КОЛОДА
Дмитрий
Владимирович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ СТОРОН В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.» МИНИСТР ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МУСИН КАНАТ СЕРГЕЕВИЧ.

Image title

В Мажилисе обсудили вопросы совершенствования защиты прав сторон в исполнительном производстве

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему: «Совершенствование защиты прав сторон в исполнительном производстве. Проблемы и пути их решения». В Правительственном часе приняли участие представители Министерства юстиции, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел, финансов, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, труда и социальной защиты населения, местных исполнительных органов, Республиканской палаты частных судебных исполнителей, Республиканской нотариальной палаты. Открывая заседание вице-спикер Мажилиса Балаим Кесебаева обратила внимание на проблемы, которые приводят к нарушению прав сторон в исполнительном производстве, многочисленным жалобам на действия судебных исполнителей. По словам Балаим Кесебаевой должники намеренно инициируют жалобы с целью затянуть исполнение решений суда. Есть примеры, когда по одному исполнительному производству действия судебного исполнителя обжалованы десятки раз, в результате исполнение затягивается на несколько лет. С учетом всех процессуальных сроков и обжалования решения в апелляционной инстанции, обжалование каждого из этих действий отсрочивает исполнение минимум на полгода. Такие действия должника приводят к нарушению прав другой стороны. При этом достигнуто примирение по 1 072 делам по обжалованию действий судебных исполнителей, что составляет 97% от общего количества примирений по данной категории споров. В этой связи, возникает необходимость введения досудебного урегулирования данных споров до подачи исков в суд. Также заместитель председателя Мажилиса отметила, что должники формируют фиктивную задолженность, чтобы защитить свое имущество от взыскания. - Работодатели в целях увода имущества от взыскания, вступая в сговор со своими работниками либо третьими лицами (не состоящими в трудовых отношениях), выдают им фиктивные трудовые договора, справки. На основании этих документов нотариусы совершают исполнительные надписи на многомиллиардные суммы. По инициативе прокуроров за последние два года отменены подписи нотариусов на 5 млрд тенге, - сказала Б. Кесебаева. С докладом перед депутатами выступил Министр юстиции Канат Мусин. По его словам, исполнение судебных актов самый проблемный из участков работы. Министерством проводится системная работа по обеспечению прав как должников, так и взыскателей. Не всегда взыскатели могут добиться своевременного и полного взыскания присужденных им сумм. Основные причины - это несовершенство законодательства, а также неплатежеспособность должников. К примеру, в 2021 году в производстве судебных исполнителей находилось почти 7 млн. (6,7) исполнительных листов и других документов на сумму 9,3 трлн. тенге. Взыскание в полном объеме осуществлено лишь по 2,3 млн. исполнительным документам на сумму 300 млрд. тенге. Только в прошлом году по причине невозможности взыскания ввиду отсутствия у должника доходов или имущества взыскателям были возвращены 608 тыс. исполнительных документов на сумму 2,4 трлн. тенге. Значительные изменения в Закон об исполнительном производстве внесены в 2020 году. Они направлены на защиту прав должников и взыскателей, усиление ответственности частных судебных исполнителей. Теперь отсутствие активной работы по взысканию алиментов и другим социальным делам в течение месяца является основанием для лишения судоисполнителя лицензии. В 2021 году 19 частных судебных исполнителей лишены лицензии по таким основаниям. Также министр сообщил, что на сегодняшний день в автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства (АИС ОИП) осуществляется до 70% процессуальных действий. - Значительный блок вопросов нашел свое разрешение через автоматизацию исполнительного производств. Вместе с тем, проблем еще достаточно. Не все банки интегрированы с нашей системой. Всего 14 банков из 27 подключены к информационному обмену. Это позволит в полной мере автоматизировать процесс исполнения, оптимизирует взаимодействие с банками, значительно расширит гражданам возможности и альтернативы оплаты долга, облегчит их жизнедеятельность. Также нет интеграции с базой МВД в части наложения/снятия ареста на транспорт и ограничения действия водительских удостоверений, - рассказал Канат Мусин. По теме правительственного часа с содокладом выступил Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Арман Кожахметов. В своем выступлении депутат рассказал о прокурорской проверке, проведенной в 2020 году, итоги которой показали многочисленные грубые нарушения требований законодательства о защите персональных данных. По словам Армана Кожахметова, электронные цифровые подписи и пароли судебных исполнителей предавались посторонним лицам, не являвшимся участниками исполнительного производства. Последние получали беспрепятственный доступ к программе АИС ОИП, проводили исполнительные действия, возбуждали исполнительное производство, накладывали и снимали ограничения. В ходе Правительственного часа были озвучены также выступления депутатов Мажилиса Максата Раманкулова, Магеррама Магеррамова, Гульнур Бижановой, Жанны Тельпекбаевой. В частности, парламентарии поднимали такие вопросы, как длительное неисполнение исполнительных документов, проблема взыскания алиментов, усиление работы по разработке и применению новых цифровых технологий и мобильной связи в сфере исполнительного производства. По итогам заседания депутатами Мажилиса даны рекомендации, направленные на совершенствование защиты прав сторон в исполнительном производстве, принятие мер по автоматизации процесса исключения должников из Единого реестра по исполнительным документам, усиления мер по исполнению алиментных обязательств.

