилисе. Открывая заседание, Заместитель Председателя Мажилиса Балаим Кесебаева напомнила, что реформирование органов внутренних дел началось в 1995 году с принятием закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Масштабные правовые реформы деятельности органов внутренних дел проведены в рамках Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Кроме того, по словам вице-спикера Мажилиса, основные направления изменений определены в программных документах руководства страны. В частности, с 2015 года в рамках «Плана нации – 100 конкретных шагов» реализован комплекс законодательных и организационных мер по реформированию правоохранительной деятельности, в том числе органов внутренних дел. С начала 2019 года начался новый этап модернизации органов внутренних дел. В ежегодных посланиях народу Казахстана Глава государства ставит конкретные задачи по созданию современной, технологической, пользующейся доверием населения системы органов внутренних дел, переходу на «сервисную модель полиции». Как сообщил выступивший перед депутатами министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев, на первоначальном этапе был реорганизован Комитет административной полиции, который освобождён от функций охраны и ориентирован на выполнение 3 задач: профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка и дорожной безопасности. При этом основная роль в предупреждении правонарушений отведена участковым инспекторам, приняты меры по повышению их статуса. - В рамках обеспечения принципа полиции «шаговой доступности» ведется работа по обеспечению эффекта постоянного присутствия полиции в местах. По опыту развитых стран Японии, Кореи и Сингапура в наиболее криминогенных участках городов устанавливаются модульные посты, - сообщил министр. Кроме того, пересмотрен порядок несения службы. Введено гибкое патрулирование. Увеличено количество пеших патрулей во дворах жилых домов, парках, скверах и на улицах. В общественных местах, улицах и автомагистралях устанавливаются «тревожные кнопки». По словам Ерлана Тургумбаева, на втором этапе апробируется модель сервисной полиции в регионах. Изучив лучший мировой опыт в этой сфере, в настоящее время МВД во взаимодействии с международными экспертами реализует пилотные проекты в Караганде, Алматы, столице и ряде регионов, которые до конца года поэтапно будут масштабированы во всех регионах страны. На заключительном этапе – в 2022 году - будет разработана Концепция перехода казахстанской полиции на сервисную модель, главные приоритеты которой направлены на конструктивный общественный диалог, совместное участие в вопросах обеспечения безопасности. Наряду с этим, отметил министр, внедрен новый порядок приема сообщений о преступлениях и происшествиях через мобильное приложение «Police 102», который позволяет гражданам наряду с традиционными формами обращаться в полицию любым удобным способом, в том числе посредством видео-аудиозвонков, социальных сетей, мессенджеров. При этом заявители имеют возможность в режиме реального времени отслеживать движение выехавшего к ним автопатруля. Кроме того, по информации министра внутренних дел, в сферу обеспечения правопорядка активно внедряются и цифровые решения. Модернизируются Центры оперативного управления, в которых аккумулируется вся оперативная информация и видеоаналитика. Сейчас в ЦОУ выведены порядка 100 тыс. камер видеонаблюдения с общественных мест, улиц, площадей, школ, которые активно используются в раскрытии преступлений и пресечении правонарушений. Наряду с ними расширяются системы фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Сейчас на дорогах установлено 13 тыс. таких устройств. Ими в автоматическом режиме выявляется до 45% всех нарушений, а в гг.Нур-Султане, Алматы и Шымкенте – до 60%. Принимаются меры по упрощению процедуры оказания госуслуг. Положительный отклик у населения, отметил докладчик, вызвало внедрение в текущем году услуги по регистрации автотранспорта через мобильные приложения банков. Приняты меры по проведению уголовно-исполнительной системы в соответствие международным стандартам: улучшаются условия содержания осужденных, пересмотрены нормы питания осужденных, расширен перечень предметов, разрешенных для личного пользования. У осужденных появилась возможность приобретать продукты питания, одежду, книги посредством «электронных магазинов» с оплатой банковскими картами. Кроме того, создаются условия для развития производства и обеспечения трудовой занятости. Сегодня предприятия выпускают металлоизделия, мебель, стройматериалы, занимаются переработкой сельхозпродукции, пошивом форменного обмундирования (для личного состава УИС), а также обеспечивают колонии основными продуктами питания. Выступивший с содокладом Председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Арман Кожахметов, поддерживая в целом озвученные главой ведомства ключевые направления реформирования деятельности полиции, подчеркнул, что главным объектом реформы должен стать сотрудник полиции. И без кардинального изменения статуса полицейского, по мнению депутата, рассчитывать на успех реформы и восстановление доверия граждан будет крайне сложно. Мажилисмен считает, что слабая социальная защищенность и невысокое материальное вознаграждение за ненормированный труд не стимулируют приход в полицию высокообразованных специалистов. По мнению парламентария, предусмотренное Дорожной картой модернизации органов внутренних дел повышение заработной платы в период с 2019 по 2023 годы нельзя назвать адекватным нагрузке и опасности работы. Для большей части персонала заработная плата не превысит 200 тысяч тенге. Социальной гарантией на получение компенсации за наем жилья смогут воспользоваться только 72% нуждающихся в жилье. В этой связи, считает депутат, переход на сервис-ориентированную модель полиции предполагает не только фиксирование организационных решений и их механическое исполнение. Это, прежде всего, формирование новой идеологии современной полицейской деятельности, основанной на человекоцентричном подходе, профессионализме и уважении конституционных прав граждан. При этом, по словам главы профильного Комитета Мажилиса, первичным и основополагающим документом в этом должна стать Концепция реформирования органов внутренних дел, на основе которой будет разработан Стратегический план МВД по переходу на сервисную модель полиции. - Важным моментом реформирования системы является изменение ее менеджмента. Планирование, организация работы, исключение дублирующих функций, устранение внутренних барьеров для сотрудников, контроль исполнения, система поощрений и наказаний. Это все внутренняя среда государственного органа. Она также должна меняться под новые задачи. Однако, документы, которыми руководствуется МВД, не содержат целевых задач по оценке и изменению внутренней среды. Это обстоятельство также может стать серьезным фактором низкой эффективности начатой реформы, - считает Арман Кожахметов. При обсуждении этих и других вопросов отрасли со стороны парламентариев прозвучал ряд вопросов, на которые ответил министр и приглашенные на заседание представители ряда госорганов. В частности, мажилисмен Жанна Тельпекбаева спросила о результатах реализации в регионах пилотных проектов и о том, какие ведомственные исследования проводятся по формированию казахстанской модели сервисной полиции, по повышению уровня удовлетворенности населения работой полиции и доверия к ней. Свой вопрос о росте преступлений в отношении детей, в том числе сексуального характера, адресовала министру внутренних дел и представителю Генеральной прокуратуры депутат Снежанна Имашева. Мажилисмен спросила, ведут ли правоохранительные органы анализ причин роста таких преступлений? И в этой связи, какая работа ведется по взаимодействию с обществом и правозащитными организациями? На необходимость качественного реформирования криминальной полиции, оперативно-розыскной службы и следствия в связи с реформированием органов внутренних дел акцентировала внимание министра депутат Ирина Унжакова. В свою очередь мажилисмен Зарина Камасова заявила о фактах грубого и непрофессионального обращения сотрудников полиции с гражданами, многие из которых получают негативное отражение в социальных сетях и СМИ. В этой связи депутат спросила, какие профилактические меры принимаются по недопущению таких фактов? О мерах, предпринимаемых для профилактики и борьбы с коррупцией в рядах органов внутренних дел, поинтересовался депутат Сергей Решетников, спросив, как внедрение сервисной модели полиции будет способствованию снижению коррупции? Мажилисмен Шамиль Осин спросил, какие сейчас принимаются меры в борьбе с наркопреступностью и профилактикой наркомании, особенно среди детей. Вопрос мажилисмена Гульдары Нурумовой связан с правонарушениями в семейно-бытовой сфере. В развитие темы выступила и консультант Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане Эльмира Хисамутдинова. По итогам Правительственного часа парламентариями приняты соответствующие Рекомендации.

