МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос на имя заместителя Премьер-Министра РК, Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. на тему: "Проблема ограничений применения режима упрощенной декларации для малого и среднего бизнеса"

                                                                                    Заместителю

                                                                                     Премьер-Министра

                                                                                     - Министру финансов

                                                                                     Республики Казахстан

                                                                                     Жамаубаеву Е.К.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Ерулан Кенжебекович!

У субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц-резидентов Республики Казахстан), применяющих специальный налоговый режим вызывает очень много вопросов ограничения применения специального налогового режима по определенным видам деятельности, а также поразительная гибкость толкования норм Налогового Кодекса со стороны налоговых органов, которая позволяет перевести им налогоплательщика с режима упрощенной декларации на общеустановленный. А ведь это десятки миллионов тенге, если не больше, доначислений, которые ложатся бременем на плечи малого бизнеса и фактически уничтожают его.

Предприниматели, в частности, жалуются, что налоговые органы ближе к истечению трехлетнего срока приходят с проверками и делают доначисления единовременно за целых три года, в связи с тем, что предприниматели якобы некорректно применили специальный налоговый режим и должны были встать на учет по общеустановленному режиму.

Мы не говорим сейчас об ошибках, которые действительно мог допустить субъект малого бизнеса, его бухгалтерия, мы говорим о том, что подобные жалобы на налоговые органы приходят со всей страны и это приобретает массовый характер, как и недовольство предпринимателей. Необходимо бороться не со следствием, а с причиной.

В период пандемии малый бизнес пострадал очень сильно. ИП и небольшие ТОО испытывали сложности, многие приостановили свою деятельность.

Речь идет о статье 683 Налогового кодекса (Условия применения специального налогового режима).

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики….не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Предлагается исключить любые ограничения по видам деятельности и оставить критерием невозможности применения специального налогового режима лишь предельный доход для субъектов малого бизнеса за налоговый период.

Также из подпункта 4 данной статьи предлагается исключить ограничения на применение специального налогового режима для субъектов малого бизнеса:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

Основанием для исключения этих ограничений считаем низкую эффективность и вред для предпринимательской деятельности, а также коррупционные риски.

По многим видам деятельности у предпринимателей отсутствуют крупные затраты при оказании данного вида услуг, соответственно платеж ИПН/КПН осуществляется в полном объеме. В этой связи данная норма не способствует, а только препятствует развитию субъектов малого предпринимательства.

Как правило этими видами деятельности занимаются либо физические лица посредством регистрации ИП, а также ТОО с небольшой численностью сотрудников.

Подобное налоговое администрирование усложняется необходимостью подачи отчетности, которая предполагается в общеустановленном налоговом режиме. В отличие от общеустановленного режима, компании, выбравшие упрощенный режим декларации сдают налоговую отчетность формы 910 2 раза в год до 15 августа и до 15 февраля. При общеустановленном же режиме необходимо подавать налоговую декларацию формы 200, не позднее 15 числа следующего месяца за отчетным, а также годовой отчет формы 100 предоставлять до 31 марта следующего года за отчетным.

Все это создает излишние проблемы и трудности при осуществлении данных видов деятельности и тормозит развитие МСБ.

Применение упрощенного режима позволит снизить затраты на содержание бухгалтерии, бухгалтерского учета, дополнительных отчетностей и позволит субъектам малого предпринимательства не уходить в тень от налогов, а уплачивать 3% с общего оборота. Также снизится и нагрузка на налоговые органы, которым не придется заниматься администрированием и мониторингом таких предпринимателей в том объеме как это делается сейчас.

О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.

    С уважением,

депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»                                      М. Магеррамов

                                                                                           

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Танашева