МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на депутатский запрос касательно проблем лиц с инвалидностью и их семей

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

на №ДЗ-140 от 27.04.2022 г.

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш депутатский запрос касательно проблем лиц с инвалидностью и их семей, сообщаем следующее.

Касательно оказания реабилитационных услуг

В системе здравоохранения функционируют 40 реабилитационных центров (далее - РЦ), оказывающих помощь детям. В 2021 году в условиях круглосуточного стационара получили лечение 52 963 ребенка.

В рамках реализации ІІ этапа инициативы «Қамқорлық» в начале 2022 года открыты 8 РЦ (в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской, Акмолинской, Актюбинской областях) и 2 центра раннего вмешательства (в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях). Также в течение текущего года запланировано открытие 17 центров раннего вмешательства «Қамқорлық».

В системе социальной защиты населения запланировано строительство реабилитационных центров на 150 мест в 12 регионах страны (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Павлодарская, Туркестанская области (на 200 мест), гг. Алматы, Нур-Султан, Шымкент). Также в 8 регионах   планируется    открыть центры дневного пребывания для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

Данные меры направлены на развитие системы реабилитации по принципу «шаговой доступности».

Касательно предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска для родителей детей с инвалидностью

Согласно статье 89 Трудового кодекса трудовыми, коллективными договорами работникам могут устанавливаться дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска.

Таким образом, вопрос предоставления дополнительного оплачиваемого трудового отпуска работникам, воспитывающим детей с инвалидностью, возможно решить по соглашению сторон в рамках трудового, коллективного договоров.

С учетом актуальности данного вопроса он будет рассмотрен совместно с работодателями и НПП «Атамекен» при совершенствовании законодательства, в том числе в рамках разработки Социального кодекса.

Кроме того, на сегодняшний день идет реализация Генерального соглашения между Правительством, республиканскими объединениями работников и работодателей, где предусмотрены создание работодателями условий для реализации основных прав и гарантий женщин, молодёжи и лиц с инвалидностью, в рамках соглашений и коллективных договоров.

Касательно лекарственного обеспечения, получения инвалидных колясок  и снижения детской инвалидности

Для лекарственного обеспечения детей с орфанными и другими сложными  заболеваниями определен наиболее проблемный перечень лекарственных средств и медицинских изделий (далее - ЛС и МИ).

Для решения данного вопроса внедрен упрощенный порядок включения орфанных ЛС и МИ в перечень ЛС для лечения орфанных заболеваний, ЛС включены в перечень ЛС для лечения орфанных заболеваний и Казахстанский национальный лекарственный формуляр[1].

В текущем году для обеспечения детей, больных орфанными и эпилептическими заболеваниями, дорогостоящими препаратами из республиканского бюджета дополнительно выделено 16,4 млрд тенге.

В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» лица с инвалидностью обеспечиваются техническими средствами и реабилитационными услугами за счет бюджета в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

С 2021 года для улучшения обеспечения граждан средствами и услугами реабилитации повсеместно запущен Портал социальных услуг, где гражданам предоставляется возможность самостоятельного и своевременного выбора средств и услуг.

Также Министерством труда и социальной защиты населения прорабатывается вопрос сокращения сроков замены специальных средств передвижения и увеличения норм выдаваемых гигиенических средств, в первую очередь для детей с инвалидностью.

Данные вопросы комплексно рассматриваются межведомственной рабочей группой под руководством депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Рамазановой Л. К.

Касательно учета периода ухода за ребенком с инвалидностью для назначения пенсионных выплат

В целях социальной защиты родителей, имеющих ребенка с инвалидностью, законодательством предусмотрен ряд социальных льгот.

Так, при исчислении трудового стажа для назначения солидарной и базовой пенсионных выплат включается весь период ухода за ребенком с инвалидностью до 18 лет (без ограничения), а также период ухода за взрослым лицом с инвалидностью 1 группы.

Кроме того, если в семье есть другие дети, то время ухода за ними до достижения 3 лет (в общей сложности 12 лет) также включают в трудовой стаж.

При этом, один год ухода за ребенком с инвалидностью при назначении базовой и солидарной пенсий приравнен к одному году трудовой деятельности. Указанные меры позволяют получать солидарную и базовую пенсии в более высоком размере.

В целях повышения материального положения пенсионеров в рамках дальнейшей модернизации пенсионной системы с 2028 года предусмотрен переход от базовой к минимальной гарантированной пенсии.

Данная мера предполагает повышение минимального размера с 54 до 70 % от величины прожиточного минимума, уменьшение минимального стажа участия с 10 лет до 5 лет, а также снятие максимального ограничения размера              (в настоящее время максимальное ограничение составляет 1 ПМ при стаже 33 лет и выше).

Это позволит повысить уровень пенсионного обеспечения, в том числе для лиц с инвалидностью.

Касательно предоставления лицам с инвалидностью права на одновременное получение государственных социальных пособий по инвалидности и пенсионных выплат по возрасту 

В соответствии с Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан» (далее – Закон) право на получение социального государственного пособия по инвалидности имеют все лица, признанные в установленном порядке инвалидами, вне зависимости от наличия у них трудового стажа.

Законом предусмотрено, что при достижении пенсионного возраста, если размер пенсионных выплат по возрасту оказывается меньше размера получаемого государственного социального пособия, то производится соответствующая доплата до размера государственного социального пособия.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда №128             «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» пособие по инвалидности предоставляется в течение всей продолжительности охватываемого случая или до тех пор, пока данное лицо не приобретет право на получение пенсии по старости.

Касательно оформления опекунства

В соответствии с Гражданским кодексом решение суда, по которому гражданин признан недееспособным является основанием для назначения органом опеки и попечительства недееспособному опекуна. Порядок назначения опекунов, их функции, права и обязанности определяются законодательством. Опекун получает свой статус по решению местного исполнительного органа, на основании которого ему выдается удостоверение опекуна.

Министерством труда и социальной защиты населения и ПРООН в рамках совместного проекта в текущем году будет проведен анализ института опеки над совершеннолетними лицами и выработаны рекомендации по его совершенствованию.

Работа в данных направлениях продолжается и находится на постоянном контроле Правительства.

Е. Тугжанов


[1] утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года                                                  № ҚР ДСМ-142 «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан»