МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-355 от 27.09.2023г. О совершенствовании специального налогового режима для субъектов малого бизнеса

Депутатам
Мажилиса Парламента Республики Казахстан – членам фракции «Народная партия Казахстана»

(по списку)

М. Магеррамов

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Танашева

На № ДЗ-355 от 28 сентября 2023 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш депутатский запрос, сообщаю следующее.

Налоговым кодексом предусмотрены специальные налоговые режимы
(далее – СНР) для субъектов малого бизнеса (на основе патента, упрощённой декларации, с использованием фиксированного вычета, с использованием специального мобильного приложения), устанавливающие упрощённый порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов, льготные ставки и другие механизмы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки.

СНР с точки зрения общей природы являются своего рода льготой для субъектов малого предпринимательства, которые вводились в целях поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставления возможности им стать крупными.

Предоставляя право их применения, государство создает особые, более благоприятные условия с упрощением порядка исполнения обязательств для отдельных категорий бизнеса или отраслей.

Например, для малого бизнеса, не имеющего возможность нанять квалифицированного бухгалтера для ведения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, корректного исполнения налоговых обязательств, требующих специальных познаний и соответствующей сертификации.

При этом налогоплательщики, осуществляющие консультационные или маркетинговые услуги, услуги в области бухгалтерского учета или аудита, финансовую или страховую деятельность и т.д., обладают достаточным уровнем компетенции для ведения учета и определения налоговых обязательств в общеустановленном порядке.

Кроме того, согласно информации Комитета государственных доходов Министерства финансов, зачастую в схемах налоговой оптимизации используются сделки именно с налогоплательщиками, применяющими СНР на основе упрощенной декларации, в основном, в связи с отсутствием ведения бухгалтерского учета, полноценного налогового учета и разных ставок (налогооблагаемый доход ТОО в общеустановленном режиме облагается по ставке 20% и если он уменьшается (вычет) на сумму доходов, выплаченных налогоплательщику, применяющему СНР на основе упрощенной декларации, облагаемых по ставке 3%, то имеет место факт занижения сумм КПН к выплате).

В связи с тем, что ранее в таких схемах чаще всего использовались расчёты с лицами, осуществляющими деятельность именно в сфере консультационных, консалтинговых, маркетинговых услуг и услуг в сфере бухгалтерского учёта и аудита, эти виды были включены в перечень видов деятельности, запрещённых для применения СНР.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях предотвращения применения СНР в вышеуказанных схемах налоговой оптимизации, например, между взаимосвязанными сторонами, предусмотрены исключения по применению СНР не только по видам деятельности, но и по учредительству и наличию структурных подразделений.

Таким образом, ограничения, установленные подпунктом 3) пункта 2
и подпунктами 1), 2) и 3) пункта 4 статьи 683 Налогового кодекса, предусмотрены в целях исключения минимизации налоговых обязательств путем создания различных схем ухода от налогообложения.

На основании изложенного, исключение указанных ограничений по применению СНР считаем не целесообразным.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №229 в отношении субъектов малого предпринимательства в трехлетний период (2020 – 2022г.г.) действовал и в текущем году продолжает действовать мораторий на проведение налоговых проверок.

В этот же трехлетний период с 2020 по 2022 года субъекты микро и малого предпринимательства, применяющие СНР (кроме СНР розничного налога), освобождались от уплаты налогов на доходы.

Необходимо отметить, что за 2020 год воспользовались освобождением от уплаты налогов 593 тыс. налогоплательщиков на сумму порядка 150 млрд тенге (36,9 % от общего количества налогоплательщиков), за 2021 год – 695,5 тыс. налогоплательщиков на сумму более 200 млрд тенге (41,5 % от общего количества налогоплательщиков), за 2022 год
– 667,9 тыс. налогоплательщиков на сумму свыше 190 млрд тенге (32,7 % от общего количества налогоплательщиков). Общая сумма налоговых льгот в результате применения данной нормы за три года, составила более 540 млрд тенге.

Также сообщаем, что в настоящее время проводится работа по разработке нового Налогового кодекса, в рамках которой, в том числе, будет рассмотрен вопрос совершенствования СНР.

Е. Жамаубаев