Кучинская
Юлия
Владимировна

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О тотальном дефиците профессиональных технических кадров

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Алихан Асханович!

Проблема регулярных аварий кроется не только в высоком износе инфраструктуры. Во многом это тотальный дефицит профессиональных технических кадров. Сегодня во многих городах просто некому провести технический аудит состояния сетей, выработать профессиональный план устранения неполадок.

К сожалению, в Казахстане инженерно-технические специальности не молодеют, средний возраст инженеров, металлургов и других технических специалистов составляет около 50-ти лет. Текучесть кадров составляет 12-15%. В энергетических компаниях Казахстана нехватка персонала в среднем составляет от 11% до 16%. Энергетическая отрасль испытывает ежегодную потребность только в специалистах энергетиках с высшим образование на уровне 1200-1300 в год.

Вместе с тем, очень часто высококвалифицированные технические кадры уезжают в другие страны. Среди основных причин отъезда более конкурентные условия труда, высокие зарплаты и возможность заниматься наукой и изобретениями.

Яркий пример сложной ситуации с кадрами – Аркалыкская ТЭЦ, которую не могли запустить на полную мощность в течении двух лет после реконструкции, на которую мы потратили порядка 8 миллиардов тенге. Никто из сотрудников так и не смог найти неисправность. Пришлось пригласить специалиста из другой страны, который всего за один день разобрался, в чем проблема.

Данная проблема касается не только теплоэнергетики. На сегодняшний день, проблему отсутствия кадров поднимают коммунальные службы, сельхозпредприятия, горнодобывающая отрасль, промышленный сектор и другие. Элементарно, сегодня найти профессионального электрика, слесаря, сантехника – великая удача.

Государство выделяет большие деньги на строительство мостов и дорог, а у нас элементарно нет специалистов, чтобы их спроектировать и строить.

Глава государства неоднократно говорил о необходимости усилить подготовку технических специалистов. Очевидно, что технологический суверенитет страны могут обеспечить только национальные профессиональные кадры. Ни коучи, ни блогеры, ни финансисты и юристы не смогут обеспечить технологическую безопасность и инфраструктурное развитие нашей страны.

К сожалению, навыками «менять поле силой мысли», «визуализировать» и «открывать денежные потоки» еще никому не удалось решить проблемы тепла, света, строительства и другие. По большому счету, без электроэнергии, любой другой энергии – нам не пригодиться ни искусственный интеллект, ни достижения цифровизации и информатизации.

Несмотря на остроту проблемы, Правительство до сих пор не выработало системного видения по насыщению рынка труда техническими кадрами.

Например, по поручению Президента страны принят Закон «О статусе педагога», повышены в разы заработные платы учителей, стипендии студентам – будущим педагогам.

В результате сегодня очень высокий конкурс на поступления, и высокий средний балл поступающих. То есть можно при желании изменить ситуацию, а специальность сделать очень престижной.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым:

Первое. Полностью пересмотреть систему профессиональной ориентации в школах, ввести штатную единицу во всех учреждениях общего и среднего образования профориентаторов. Восстановить систему учебно-производственных комбинатов, когда ученики 10-11 классов могли получать рабочую профессию. Например, по многим техническим специальностям даже не состоялся конкурс на грантовые места. По специальности «транспортные сооружения» выделено 314 грантов, а претендентов всего 25. Зато по специальности «учитель физической культуры» на 210 грантов подано свыше 5-ти тысяч заявок. Конкурс на физкультурника бешенный.

Второе. По примеру педагогических специальностей предлагаем в разы повысить стипендии для студентов технарей.

Третье. Пересмотреть образовательные программы по специальностям электоэнергетика и теплоэнергетика. Восстановить подготовку по более широкому перечню специальностей. Провести широкое обсуждение с отраслями профессиональных стандартов и образовательных программ. Привести все в соответствие с потребностями рынка.

Четвертое. Создавать условия для развития и роста технических специалистов. В апреле этого года Глава государства поручил создать в регионах технопарки и инжиниринговые хабы. Чтобы поручение не осталось только на бумаге, необходимо четко спланировать их размещение, специализацию с учетом региональных особенностей.

Пятое. Расширить возможности дополнительного образования по техническим направлениям. Расширить число олимпиад и конкурсов по естественным наукам.

Шестое. В срочном порядке нужно повысить престижа технических специалистов и рабочих профессий. Надо повысить уровень оплаты труда. Внедрить практику выделения подъемных для молодых технических специалистов, особенно по самым дефицитным и жизнеобеспечивающим направлениям подготовки.     

Кадровый голод в энергоотрасли в первую очередь связан с очень низкими зарплатами. В первый же год после трудоустройства 40% молодых специалистов уходят.

Седьмое. Разработать эффективную систему наставничества по взаимодействию бизнеса и учебных заведений с соответствующими инструментами мотивации. В том числе, выделять гранты самим предприятиям, чтобы они имели возможность набрать нужных специалистов под свои запросы по рабочим местам.

Расширить практику создания учебных центров на производствах по переквалификации работников. Это позволит проводить оперативную переподготовку кадров для отраслей промышленности.

О принятых мерах просим представить ответ в установленные законодательством сроки.

С уважением,

депутаты Фракции

 партии «AMANAT»                                                  Кучинская Ю.В

Амантай Ж.

Пономарев С.М.

Сериков Т.Г.

Смышляева Е.В.

Турганов Д.Н.

Шапак У.

Депутат Фракции ОСДП                                                   Сагандыкова А.Б.

депутат Фракции

Народной партии Казахстана                                            Смирнова И.В.