Вопрос депутата Мажилиса Парламента Колода Д.В. на заседании Правительственного часа на тему: «Совершенствование защиты прав сторон в исполнительном производстве. Проблемы и пути их решения».

Сөз депутат Колода Дмитрий Владимировичке беріледі.

КОЛОДА Д.В. Спасибо, уважаемая Балаим Туганбаевна.

Мой вопрос адресован Министру юстиции, а также представителям Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

В 2017 году был внедрен Единый реестр административных производств, который должен был исключить практику направления судоисполнителям на исполнение постановлений о наложении административных штрафов, где должник уже их оплатил. Однако жалобы граждан до сих пор имеют место. После добровольной уплаты штрафа они узнают, что судебный исполнитель требует оплатить уже уплаченный штраф, арестовал их имущество и требует оплатить его работу, хотя фактически ничего не сделал. Все это вызывает справедливое возмущение граждан.

Данную проблему депутаты уже поднимали в 2019 году в рамках правительственного часа по вопросам совершенствования исполнительного производства.

В этой связи у меня вопрос.

Уважаемый Канат Сергеевич, если проблема не решена на протяжении уже пяти лет, то получается, что данная информационная система надлежаще не работает? И как, на Ваш взгляд, можно исправить эту ситуацию?

Вопрос к представителям Генеральной прокуратуры и МЦРИАП: почему данная система не отслеживает такие штрафы? Когда система будет работать без нареканий и что для этого необходимо?

И вопрос к представителю Министерства внутренних дел: что намерено предпринять ваше ведомство, чтобы такие штрафы не поступали к судебным исполнителям на принудительное исполнение? Спасибо.

МУСИН Қ.С. Спасибо, Дмитрий Владимирович.

Да, проблема существует. Только в прошлом году нам на исполнение поступило в бумажном виде несколько сотен тысяч исполнительных документов. Система «Единый реестр административных производств» на сегодняшний день действует, к ней интегрированы, как нас информирует Генеральная прокуратура, все государственные органы, тем не менее множество протоколов поступает к нам в бумажном виде. Естественно, что получается дублирование и нередко человек узнает о возбуждении исполнительного производства, когда он сам уже штраф уплатил.

Во-первых, это (я уже проблему поднимал) несовершенство или, точнее, отсутствие единой системы гарантированных уведомлений, когда правая рука не знает, что делает левая.

Непосредственно по уплате. Частный судебный исполнитель не вправе взимать оплату за свою деятельность, если выяснится, что штраф уже оплачен добровольно до того, как было возбуждено исполнительное производство. Он может потребовать только возмещения понесенных расходов. Это право установлено законом, потому что для того, чтобы начать исполнение, необходимо провести какие-то подготовительные некоторые исполнительные действия, на это исполнители расходуют некоторые средства. Именно возмещения этих средств он может потребовать, но сумма расходов всегда неизмерима меньше суммы оплаты деятельности судебного исполнителя.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Ішкі істер министрлігі. Марат Шәдетханұлы. Ең көп төлемдер немесе қағаз бойынша түсетін айыппұлдардың барлығы сіздердікі, сондықтан осы мәселе бойынша айтып кетсеңіз. Негізі бұл мәселе бойынша біз 2016 жылдан бері Парламентте үш рет Үкімет сағатын өткіздік. Бұл алты жылдан бері айтылып келе жатқан мәселе. Бұл одан бұрын да болып жатқан мәселе. Нақты қандай шаралар қабылданады? Осы мәселе қашан шешіледі? Осы бойынша ұсыныстарыңыз бар ма? Және бұл мәселені қалай шешіп жатырсыздар?