Image title

Колода Д.В.

Вопрос по Правительственному часу на тему:

«О реформировании органов внутренних дел Республики Казахстан»


Спасибо, уважаемая Балаим Туганбаевна!


У меня вопросы к докладчику.


Уважаемый Ерлан Заманбекович!


Одним из крайне проблемных вопросов в системе МВД является применение пыток сотрудниками органов внутренних дел в отношении задержанных граждан, подследственных или осужденных. Так согласно статистическим данным, в 2020 году по ст.146 УК (пытки) всего осуждено 13 лиц, а в 2019 году - 24 лица. Как показал анализ, в 2020 году субъектами преступлений по рассмотренным судами делам явились работники органов внутренних дел, 8 из которых относятся к КУИС. При этом 4 из 13 осужденных находились на руководящей должности.

Какая работа проводится по недопущению фактов пыток в подразделениях и учреждениях ОВД? Какие меры по реформированию работы МВД на это направлены?

Благодарю за внимание!

ТҰРҒЫМБАЕВ Е.З. Пыток в органах внутренних дел не должно быть. Мы должны это все пресекать. На самом деле любое заявление и жалоба о применении пыток сразу регистрируются, проводится полное расследование.

Ежегодно к нам поступает от 500 до 600 таких заявлений, в то же время по проведенным расследованиям, сейчас Вы только сами цифры назвали, от 10 до 20 сотрудников привлекаются к уголовной ответственности, где доказана их вина в применении пыток. В основном это в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Не секрет, что часто осужденные пытаются дестабилизировать обстановку, пытаются упростить либо улучшить те условия, в которых они содержатся и с целью дискредитации некоторых начальников колоний, а также начальников отрядов пытаются писать жалобы, заявления.

Поэтому каждая жалоба, каждое заявление рассматриваются всеми правоохранительными органами. Если это поступило в прокуратуру, то прокурор, который закреплен за учреждениями уголовно-исполнительной системы, либо спецпрокуратура проводят проверку. Если в антикоррупционную службу заявление поступило, то антикоррупционная служба проводит. Если поступило в Министерство внутренних дел, то департаментом собственной безопасности проводится полная проверка.

Ни один факт без проверки по факту заявления о пытках не остается.

Поэтому это наша принципиальная позиция – пыток в полиции не должно быть. Сейчас тем более в рамках сервисной модели, о чем мы сейчас говорим, это нонсенс, и эти факты мы должны изживать. Спасибо.