МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-185 от 25.05.2023г. по налоговому администрированию

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

На № ДЗ-185 от 25 мая 2023 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш депутатский запрос, сообщаю следующее.

Правительством ведется работа по разработке проекта нового Налогового кодекса.

Фискальная политика направлена на стимулирование и расширение налоговой базы и укрепление доходной части бюджета.

Особое внимание уделяется совершенствованию налогового-таможенного администрирования, снижению теневой экономики и возврату нелегально выведенного капитала в страну из-за рубежа.

Новый налоговый кодекс станет стимулом для всех руководителей организаций в том числе к повышению заработных плат для своих работников.

Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков максимально будут оцифрованы. Повысится прозрачность и предсказуемость налоговой политики.

Данная работа на сегодня проводится комплексно совместно с общественностью и привлечением широкого круга экспертов и представителей бизнес-сообщества.

Касательно платы за пользование растительными ресурсами

2 января т.г. принят Закон «О растительном мире» (далее – Закон), положения которого не распространяются на сельскохозяйственные растения, а также на растения, произрастающие на приусадебных участках, а также участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства и огородничества.

При этом, одним из принципов Закона является платность за пользование растительными ресурсами в порядке специального пользования растительным миром.

Так, согласно Закону, на территории Казахстана допускаются общее и специальное пользования растительным миром.

Общее пользование растительным миром осуществляется безвозмездно и без соответствующих разрешений.

Специальное пользование растительным миром осуществляется при условии внесения платы за пользование растительными ресурсами в соответствии с налоговым законодательством.

Также внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс (Законом от 20 марта 2023 года № 213-VII ЗРК (срок введения в действие – 1 января 2024 года), согласно которым плательщиками платы за пользование растительными и лесными ресурсами (далее – плата) являются лица, осуществляющие заготовку (сбор) дикорастущих видов растений для фармацевтических, продовольственных и технических нужд.

При этом следует отметить, что облагаемые виды растений и ставка платы по ним определяются маслихатами.

Касательно введения налогов на вредные продукты питания

В целом, товары, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости, т.е. все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах облагаются акцизами.

Следует отметить, что по мере анализа текущей ситуации происходит постепенный рост ставок акциза на такие товары. 

Таким образом, на сегодня отсутствует необходимость в введении нового налога. 

Кроме того, последние несколько лет поднимается вопрос введения акциза на сахаросодержащие напитки (далее – ССН).

Как известно, установление новых и отмена действующих налогов и платежей в бюджет, изменение ставок необходимо рассматривать с соблюдением баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Соответствующая работа ведется в рамках рабочей группы по совершенствованию налоговой политики и администрирования.

Касательно предоставления ваучеров семьям с низким уровнем дохода на приобретение полезных продуктов

В 2002 году внедрена адресная социальная помощь (далее – АСП), что позволило защитить малообеспеченную часть населения от снижения их доходов.

Механизм расчета размера АСП определяет степень нуждаемости семьи в социальной поддержке, которая составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности, определяемой на основе прожиточного минимума.

С 2020 года в реализацию поручения Главы государства система адресной социальной помощи реформирована для обеспечения ее прозрачности, справедливости, а также повышения мотивации к труду.

По состоянию на 1 мая т.г. 94,2 тыс. семьям или 494,3 тыс. человек (доля детей составляет 66% или 329,1 тыс., численность многодетных семей – 43,4 тыс.) являются получателями АСП.

Механизм расчета размера АСП определяет степень нуждаемости семьи в социальной поддержке, которая составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности, определяемой на основе прожиточного минимума (70% от прожиточного минимума).

Как известно, продовольственная часть величины прожиточного минимума рассчитывается путем умножения научно-обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания на средние цены, сложившиеся в текущем месяце в регионах страны.

Из этого следует, что при повышении цен на продукты питания, входящих в продуктовую корзину (в т.ч. СЗПТ), увеличится величина прожиточного минимума, соответственно и размер АСП.

В этой связи действующий механизм определения размера АСП предусматривает компенсацию повышения цен на основные виды продуктов питания для малообеспеченных граждан.

Кроме того, на сегодня с 1 января т.г. запущена Цифровая карта семьи. На сегодня в базе «Цифровая карта семьи» содержатся данные порядка 19,5 млн. человек, которые сгруппированы в 6,3 млн. семей.

Справочно: Цифровая карта семьи – это аналитическое решение, реализованное на информационно-аналитической системе информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства», которое позволяет формировать и сегментировать списки семей (лиц) по уровню их социального благополучия.

Данные обновляются по мере изменения статуса семьи, ее членов и сведения из базы являются основанием для определения нуждающихся семей (лиц) в мерах социальной защиты, в том числе для оказания проактивных государственных услуг.

В этой связи, видится целесообразным вместо ваучеров использовать другие альтернативные механизмы, в том числе в рамках Цифровой карты семьи.

Данный подход позволяет своевременно определить уровень социального благополучия граждан и в проактивном формате оказывать им гарантированную государственную поддержку.

А. Смаилов