МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на Депутатский запрос №ДЗ-145 от 10.05.2023г. Адресован: Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А. Тема: О правовом бесправии и социальной бедности лиц с инвалидностью.

Касательно правовой и социальной защиты лиц с инвалидностью

В целях повышения благополучия и социальной защиты социально-уязвимых категорий граждан, в том числе лиц с инвалидностью принят Социальный Кодекс (далее – Кодекс) (вступает в действие с 1 июля 2023 года).

Так, одним из нововведений Кодекса является введение нормы по исключению дискриминации по признаку инвалидности.

На Пленарном заседании Сената Парламента одобрен Закон «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов» (далее – Конвенция). Это является еще одним шагом по обеспечению социальных и правовых гарантий качества жизни граждан с инвалидностью.

В реализацию Кодекса и Конвенции ведется работа по разработке проектов подзаконных правовых актов, имплементации конвенционных положений в республиканское законодательство в сфере защиты прав граждан с инвалидностью.

Предусмотрена трансформация системы социального обслуживания, главная цель которой – повышение доступности специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью.

Касательно обеспечения техническими средствами реабилитации

Сегодня предоставление технических средств реабилитации и услуг лицам с инвалидностью осуществляется через Портал социальных услуг (далее - Портал).

Каждое лицо с инвалидностью может самостоятельно выбрать на Портале техническое средство реабилитации или заказать услугу напрямую у поставщика, с учётом индивидуальных потребностей, подходящего производителя, рейтинга и местонахождения поставщика, отзывов и оценок других пользователей. 

Введение с 2020 года Портала повлияло на рост обеспеченности лиц с инвалидностью техническими средствами реабилитации и услугами.

Так, если в 2018 году обеспечено техническими средствами реабилитации и охвачено услугами индивидуального помощника, специалиста жестового языка, санаторно-курортного лечения только 57,8% (271 479 человек), то сегодня эта доля составляет 90,8% (397 047 человек). 

Вместе с тем, поступают обращения от лиц с инвалидностью по низкому качеству товаров, предлагаемых Поставщиками на Портале.

В этой связи, в рамках Кодекса усилена компетенция Комиссии по вопросам портала, которая вправе принимать решение о включении поставщика в список недобросовестных поставщиков в случае некачественного предоставления товара или оказания услуг.

Кроме того, для обеспечения равного доступа лиц с инвалидностью к дорогостоящим и современным техническим компенсаторным средствам планируется запуск Парков технических средств. Пилотный проект будет реализован поэтапно при поддержке фонда «Қазақстан халқына».

Касательно реабилитации лиц с инвалидностью

Первичная и вторичная реабилитация лиц с инвалидностью осуществляется медицинскими организациями в соответствии с индивидуальной программы абилитации и реабилитации лица с инвалидностью.

Медицинскую реабилитацию в стране оказывают 637 организаций здравоохранения, из них государственных – 388, частных – 249.

С 2020 года в рамках реализации инициативы «Қамқорлық» проводится работа по поэтапному расширению сети реабилитационных услуг. На начальном этапе реабилитационные центры были открыты на уровне областных центров.

По линии здравоохранения открылось 22 реабилитационных центра, оснащенные современным реабилитационным оборудованием (в Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Туркестанской, Костанайской, Мангистауской, Кызылординской, Акмолинской, Актюбинской областях и в городе Астана).

В целях охвата граждан, проживающих в сельской местности, планируется открытие 17 районных реабилитационных центров и 6 региональных реабилитационных центров (с учетом вновь созданных регионов).

По линии социальной защиты населения в 12 регионах запланировано строительство новых реабилитационных центров на 150 мест (Акмолинская, Актюбинская, Жетысуская, Атырауская, Абайская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Павлодарская, Туркестанская области и гг. Астана, Алматы, Шымкент). В текущем году в г.Семей Абайской области введен в эксплуатацию реабилитационный центр на 150 мест. В 6-ти регионах продолжается строительство реабилитационных центров. По оставшимся 5 регионам подготавливаются соответствующие документы.

В целях расширения охвата реабилитационными услугами лиц с инвалидностью по другим нозологиям ведется работа по открытию центров дневного пребывания для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в 8 регионах страны (Актюбинской, Жетысуской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской областях, городах Шымкент и Алматы).

Также, в связи с необходимостью профилактики инвалидизации детей впервые в Казахстане созданы государственные центры раннего вмешательства (далее - Центры). В течение 2022-2023 гг. запланированы к открытию 17 центров раннего вмешательства.

Функционирование реабилитационных центров позволит охватить качественной комплексной помощью всех лиц с инвалидностью, в том числе детей и обеспечить преемственность и непрерывность реабилитационной помощи на всех этапах реабилитации.

 Касательно предоставления мест для детей с инвалидностью в группах детских садов

На 1 января 2023 года в республике проживают 55 445 детей с инвалидностью до 5 лет (из них детей раннего возраста (0-3 лет) – 7 719, дошкольного возраста (3-5 лет) – 47 726 детей).

Системой образования охвачено 40 037 детей с ограниченными возможностями (72,2%), из них в специальных дошкольных организациях – 5 268; в специальных группах дошкольных организаций общеразвивающего типа – 4 441 детей; в дошкольных организациях общеразвивающего типа получают инклюзивное образование –16 305; в частных и других организациях образования (общественных) – 14 023 детей.

