КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Image title

Мажилис одобрил в первом чтении законодательные поправки в Налоговый кодекс

На состоявшемся сегодня под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина пленарном заседании депутаты Палаты одобрили в первом чтении законодательные поправки в Налоговый кодекс и Закон о введении его в действие. Законопроект разработан парламентариями в целях реализации отдельных поручений Главы государства, инициатив по поддержке бизнеса и граждан, мер по улучшению налогового администрирования, которые направлены в том числе на противодействие теневой экономике. В ходе обсуждения на пленарном заседании депутаты акцентировали внимание на ряде законодательных норм, касающихся, в частности, вопросов фискализации мобильных платежей, а также уплаты налога за малогабаритные фургоны. Говоря о регулировании мобильных платежей, Спикер Мажилиса подчеркнул, что этой нормой не вводится новый вид налога. - Налоговая нагрузка на предпринимателей не меняется. Это принципиально. Эта норма необходима налоговым органам для того, чтобы на её основе разработать такую систему управления рисками, которая позволит с максимальной вероятностью определять признаки получения дохода с использованием счетов, не предназначенных для предпринимательской деятельности. Поэтому, повторюсь, новый вид налога не вводится, - подчеркнул Нурлан Нигматулин. Законопроектом также предлагается облагать налогом малогабаритные фургоны в зависимости от грузоподъёмности, а не от объёма двигателя, как это закреплено в действующем законодательстве. При этом данную норму, которая коснётся более 90 тыс. автомобилей, предлагается сделать ретроспективной, т.е. со вступлением в силу с 1 января 2021 г. В связи с этим Председатель Мажилиса акцентировал внимание на необходимости полной готовности соответствующих госструктур к перерасчёту налога для автовладельцев, уже оплативших его, а также информированию граждан об этом. - Сейчас главное, чтобы на практике государственные органы оперативно, без бюрократии провели все необходимые расчёты с учётом ретроспективности этой законодательной нормы, - сказал Нурлан Нигматулин. Кроме того, по мнению Спикера Мажилиса, должна быть своевременно проведена необходимая разъяснительная работа, чтобы казахстанцы знали, что этот процесс планируется провести в проактивном формате, т.е. без участия владельца автомобиля. В целом в рамках законопроекта предлагается исключить использовать минимальную заработную плату в качестве расчетного показателя путём замены его на минимальный расчетный показатель (МРП). Предлагается также производить в упрощенном порядке возврат НДС в размере до 80% при экспорте товаров субъектами бизнеса, которые осуществили конвертацию иностранной валюты в тенге не менее 50% валютной выручки, поступившей от экспорта сырья. Кроме того, планируется введение паспорта налогоплательщика, с 1 января 2023 года пересмотреть виды деятельности, разрешенные для применения специальных налоговых режимов и единого совокупного платежа, ввести обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров по результатам камерального контроля. Также в числе предложений - исключение из Налогового кодекса нормы по контрольному счету НДС применяемые при возврате превышения НДС, введение льготных норм, связанных с приведением в соответствие с законопроектом «О Семипалатинской зоне ядерной безопасности», имплементировать в национальное налоговое законодательство нормы Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Предусматривается уведомление налогоплательщиков физических лиц о предстоящих платежах и налоговой задолженности, в том числе через мобильные приложения банков и НАО «Правительство для граждан» и др. В первом чтении Мажилис одобрил законодательные поправки по вопросам внедрения трёхзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом. Законопроект направлен на оптимизацию правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства. «Добро» Мажилиса получил и ряд ратификационных законопроектов. Это соглашения Казахстана с Кыргызстаном и Таджикистаном об оказании безвозмездной военно-технической помощи, а также с Таджикистаном – об оказании военно-технического содействия в обеспечении безопасности в прилегающих районах таджикско-афганской границы. Во втором чтении депутаты одобрили законопроекты, касающиеся Уполномоченного по правам человека и его деятельности, а также законодательные новшества по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров. В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Ж.Ахметбеков, С.Ерубаев, Д.Мынбай, М.Раманкулов, Е.Смышляева.

Image title

Вопрос № 2

Спасибо, уважаемый Нурлан Зайруллаевич!


Мой вопрос адресован представителю Верховного Суда.
Согласно действующим нормам Уголовно-процессуального кодекса, если судебное заседание зафиксировано на аудио, видеозаписи, то составляется краткий протокол судебного заседания.
В нем указываются только, так называемые, «реквизиты». То есть, дата, время, место начала и окончания заседания суда, фамилии и инициалы судей, секретаря судебного заседания, наименование дела, данные о подсудимом и другие вопросы.
Законопроектом предлагается расширить краткий протокол новыми сведениями. Теперь краткий протокол должен содержать также сведения о заявлениях и ходатайствах сторон, о вынесенных постановлениях суда и другие сведения.
В связи с этим у меня вопрос.
Если все это уже есть в аудио и видео записях, то зачем их ещё раз переносить в протокол?
Какая в этом необходимость?