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Бас Прокурордың орынбасары Болат Бекназарұлы Дембаев.

ДЕМБАЕВ Б.Б. Добрый день, уважаемые депутаты! Действительно, эта проблема существует уже с 2019 года. В основном она возникает по тем делам, где штрафы оплачивают через «Казпочту». Где оплачиваются штрафы через мобильные приложения, они автоматически снимаются, там вопросов нет.

Касательно «Казпочты». Они оплачивают через налоговую систему, через налоговый сервис и у него нет интеграции как раз с системой ЕРАП. Мы сейчас над этим работаем. На селе неоднократно этот вопрос рассматривали с привлечением «Казпочты», но на сегодняшний день этот вопрос еще не решен, поскольку требует технических изменений, дополнительных средств со стороны «Казпочты», но мы этот вопрос прорабатываем.

Думаю, если вы его протокольно заложите в решение сегодня, чтобы он ускорился, чтобы уже на уровне Правительства этот вопрос рассмотрели, если потребуются существенные финансовые средства, чтобы их выделили, и они могли полностью интегрироваться в систему ЕРАП.

ҚОЖАЕВ М.Ш. Разрешите дополнить. Дело в том, что система построена так, что при оплате правонарушителем штрафов через интегрированные банки система сразу помечает, что этот штраф оплачен. В тех же случаях, когда через «Казпочту» или банки второго уровня, которые на сегодня еще не интегрированы с системой ЕРАП, такие накладки происходят, потому что если сведения об оплате штрафов в течение 40 дней не поступают в ЕРАП, то автоматически сведения уходят на принудительное исполнение. Это связано с тем, что люди тогда должны прийти и сами предъявить платежные документы, снять этот штраф из системы.

Кроме того, имеют место еще и некорректный ввод, когда люди сами даже через мобильные приложения некорректно выводят свои сведения, и такой процент у нас есть.

Есть случаи, когда и операторы кассовых систем банков иногда допускают ошибки.

Все это, конечно, не красит нас, но, я думаю, в ближайшее время система ЕРАП… Мы с КПСиСУ сейчас плотно работаем. Когда наши информационные системы, связанные с обеспечением дорожной безопасности, будут совершенны, тогда эта проблема сама собой отпадет. На сегодняшний день мы просто на каждый случай стараемся реагировать оперативно и снимать при обращении граждан этот вопрос сразу на месте.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Заңдық негіз бар, азаматтар үшін мүмкіндік бар, ал мемлекеттік органдар, мемлекеттік органдардың базасының интеграциясы арасындағы қателіктердің бәрі қазір азаматтардың құқықтарының бұзушылығына әкеліп соқтыруда. Негізгі міндет осы мемлекеттік органдардікі болып тұр. Сондықтан осыны болдырмауға жұмыс жасау керек.

Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі вице-министрі Әсет Нұрланұлы, осы мәселе бойынша не айтасыз?

ТҰРЫСОВ Ә.Н. Сәлеметсіздер ме, құрметті Балаим Туғанбайқызы! Құрметті депутаттар! Жаңа әріптестерім айтып кеткендей, бұл мәселе бойынша біз жұмыстар жүргізіп жатырмыз.

Все интеграции, которые необходимы по ЕРАП, с банками второго уровня сейчас проводятся. Как говорил до этого министр, некоторые банки, скажем так, не в достаточной степени заинтересованы, тем не менее мы, со своей стороны, помогаем в этом отношении, например, как с «Kaspi.kz», «Казпочта» и другими интеграциями, где мы совместно проводили работу. Мы эту работу продолжим. Я думаю, что все вопросы по интеграции исключим.

Тем не менее, человеческий фактор, как говорил коллега из Министерства внутренних дел, тоже присутствует. Такое тоже имеет место быть. Спасибо.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Қанат Сергейұлы, өзіңіз бұл мәселені толық білесіз. Біз жұмысты жалғастырып жатырмыз деген барлық мемлекеттік орган өкілдерінің жауаптарынан көріп отырмыз, бірақ нақты жұмысты ұйымдастыру керек, яғни төлеген азаматтарымыз әрі қарай жүгірмеу үшін нақты шаралар көру керек. Бұл бойынша біздің Үкіметке ұсынысымыз болады.