Коррекционно-педагогическую поддержку в условиях кабинетов психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центров системы образования получают – 11 597 детей с инвалидностью, не посещающие дошкольные организации. 3 811 детей с инвалидностью отказались от помощи (отказы родителей ввиду раннего возраста детей (0-3 лет); отказы родителей детей от получения коррекционной помощи (не согласны с наличием проблем в развитии (диагнозом), нежелание посещать специальные организации); недостаточная сеть специальных дошкольных организаций и групп, кабинетов психолого-педагогической коррекции).

В этой связи, в рамках Кодекса с июля 2023 года планируется запустить пилотный проект по размещению заказа частному сектору для открытия домов малой вместимости в 7 регионах страны (Акмолинская, ЗКО, Карагандинская, Туркестанская области и гг. Астана, Алматы, Шымкент). Здесь им будет оказываться гарантированный объем специальных социальных услуг. В свою очередь, привлечение частного сектора непосредственно в местах проживания лиц с инвалидностью, в том числе в сельской местности, позволит улучшить качество оказываемых услуг и будет способствовать сохранению ребенка в семье.

Наравне с 731 государственными организациями стационарного, полустационарного и надомного типов обслуживания специальные социальные услуги предоставляют 182 неправительственных организаций, охватывающие более 100 тыс. лиц с инвалидностью.

Касательно установления опеки или попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами

В соответствии со статьей 120 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» государство осуществляет свои функции по опеке или попечительству.

Уполномоченные органы по социальной защите населения местных исполнительных органов на основании принятых судебных решений устанавливают опеку или попечительство над совершеннолетними недееспособными, ограниченно дееспособными лицами.

Следует отметить, что установление опекунства в судебных инстанциях занимают длительное время.

Вопрос упрощения процедуры установления опеки или попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами с инвалидностью будет проработан с судебными органами.

Касательно пособия по уходу за лицами с инвалидностью второй группы

Сегодня семьям, воспитывающим детей с инвалидностью выплачивается государственное пособие до достижения ими совершеннолетия.

С июля 2018 года введено новое ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое по уходу за лицами с инвалидностью первой группы с детства старше 18 лет. Размер составляет 1,4 ПМ (56 794 тенге). На 1 мая т.г. выплачено 101 тыс. человеку на общую сумму 23,3 млрд. тенге.

С октября 2021 года данное пособие выплачивается всем гражданам, осуществляющим уход за лицами с инвалидностью первой группы, вне зависимости от причины инвалидности. Размер составляет 1,4 ПМ (56 794 тенге). На 1 мая т.г выплачено 40,5 тыс. человеку на общую сумму 9,4 млрд. тенге.

В рамках Кодекса размер вышеназванных пособий будет повышен до 1,61 ПМ или 65 313 тенге.

Кроме того, лицам с инвалидностью первой группы, имеющим затруднение в передвижении предоставляются услуги индивидуального помощника. С 1 июля текущего года они будут обеспечены социальными гарантиями.

Сегодня в стране проживают 271,4 тыс. лиц с инвалидностью второй группы. Предложения депутатского корпуса в части выплаты пособия по уходу за лицами с инвалидностью второй группы прорабатывается исходя из реальной потребности.    

Касательно раннего выхода на пенсию женщин, осуществляющих уход за ребенком с инвалидностью

Согласно реформы пенсионной системы 1998 года женщины, родившие (удочерившие, усыновившие) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста могут выйти на пенсию в возрасте 53 года, если имеют трудовой стаж до 1 января 1998 года.

Постепенно размеры солидарных пенсий снижаются, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года. При этом, лица моложе 40 лет право на солидарную пенсию не будут иметь, так как не располагают трудовым стажем до 1998 года.

Снижающиеся размеры солидарных пенсий компенсируются возрастающими размерами накопительной пенсии, формируемой за счет обязательных пенсионных взносов (чем больше период перечисления и размер пенсионных взносов, тем выше ее размер).

Со временем государство будет выплачивать только базовые пенсии, а основную часть граждане будут получать из накопленных средств.

Таким образом, ранний выход на пенсию не позволит обеспечить адекватные размеры пенсий в старости, так как, непродолжительный период перечисления пенсионных взносов не даст возможность сформировать достаточный объем пенсионных накоплений, а также получить базовую пенсию в более высоком размере.

В связи с этим, сегодня на первый план выходит задача по охвату безработных женщин активными мерами содействия занятости, которые вкупе с озвученными Президентом мерами по поэтапному повышению размеров базовой пенсии (до 70% от величины прожиточного минимума - минимальной и 120% - максимальной) и увеличению величины максимального дохода для исчисления солидарной пенсии (с 46 до 55 МРП), позволят обеспечить им адекватные размеры пенсий.

В целях их вовлечения в активную занятость и обеспечения адекватными пенсиями реализуется проект «Серебряный возраст». При этом, для большего охвата количества безработных женщин с этого года возраст участия в проекте снизился до 50 лет. Сегодня участницы проекта могут получать заработную плату не менее 30 МРП или 100 тысяч тенге.

Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос субсидирования пенсионных взносов и социальных отчислений лицам, осуществляющих уход за лицами с инвалидностью первой группы и одному из родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью в случае их отсутствия.

На сегодня порядка 68% и 58% лиц, осуществляющих уход, соответственно, не имеют обязательные пенсионные отчисления.

В соответствии с Кодексом членам семьи, осуществляющим уход за лицами, нуждающимися в специальных социальных услугах, предоставляется возможность, оказывать им услуги в качестве индивидуальных помощников.

Услуги их будут оплачиваться, а также будет производится перечисление обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и Фонд социального медицинского страхования.

Это позволит женщинам до выхода на пенсию максимально активно участвовать в накопительной пенсионной системе, что позволит обеспечить их адекватными размерами пенсий в будущем.